Графы конфликтных реакций в общении

1. Соперничество 2. Игнорирование 3. Сотрудничество
                 
  - Спор; - Борьба; - Вызов; - Обвинение; - Месть; - Неистовство; - Словесные атаки; - Унижение; - Триангуляция; - Драка.   - Желание спрятаться; - Уклонение; - Отсрочка; - ложь; - игнорирование; - пренебрежение; - притворное согласие; - неуместный юмор; - избежание разговора   - диалог; - переговоры; - голосование; - убеждение; - объединение (интеграция); - логические рассуждения (анализ и синтез)
4. Компромисс 5. Приспособление    
               
  - обмен ресурсами; - справедливый торг; - временное заключение соглашения; - частичное соглашение и отказ то конфронтации; - взаимные уступки.   - Согласие без борьбы; - Согласие без конструктивного обсуждения; - Мазахизм; - Заискивание; - Принятие поражения.    

Далее тренер предлагает провести исследование стилей поведения членов группы. Проводится тест К. Томаса. Очсуществляется обмен мнениями.

Обсуждение результатов занятия.

Упражнение №5 «Живые руки»

(Телесно-ориентированное упражнение Карла Рудестама)

Цель: Формирование чувства взаимного доверия.

Члены группы расставляют стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 60 сантиметров. Все должны снять с рук кольца и часы и завязать друг другу глаза. Руководитель подводит к стульям пары так, чтобы никто не знал, кто будет сидеть напротив. Тренер рассаживает пары на стулья. Разговаривать запрещается. Ведущий дает установку: «Вложите в ваши руки всю выразительность ваших чувств: познакомьтесь с партнером, касаясь друг друга руками (3 минуты);боритесь руками (3 минуты); миритесь руками (3 минуты); прощайтесь руками (3 минуты).

Снимите с глаз повязки и обменяйтесь друг с другом и с группой своими ощущениями».

Рефлексия.

Примечания: 1. Выбор пар можно осуществлять на основе жребия, но так, чтобы участники тренинга не знали, кто кого выбрал. 2. После завершения упражнения можно не снимать сразу повязок с глаз членов группы, а предварительно развести их в разные стороны. После этого можно снять повязки и предложить каждому участнику угадать свою пару. При этом возможен и такой вариант, когда для того, чтобы найти свою пару участники тренинга могут трогать руки всех членов группы.


Упражнение № 6 «Репетиция поведения»

Цель: Научиться говорить «НЕТ»

Представьте себе ситуацию, в которой вы играете активную роль. Кратко запишите ее на листе бумаги. Ситуация должна включать в себя просьбы и отказы, критику и реакцию на нее и т.п. Примером может послужить ситуация приглашения выпить за успех дела, за друзей» в то время, когда вам не хочется (или нельзя) пить спиртное. Выберите себе партнера (или партнеров) по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сценарий, его роль и попробуйте сконструировать саму ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным.

Теперь проиграйте ситуацию. В начале выскажите партнеру свои просьбы, претензии, критику и т.д., затем послушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конструкцию ситуации, «сделав» свое поведение более правильным. Поменяйте партнера или поменяйтесь с партнером ролями.

Обсудите свое поведение и поведение партнера со всей группой.

Рефлексия.

Упражнение 7 . « Караблекрушение»

Цели: Выявление конфликтных зон в Т-группе; Сплочение команды; развитие толерантности; профилактика конфликтов.

Тренер дает установку группе представить, что они находятся на «Титанике» и корабль терпит кораблекрушение. Вы все пересаживаетесь на плот, но корабль в любой момент может пойти ко дну. На палубе рядом находятся ниженазванные предметы. Но надо спешить погрузить их, в любой момент судно может затонуть. Вы успеете взять только 11 предметов.

Задачи для команды:

1. Выбрать предметы в порядке убывания значимости.

2. Из них выбрать только – 11 самых необходимых.

3. Каждый должен предложить только 2-х, кого он считает спасти обязательным. Аргументация.

4. Осуществить погрузку на спасательный плот пассажиров в порядке необходимости спасти.

5. Определить 1-2-3 и др., кто останется без плота (число указывает тренер).

Время для работы 5-7 минут.

Перечень предметов:

1. Секстант;

2. Бинокль;

3. Полиэтиленовая пленка – 4 кв.м.;

4. Спички (1 коробка);

5. Барометр;

6. Канат (10 м.);

7. Зеркало (1 0х 10 см.);

8. Топор;

9. Ласты;

10. Ружье и 5 патронов;

11. Ракетница с тремя ракетами;

12. Зажигалка:

13. Ящик шоколада;

14. Ящик галетного печенья;

15. Спирт – 2-х литровая бутыль;

16. 5 2-х литровых бутылок (пластиковых) с водой;

17. Лом;

18. 5 банок мясных консервов:

19. Рыболовецкая сеть;

20. Удочка;

21. Плот на 10 ( 5) человек ( кол-во определяет тренер) – 2 – 5 чел. Должны остаться за бортом;

22. Вино – 5 бутылок стеклянных по 0,5 литра;

23. Пустая канистра на 10 л.;

24. Пластмассовая посуда (10 больших тарелок);

25. Радиоприемник на батарейках;

26. Сапоги (по числу участников);

27. Одеяло;

28. Нож.

29. Письменные принадлежности (тетрадь, ручка).

Члены группы обсуждают и сообщают свое решение.

Рефлексия.

Упражнение № 8. «Шмель» (Релаксация)

Цель: Достижение состояния покоя, психологическая разгрузка.

Примечание: Данное упражнение см. в тренинге личностного роста

Занятие – 3 «Эффективное слушание»

Цель: Сформировать первичные умения эффективного слушания.

Наши рекомендации