Деятельность и сознание личности

Психика человека коренным образом отличается от психики даже наиболее высокоорганизованных животных. Она представляет собой сознание. Что же касается тех моментов отражения, которые свойствен­ны и человеку, и животному, то они у человека, состав­ляя единство с сознанием, по существу носят подчи­ненный характер. Даже рефлекторный акту человека иногда может выступить в качестве способа и своеоб­разного механизма осуществления сознательного дей­ствия. У животных же такой акт может войти в состав только более или менее сложного инстинктивного дей­ствия и «обслуживать» его.

Сознание— это единство всех психических про­цессов, состояний и свойств человека как личности; оно представляет собой чрезвычайно сложней процесс отражения объективной действительности. Другими словами, давая определение сознанию, мы можем под­черкнуть, что это высший уровень психического отра­жения человеком действительности, ее представлен­ность в виде обобщенных образов и понятий.

Сознание представляет собой единство всех форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность и все другие психические процессы, состояния и свой­ства человека — это формы проявления его сознания.

Развитие всех психических функций в их взаимо­действии обеспечивает формирование у человека внут­реннего отражения внешнего мира, в некотором смыс-

ле, его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание.

Объективный мир, воздействуя на человека, отра­жается в его сознании — превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия — в реальное.

Один из основополагающих принципов отечествен­ной психологии — принцип единства сознания и дея­тельности — заключается в утверждении их взаимо­связи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улуч­шает его приспособленность к внешнему миру [87]. Сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании синтезируются ди­намические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физи­ческой и социальной среде.

Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его спо­собности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Использование сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить результат, который уже в начале этого про­цесса имелся в представлении человека, т. е. идеально.

В отличие от животных, человек не реализуют зало­женную видовым опытом программу поведения, опре­деляемую чисто биологическими потребностями, а вырабатывает свою программу путем выдвижения новых целей и задач.

Осознанная, целесообразная и произвольная ре­гуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мыслен­ное манипулирование, она позволяет сопоставлять те­кущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — представле­ние последствий поступков до их совершения — и осу­ществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей [221].

Преимущества внутренней модели перед необхо­димостью реально опробовать все намеченные дей­ствия проявляются и в том, что она допускает перенос обучения, то есть правильное решение новой задачи в неизвестной ранее сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым критериям новая задача имеет сход­ные со старой черты.

Такой положительный перенос исключает необхо­димость накопления собственного практического опы­та в каждой конкретной области и тем самым улучшает адаптацию человека к среде. Однако обращение к мыс­ленному эксперименту и к предсказаниям на основе учета динамических процессов и модели может давать хорошие результаты только в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: ведь любая модель инерционна, и если внешняя среда слишком изменчи­ва, прогноз на модели может приводить к ошибкам.

Очевидно, что без участия памяти не могут фор­мироваться и сохраняться представления, которые яв­ляются объектами манипулирования при предвосхи­щении результата будущего поведения. Сам факт введения в память информации о некотором событии свидетельствует о его определенной значимости (ина­че оно не попало бы в долговременную память), а присутствие там этой информации неизбежно приво­дит к включению ее во всю систему сохранявшихся до нее сходных фактов, то есть к перестройке последней.

Таким образом, воздействие памяти на сознание — активно, ибо такая перестройка может порождать но­вые оценки событий и новые цели действий.

В настоящее время выделяют в качестве основных следующие свойства сознания [130]: 1) построение отношений;

2) познание;

3) переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мыш­ления и эмоций в процессы осознания. Действитель­но, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между предметами и явлениями, а основной функцией эмоций— формирование субъективного отношения человека к предметам, явле­ниям и людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Субъективное отношение, данное человеку в эмо­циях, неразрывно связано с переживанием. Понятие переживания выражает особый психический аспект сознания: он может быть более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимоотношении и един­стве с другим моментом — знанием, особенно суще­ственным для сознания [148].

Реально существуя в едином потоке сознания, об­раз и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становить­ся чувством и, следовательно, переживаться.

С.Л. Рубинштейн особо подчеркивал эту сторону сознания: «Осознание переживания — это всегда ус­тановление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направ­лено, к действиям, которыми оно может быть реализо­вано» [149, с. 45].

По мнению К.К. Платонова, переживание — гене­тически более древняя психическая функция; позна­ние, свойственное в зачаточных формах и животным, приобрело у человека, в связи с развитием речи, сло­весное выражение и определило социальный аспект его развития; построение отношений присуще только человеку [130]. В этом контексте важно подчеркнуть, что сознание развивается у человека только в соци­альных контактах.

