Квантовое упражнение 4
Когда появляется мысль, спрашивайте себя: “Кому появляется эта мысль?” Вы наверное ответите “Мне”. Тогда задавайте второй вопрос: “Кто этот я ?”
“Удерживайте внимание на обнаружении источника “я”- мысли, спрашивая при появлении каждой мысли, кому появляется эта мысль. Если ответ—“Я получаю мысль”, продолжайте, спрашивая: “Кто этот “Я”.” (Годмэн, 1985)
Это напоминает древний индийский подход спрашивания себя: “Кто я?”. Я занимался этим спрашиванием некоторое время и получал все больше ответов, которые я потом рассматривал. Спрашивание: “Кто этот я?” переместило меня от состояния “быть” мыслями—к наблюдению мыслей.
Наблюдайте ваш опыт и повторяйте это процесс с каждой новой мыслью. Замечайте, как подымается и опускается вдыхаемый воздух, в то время как вы замечаете возникновение и исчезновение мыслей. С появлением каждой новой мысли спрашивайте: “кому появляется эта мысль?”, получайте ответ “Мне”, и спрашивайте: “Кто этот я?”
Еще вы можете очень эффективно делать это упражнение с другим человеком. Когда вы удобно сели друг напротив друга, один человек начинает с того, что сообщает мысль—например, “Мне это упражнение кажется таким странным. Хочется выйти.” Партнер говорит: “Кому появляется эта мысль?” Первый естественно отвечает: “Мне”. “А кто этот я?”—спрашивает партнер.
Цель этого упражнения—начать чувствовать разницу между “мимолетными я”—изменчивыми ролями, связанными с разными мыслями, — и успокаивающим присутствием наблюдателя, который всегда здесь, следит за умственным парадом. Без наблюдателя большинство из нас проходят через ежедневные кувыркания туда-сюда среди волн наших мыслей. После гребня каждой волны мы попадаем во власть следующей.
Пример: мой будильник звонит однажды утром, как обычно, в семь утра. Моя первая мысль—“Я устал, я не хочу идти на работу”. Я мгновенно отождествляюсь с этой мыслью. По сути, я говорю себе: “Это я —я устал и не хочу идти на работу.”
После завтрака приходит мысль: “Жду не дождусь сказать Джеку о моей новой идее перестройки программы обучения”. Происходит то же мгновенное отождествление. “Это я —у меня великолепная идея”. Вдруг я чувствую себя полным сил и энергии, радующимся насчет моей работы.
Вот 10:30 утра и приходит мысль: “Мне скучно, зачем я выбрал эту профессию?” Врывается не выраженное в словах отождествление—“Это я —мне скучно на моей работе.” К полудню я думаю: “Я с нетерпением жду моей встречи со Светой—она так вдохновляет при обсуждении новых идей и проблем.” Неявная сторона этой активности та же, что и во всех других примерах: “Это я —я с нетерпением жду поговорить со Светой.”
На следующее утро я просыпаюсь и смотрю на мою жену, которая лежит рядом со мной. Приходит мысль, которая говорит: “И зачем мне эта связь?” мгновенно отождествляюсь с этой мыслью: “Это я —я хочу прекратить эти отношения”… “Мне не нужно было жениться”… “У меня могло бы быть столько свободы”. Во время завтрака мне оказывается приятно поговорить с женой. Я думаю: “Это так меня поддерживает; мне нравится постоянство.”
Во время моего утреннего перерыва, мимо по коридору проходит привлекательная особа, и я думаю: “Хотелось бы с ней встретиться,” а затем, “может, лучше было оставаться холостым… я мог бы делать именно то, что хочу…”
Звучит до скуки знакомо?
Смысл этого примера—дать почувствовать, как ум, так сказать, всегда передум ывает. Когда мы отождествляемся со всеми без разбору мыслями, мы катаемся на эмоциональных американских горках. Обучение наблюдать и свидетельствовать оставляет все меньше суматохи в повседневной жизни. Ум продолжает порождать свой гейзер вечно меняющихся потребностей, мнений, и требований, но ВЫ, наблюдающий за умом, выработаете равновесие. Вместо рывков на американских горках в течение дня, вы начнете скользить по спокойной воде.
Есть ли ответ на вопрос “Кто этот я?” Нет. Смысл упражнения в том, чтобы вы перешли от обычного скоротечного переживания, быть субъектом, отождествляющимся со всеми без разбору изменчивыми состояниями (“Я ничего не стою”), к менее знакомому переживанию себя как наблюдающего присутствия. Переживание “я”—которое обычно настолько личное, так субъективно, так привязано—становится более объективным и начинают уменьшаться сильные чувства отождествления.
Во втором квантовом упражнении мы научились переживать на опыте пространство или пустоту между двумя мыслями. Здесь вы учитесь переживать себя как отдельного от появляющегося и исчезающего в уме.
Практикуя упражнения первого уровня, в которых вы учитесь переживать на опыте пространство (неизменный неявный порядок) между вашими мыслями и отождествлениями (вечно меняющийся явный порядок), вы можете начать испытывать чувство равновесия, а не качаться на волнах вашего вечно меняющегося ума.
После того как я некоторое время занимался наблюдением своих мыслей, я пошел к моему учителю, Нисаргадатте Махараджу, и сказал: “Мне кажется, что я все больше и больше думаю, по мере того как я наблюдаю приход и уход всех этих мыслей. Я что, думаю больше или наблюдаю больше?”
Он ответил: “Ты больше наблюдаешь, и поэтому ты больше осознаешь больше своих мыслей. Из-за этого чувствуется неудобство. Это всего лишь этап развития.”
Я сказал: “Это долгий этап!”
Все, во что вы верите насчет себя, ограничивает. Я хорошо себя чувствую, я мерзко себя чувствую, я слишком высокий, я ненавижу себя, я не справлюсь, у меня не получаются близкие отношения, — все эти мысли мы переживаем как отдельные психо-эмоциональные состояния с отдельными волнами чувств, ощущений, и эмоций. Но на квантовом языке каждая мысль—частица энергии, окруженная пространством, и, как говорилось раньше, её можно пережить на опыте как волну энергии, появляющуюся из пустоты и исчезающую обратно. Само слово “квант” происходит от слова “quanta”, пакет энергии. Аналогично каждое переживание похоже на пакет энергии. Именно поэтому мы можем переживать мысли, чувства, эмоции с такой “силой энергии”. Если мы посмотрим через нашу квантовую линзу, то мы увидим, что все частицы и волны выглядят одинаково. На психологическом уровне значение этой квантовой реальности в том, что все колеблющиеся эмоциональные и психологические состояния (части (цы) или волны), которые мы переживаем на опыте как настолько разные, в действительности не отличаются в своей основе. В той степени, в которой мы отождествляемся с этими состояниями (или частицами-волнами), как с разными явлениями, мы переживаем эмоциональные подъемы и спады.
Один участник семинара заметил: “Вроде бы я наблюдал и в основном перешел в пространство, были какие-то мысли, но я не мог обращать на них внимание. Я не сосредоточивался на них, а был как бы за их пределами.” Другой обучающийся сказал: “Когда я использую этот подход, я замечаю, что ритм моих мыслей замедляется. Это изменение едва заметно, но я действительно испытываю отстраненность от мысли и внутреннего опыта.”