Руководители будущего века

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852

В. А. Розанова

собностью обновлять профессиональные знания, обладать чувством нового, готовностью к риску и т д.; б) готовые к принятию сотрудничества как определенной стратегии поведения; коммуникабельности, в) связанные с заинтересованностью в минимизации затрат, ориентированные на результаты фирмы по типу японских

К менеджерам будущего века уже сейчас предъявляются повышенные требования. В соответствии с концепцией "Маркетинг-2000" к важнейшим критериям успеха в будущем относятся.

— управление информатикой,

— управление процессами обновления;

— интернационализация,

— интегрированный маркетинг /3; 7; 13/.

Эти критерии предъявляют в настоящее время повышенные требования к системе обучения и повышения квалификации менеджеров в Германии, Австрии, других европейских странах

Самым важным свойством руководителей будущего ученые считают ориентацию на достижение успеха в деятельности, как основного мотивационного образования

Подготовка руководителей с такой ориентацией должна стать основной задачей системы повышения квалификации управленческих кадров при подготовке к XXI веку, требующему эффективного менеджмента.

Среди разнообразных факторов, по которым руководители оцениваются как наиболее успешные, работая в многонациональных корпорациях, были выделены:

— способность справляться с быстро меняющимися ситуациями;

— характер мотивации;

— особенности группы, в которой с формировался человек;

— благоприятное физическое здоровье,

— минимизация психологических стрессов.

Способность действовать успешно и быстро в меняющихся условиях предполагает своевременное осознание проблем, поддержание динамического продвижения вперед и поощрения творческой активности руководителей.

Другой важной проблемой в деле эффективного управления является повышение уровня удовлетворенности руководителя своей работой и необходимость постоянного решения новых задач, что рождает положительную мотивацию в деятельности руководителя будущего.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров

Качества менеджера, препятствующие эффективной деятельности организации

Функциональная организация:

Недостаточная сформированность у менеджера индивидуальной управленческой концепции Рассогласование организационных и личных ценностей и целей менеджера

Недостаточная степень наличия управленческих способностей менеджера

Недостаток знаний, умений и навыков менеджера в области управленческой деятельности Отсутствие креативности у менеджера Неумение управлять собой Неумение управлять группой Недоброжелательное отношение к персоналу Отсутствие стремления к личностному росту Неумение мотивировать персонал Трудности в общении с подчиненными Применение неэффективного стиля руководства Ориентация на себя и свои личные цели Отсутствие ориентации на решение профессиональных задач

Недостаток творческого подхода в работе Консервативность поведения менеджера Наличие конфликтных тенденций поведения Наличие невротических тенденций поведения

Требования

К руководителю

Будущего века

В настоящее время уже сформулированы перспективные требования, которые будут предъявляться руководителям XXI века. Эти

требования относятся к руководителям всех уровней управления:

— техническая грамотность в целях оценки перспективности той или иной технологии;

— умение находить работоспособные группы, придерживающиеся определенных принципов и ценностей,

— умение справляться с переработкой большого количества информации;

— использование различных средств коммуникации,

— поддержание сотрудничества внутри корпорации

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 345

В. А. Розанова

Для выполнения этих требований рекомендуется отказаться от традиционных иерархических структур в управлении и определить четкую структуру целей развития организации /10/

Современная управленческая практики в развитых странах выявила способы, ликвидирующие разрыв между уровнем и темпами развития творческих способностей и квалификацией руководителей, с одной стороны, и изменениями организационных структур и технологии, с другой стороны Среди них ведущими являются развитие профессиональных качеств руководителей и управленческое консультирование /10/.

В последние десятилетия за рубежом получило широкое распространение функционирование оценочных центров. Сам термин "оценочный центр" обозначает принципы и подходы к сбору и интерпретации данных психологического обследования Впервые эти принципы были применены в США для отбора персонала стратегических служб В дальнейшем технология оценочных центров стала использоваться и в гражданских областях.