Практически все рассмотренные высшие психи­ческие процессы вносят свой вклад в специфику организации сознания. Наиболее очевидна роль язы­ка как орудия внутренней деятельности. Большинство исследователей согласны в том, что осознание тес­нейшим образом связано с оречевлением.

С появлением языка у человека создаются доступ­ные для управления субъективные образы объективно­го мира, представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствие наглядных восприятий. Это и есть решающий вклад языка в механизмы сознания.

Многие ученые отождествляли бессознательное с невербальным поведением, не закрепленным в словах, они предполагали, что бессознательны те впечатления, которые накоплены без участия речи. Первый год жизни ребенка, о котором он ничего не помнит, с их точки зрения как бы исчезает из его памяти, поскольку он не записан в словах [165].

Некоторые исследователи допускают, что сознание как структура внутренней модели внешнего мира ге­нетически задано и «запускается», начинает функцио­нировать при физических и социальных контактах человека с его окружением.

Более убедительной выглядит позиция А.Н. Леон­тьева [87], который считает, что развитие сознания идет не по пути перехода внешней деятельности в предсуществующий внутренний план, а по пути формирова­ния самого этого внутреннего плана.

Первоначально действие во внутреннем плане еще опирается на реальное действие в реальной ситуации, и лишь затем становится возможным истинно мыслен­ный эксперимент с образами или представлениями. На ранних этапах формирования сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего человеку окружающий его мир. Деятельность его при этом остается практической, внешней.

На более позднем этапе развития предметом со­знания становится также и внутренняя деятельность. Постепенно сознание как образ, картина внешнего мира преобразуется в модель, в которой уже можно мысленно действовать. Теперь сознание во всей пол­ноте и начинает управлять внешней практической деятельностью и кажется независимым от чувственно-практической сферы.

Венцом развития высших психических функций является формирование самосознания, которое позво­ляет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутрен­ний мир, переживать его и определенным образом от­носиться к себе.

Как писал И.М. Сеченов, самосознание создает «человеку возможность относиться к актам собствен­ного сознания критически, т. е. отделять все свое внут­реннее от всего привходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним словом, изучать акт собственного сознания» [157, с. 504].

Самосознание, по своему существу, имеет глубоко общественный характер. Мерилом для человека в его отношении к себе выступают, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет пред­ставление человека о себе, и постепенно у него фор­мируется целая система таких представлений. Эта система становится все более содержательной по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами.

Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встре­чается человек дома, в школе, на работе, постепенно делают его более многогранным. Сознательное пове­дение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представ­лений человека о себе, сложившихся на основе обще­ния с ним окружающих. Именно это породило извест­ную зрительную аналогию: каждый человек находится в пересечении уникальной комбинации социальных сфер, частью каждой из которых он является.

Осознание себя в качестве некоторого устойчи­вого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняю­щихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии своего «Я», то есть узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существо­вания человека, приводящее к постоянному преобра­зованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость человека от среды.

Мы уже говорили об отдельных этапах этого пути, когда обсуждали границы константности образа, свой­ства памяти и внимания, которые придают устойчи­вость нашим реакциям во времени, обеспечивая реа­лизацию избирательности, направляемую внутренними потребностями человека при переменных воздействиях извне. Именно эти качества психических процес­сов составляют необходимые условия развития само­сознания.

Ощущение человеком своей единственности под­держивается непрерывностью его переживаний во времени. Он обладает как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегри­ровать себя в единое целое.

Преемственность сознания, проявляющаяся в фор­ме «Я», определяется долговременной памятью и, в свою очередь, определяет ее роль в структуре созна­ния. Только долговременная память обеспечивает ощущение непрерывности и преемственности, имен­но ее участие в процессах сознания и самосознания создает условия для ощущения самотождественности личности, несмотря на изменения и внешних условий, и самой личности.

В онтогенезе самосознание развивается по мере усложнения социальных связей ребенка; существен­ным условием его возникновения является усвоение речи. На значение речи в зарождении самосознания указывал еще И.М. Сеченов. Он отмечал, что восприя­тие внешнего мира постоянно сопровождается нерас­членимыми «темными» девственными реакциями те­лесного происхождения.

В связи с развитием речи возникает возможность расчленять сигналы, поступающие из внешней и внут­ренней среды, и присваивать им разные названия. Тогда любое возбуждение может быть «вырвано» из его естественной связи и удержано в памяти отдельно и изолированно от других; тем самым создаются усло­вия для отделения возбуждений, идущих из внешней среды, от возбуждений, идущих со стороны внутрен­них органов [156]. Таким образом, у человека возника­ют предпосылки для выделения себя из внешнего мира.

