VII. 3 Коррекционно-педагогическая работа по

преодолению задержкипсихического развития

У детей и подростков

Комплексное проведение медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в психо­физическом развитии детей с задержкой психического развития, включает:

• раннюю диагнос­тику задержки психического развития у ребенка,

• тщательное изучение состояния познавательных способностей детей с ЗПР, общего состояния их здоровья и потенциальных возможностей их развития (с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка);

• проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на максимальное разви­тие познавательных возможностей детей и обогащения их прак­тического опыта;

• лечебно-оздоровительные мероприятия.

Далее в практической части пособия представлены: эволюционно-диагностическая карта на ребенка с ЗПР, представляющая собой программу психолого-педагогического изучения детей с задержками в развитии и содержание психолого-педагогической характеристики ребенка (подростка) с ЗПР, составляемой по данным психолого-педагогического обследования.

VI. 3.1 Диагностико-эволюционная карта ребенка

с задержкой психического развития*

I. Данные о ребенке

Фамилия, имя ребенка_____________________________

Дата рождения__________Домашний телефон_________

Посещает группу______________________с ___________

(номенклатура группы) ( дата )

I.I Сведения о семье

Мать /Ф.И.О., образование, место работы, должность_______________

Отец /Ф.И.О., образование, место работы, должность

________________

Состав семьи, в которой воспитывается ребенок________

_________________

Заболевания у родителей и других родственников

ребенка (аллергические заболевания, эндокринные нарушения,

эпилепсия, алкоголизм, пороки развития, нарушения речи и др.).

________________

________________

Родители проживают совместно (разведены / когда,

указать, сколько лет было ребенку)__________________

Наличие левшества у членов семьи__________________

________________

I.2 Анамнез

Возраст матери во время беременности_____________

Какая по счету беременность_________роды_________

исход предыдущих родов__________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз

I / II половины беременности, повышение АД, хроническая

внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания

/ грипп, краснуха, повторные ОРВИ и др./),

резус-конфликт, травмы плода)_____________________

________________

Психические травмы во время беременности__________

________________

Роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяж-

ные, переношенные)______________________________

При родах были применены: стимуляция родовой деятельности,

вакуум-экстракция, наложение щипцов, кесарево сечение

Ребенок закричал сразу / нет, были ли судороги________

_________________

Патология периода новорожденности (асфиксия ново-

рожденного, гипоксия, родовая травма, гематома

на голове; на который день ребенка приложили к груди и др.)

_____________________

Заболевания на 1-м году жизни (в том числе: дизентерия,

Пневмония и др.)______

________________

Острые респираторные заболевания (до 3-х лет)

более 6 раз в год_

менее 6 раз в год_

Детские инфекции (указать возраст) / ветряная оспа,

корь, скарлатина, краснуха, коклюш, менингит,

менингоэнцефалит, и др.)___________________________

_________________

I.3 Состояние сенсорных функций

Состояние зрения_

Состояние слуха__

I.4 Состояние лорорганов (гипертрофия небных мин-

далин, аденоидит); хронический тонзиллит____________

_________________

I.5 Наличие физических дефектов_________________

_________________

I.6 Травмы головы_______________________________

I.7 Отмечаются ли у ребенка судороги (возраст появле-

ния, частота, причины)____________________________

1. I.8 Энурез______

I.9 Состоит ли на учете у врача (у какого специалис-

та, с какого возраста, с каким диагнозом)______________

_________________

I.10 Группа здоровья______________________________

2. Данные психолого-педагогического обследования

Сроки проведения сен- тябрь январь май
1. Уровень развития основных познавательных процессов      
I. Восприятие      
зритель- ное 1. Цвет а) дай такой же б) дай красный / синий, зеленый, желтый / (название предмета) в) назови цвет      
  2. Форма а) дай такой же б) дай круглый / овальный, треугольный ( … ) в) назови форму      
  3. Что нарисовано? ( картинки с "зашумленным" фоном: елка, пирамидка, кошка, собака, белка, заяц )      
  4. Узнай предмет по его части (стол, автомобиль, молоток, петух и др. )      
Тактиль- ное( сте- реогноз ) 1. Узнай предмет на ощупь(мяч, пирамидка, машинка, кукла и др.)        
  2. Определение фактуры предметов      
  3. Узнавание объемных форм (шар, куб) и плоскостных фигур      
Слуховое восприятие 1. Ориентировка в бытовых шумах      
  2. Определение направления звукового сигнала      
  3. Соотнесение шума (звуков) с определенной ситуацией      
  4. Воспроизведение ритма (отстукивание по заданию: ... , .. , . ,      
II. Внимание      
  1. Вариант корректурной пробы: «Зачеркни все елочки» (методика С. Лиепинь)      
  2. Задание: «Чем отличаются картинки?»      
III. Мышление      
  1. Анализ картинки с нелепицами      
  2. Проба «4-й лишний»      
  3. Задание «Продолжи ряд»      
  4. Классификация: а) на две группы; б) на четыре группы      
  5. Сравнение: (чем похожи, чем непохожи): корова и коза, белка и заяц, ворона и воробей, стол и стул и т.п. а) в словесно-логическом плане; б) с опорой на картинку      
IV. Память      
  1. Запомни (3-5 объектов): а) предметных картинок; б) геометрических фигур; в) натуральных предметов      
  2. Повтори, что я скажу (3-5 слов)        
  3. Запоминание 10 слов (дети 6-7 лет) [Методика А.Р. Лурия]      
V. Воображение      
  1. «На что похоже?» (методика Л.А. Венгера)      
  2. Собери картинку из частей (вариант методики С.Д. Забрам- ной)      

Ознакомление с окружающим

Наши рекомендации