Особенно эффективной она оказалось применительно к отбору менеджеров среднего звена управления. Оценочные центры имеют несколько стадий в своей работе:

1 Анализ способностей и качеств, определяющих профессиональную пригодность

2. Создание ситуационных тестов (специфических тестов-испытаний).

3 Определение оценочных критериев и срезов успешности выполнения заданий

4. Выбор и подготовка оценщиков, прошедших специальное обучение по технике тестирования и проведения интервью.

Методической работой большинства зарубежных оценочных центров руководит консультационная фирма, находящаяся в Питсбурге, где готовятся тесты, оценочные упражнения, таблицы и т.д. Все материалы рассылаются в многочисленные филиалы во все страны мира в целях унификации работы в этом направлении /1/

Методы оценочных центров активно применяются не только для оценки управленческих кадров различных фирм и организаций, но и работников административных служб крупных городов, штатов и

Оценочные центры

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров

федеральных учреждений, а также офицеров армии и флота, полиции, других организаций.

Среди существующих центров можно выделить три вида: 1) постоянно действующие центры; 2) периодически функционирующие центры; 3) эпизодически действующие центры

Оценка потенциальных возможностей руководящих работников осуществляется по специально разработанным комплексным программам. Обычная типовая программа включает ряд техник, к которым относятся-

1 Упражнения по решению производственной задачи в виде деловой игры.

2 Групповое обсуждение ситуации как ранее заданной, так и разыгранной спонтанно.

3. Упражнение по решению проблем без посторонней помощи (" баскет-метод").

4. Прочие упражнения.

По результатам упражнений подводится общий итог работы, а также дается комплексная оценка способностей оцениваемого лица, которая излагается в письменных заключениях центра. Заключения оценочных центров являются важнейшей частью всей процедуры оценки.

Резюме

1. Важнейшими составляющими управления кадрами являются' планирование кадров, оценка трудовой деятельности, обучение, набор персонала; профориентация и адаптация; отбор; повышение; понижение; перевод; увольнение, подготовка, руководящих кадров; прогнозирование численности необходимого персонала.

2. Существуют различные подходы в оценке управленческих кадров. Основным из них является комплексный подход.

3 Обеспечение организации квалифицированными кадрами и повышение эффективности работы руководителя являются основополагающими в управлении

4. Для создания системы оценки кадров управления необходимо использование организационных, психологических, социально-психологических, этических и др. методов

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852

В. А. Розанова

5. Подготовка высококвалифицированных руководителей является ключевой проблемой европейских и американских компаний.

6. Лучшей мотивацией руководителя является ответственность

7. В некоторых фирмах США и Европы менеджеров готовят из состава инженерных кадров.

8 При расширении сети предприятий в зарубежных странах подготовка менеджеров осуществляется на основе системы перспективного планирования, обучения и повышения квалификации персонала.

9. Лидерские способности руководителей непосредственно связаны с успешностью их деятельности

10. В странах Европы, США и Японии используются различные подходы к подготовке менеджеров

11. К менеджерам XXI века уже сейчас предъявляются требования с ориентацией на достижение успеха в деятельности

12. Современная управленческая практика в развитых странах Европы и США располагает подходами, ликвидирующими разрыв между уровнем и темпами развития творческих способностей и квалификацией менеджеров

13. Широкое распространение в развитых странах приобрела деятельность оценочных центров по отбору перспективных менеджеров

Ключевыеслова

Руководитель (менеджер) — Лицо в организации, ответственное

за выполнение всех функций управления с помощью работы персонала.

Кадры управления — Руководители всех звеньев управ-

ления и их заместители.

Оценка персонала — Процесс определения эффективно-

сти выполнения сотрудниками организации должностных обязанностей и выполнения организационных задач.

Планирование чело- — Процесс определения потребностей

веческих ресурсов организации в персонале для вы-

полнения организационных целей

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Наши рекомендации