Осознание детьми своего «Я» происходит постепен­но. Ребенок вначале существует для себя постольку, поскольку он выступает как объект для других людей.

Вначале ребенок осознает действия других людей, затем — через них — и собственные действия; их осознание связано с подражанием, представлениями и зву­ковой речью.

Первая стадия в развитии самосознания сопостав­ляется с переходом ребенка от случайных действий к произвольным целенаправленным поступкам. Части собственного тела осознаются ребенком по мере того, как он становится способным произвольно ими управ­лять. Постепенно начинают осознаваться и предметы, на которые ребенок направляет свою активность.

Отделение себя от собственных действий закреп­ляется в усвоении ребенком собственного имени. В два года возникает классическая формула «Я сам». Снача­ла дети говорят о себе в разных лицах: «Не шуми», «Митя умылся». Только к трем годам ребенок полнос­тью овладевает местоимением «Я» и начинает активно самовыражаться в речи.

Главную роль в процессе формирования внутрен­него мира ребенка играют подражание и представление. Они развертываются в двух различных планах: пер­вое — в двигательном, последнее — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сход­ством их роли. Подражания и представления позволя­ют осуществить сведение впечатлений в единую вне­временную модель, не зависящую от темпа развития событий во внешней среде — модель внешнего мира.

Одним из источников формирования сознания являются детские игры. До 3 — 4 лет это игры-подра­жания со стремлением копировать действия взросло­го, затем это игры по правилам. Здесь ребенок начи­нает выполнять определенную взятую на себя роль; в этих играх осваиваются отношения между людьми. Ребенок играет в «дочки-матери», в «магазин», беря на себя конкретную роль.

До возникновения ролевых игр дети играют рядом, но не вместе. Ролевые игры уже представляют собой воспроизведение тех отношений между окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Эти игры можно рассматривать как упрощенную мо­дель разнообразных социальных отношений. Выполняя разные роли, ребенок получает элементарное представ­ление о самом себе и своих возможностях. Ролевые игры подготавливают ребенка к вступлению во взрослый мир с его социальными связями.

Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, профессиональные, общественные роли. Именно они определяют дальней­ший путь развития его сознания и самосознания. Лишь в подростковом возрасте происходит становление осоз­нающей себя личности.

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс. Оно формируется при взаимо­действии с другими людьми, главным образом с теми, с кем возникают особо значимые контакты. Однако самосознание связано не только с воздействием этих контактов, но и с самооценками, которые зависят от соотношения успехов и притязаний, то есть от успеш­ности деятельности человека.

Главная функция самосознания — сделать доступ­ными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлет­ворительной, то человек может либо заняться самоусо­вершенствованием, либо, включив защитные механиз­мы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта. Толь­ко благодаря осознанию своей индивидуальности воз­никает особая функция самосознания — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угро­зы ее нивелирования. На этой основе и развивается ряд защитных механизмов.

В самосознании соотносятся мотивы и действия, . одни мотивы с другими, и тем самым выстраивается иерархия мотивов. Уяснение для себя наиболее зна­чимых мотивов знаменует развитие личности. Такое осознание приводит к перестройке всех систем уста­новок и формирует идеальное «Я».

В свою очередь, идеальное «Я» влияет и на соци­альное приспособление, и на уровень тревожности, и на особенности мотивации, оно же накладывает зап­реты и моральные ограничения на все поведение человека. Собственные качества, к которым он стре­мится, определяют для него и ближние, и дальние

цели, а различие между идеальным и реальным «Я» служит источником мотивации.

По З. Фрейду [183], «Я» — это центр сознательной адаптации к среде, включающий восприятие, интел­лект и моторику. К системе «Я» У. Джеймс [49] отнес собственное тело, некоторые объекты, близких людей, воспоминания и отдельные, длительно выношенные и особо значимые, мысли. В собственное «Я» человека теперь включают также его темперамент, характер и способности (см. Раздел III, гл. 11, 12, 13).

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться са­мим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Для того, чтобы самоактуализироваться, стать са­мим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, необходимо:

— осмелиться полностью отдаться чему-либо, по­грузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и застенчи­вость и переживать это нечто без самокритики;

— решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность;

— прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету), дать возмож­ность проявляться своей индивидуальности;

— непрерывно развивать свои умственные способ­ности, т. е. реализовать и в этом свои возможно­сти полностью в каждый данный момент [219].

Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлекторные рассуждения сопро­вождаются имитацией мыслей другого человека по та­кой схеме: «я думаю, что он думает, будто я думаю, что...».

Рефлексия позволяет не только предвидеть пове­дение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, на­правляя репликами течение беседы в желательном направлении.

Все представления относительного самого себя, ко­торые взрослый человек принимает как нечто само со­бой разумеющееся, организуются в систему, которая делает его поведение последовательным. Взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произволь­ного управления целесообразным поведением.

Деятельность можно определить как специфичес­кий вид активности человека, напаравленный на позна­ние и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В общеисторическом плане основным видом дея­тельности, определяющей развитие сознания челове­чества, является труд. Поэтому при изучении сознания отдельной личности необходимо учитывать особеннос­ти ее трудовой деятельности.

Животные только потребляют то, что им дано приро­дой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет.

При изучении деятельности и сознания личности необходимо учитывать, что человек в силу своей соци­альной сущности неуклонно идет вперед по пути раз­вития, а не повторяет циклы жизни, как это происхо­дит в животном мире.

В психологическом отношении жизненный путь конкретного человека не повторяет жизненного пути всех предыдущих поколений людей. В соответствии с этим психология изучает основные виды человеческой деятельности в плане их развития в течение жизни конкретного человека. Такой подход дает возможность раскрыть психологические закономерности формиро­вания сознания не вообще, а именно личности.

К основным видам деятельности человека отно­сятся труд, учение, игра.

В процессе игры, которая начинается у детей с повышения внимания к отдельным предметам, а в дальнейшем становится игрой сюжетной и по прави­лам, человек, начинающий сознательно действовать, познает окружающий мир. На этой основе у него со­здаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их вза­имоотношениях, о самом себе, о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

Таким образом, в играх, которые, в конечном сче­те, отражают общественные отношения, каждый участ-

ник психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста.

Учение— исторически обусловленный процесс, отвечающий потребностям общества в формировании сознания личности своей эпохи.

Учение представляет собой прогрессивное воспро­изводство человека как сознательной личности на ос­нове усвоения им практического и теоретического опыта человечества. При этом, люди сознают процесс учения, как особую деятельности и намеренно устанав­ливают цели, содержание, принципы, методы и созда­ют организационные основы этого процесса.

В процессе учения, независимо от возраста, каж­дый человек приобретает необходимые знания, навы­ки, умения, которые систематически обогащаются и совершенствуются. При этом у него развиваются ум­ственные качества, чувства, воля, мировоззрение, мо­ральные устои, характеризующие его как сознатель­ную личность.

Особое место в жизни человека занимает труд. В процессе физического и умственного труда люди воз­действуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных по­требностей. В этом сущность трудовой деятельности. Поэтому труд является решающим условием форми­рования личности и ее сознания.

Однако это вовсе не значит, что труд автоматичес­ки, сам по себе формирует личность с передовым со­знанием. Более того, непосильный, изнурительный труд, как известно, вызывает у человека отрицательное отно­шение, порождает тенденцию уклониться от него. На­пример, рабский труд в эпоху рабовладельчества не мог воспитывать человека и формировать у него осознанно положительное отношение к труду и к орудиям труда.

В деятельности человек не только создает предме­ты материальной и духовной культуры, но и преобра­зует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его ак­тивности не существовало бы в природе.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, то есть пре­восходит свои же генотипически обусловленные воз­можности.

Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Рассматривая основные виды деятельности как ус­ловия формирования сознания личности, необходимо учитывать, что в жизни труд, учение и игра часто вза­имно переплетаются. Так, в игре немало элементов учения, а в учении — труда. В свою очередь и в труде, как правило, содержатся элементы учения. Но как бы тесно ни переплетались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия, которые оп­ределяются целями каждого вида деятельности и спо­собами их достижения.

Общим для игры, учения и труда является то, что для удовлетворения своих потребностей человек дол­жен овладеть отношениями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, спецификой своей де­ятельности.

Мотивы человеческой деятельности могут быть различными:

— органическими(удовлетворение естественных потребностей организма);

— функциональными(удовлетворяются с помо­щью разного рода культурных форм активнос­ти, например, игр и занятий спортом);

— социальными(порождают различные виды дея­тельности, направленные на то, чтобы занять оп­ределенное место в обществе, получить призна­ние и уважение со стороны окружающих людей);

— духовными(лежат в основе тех видов деятель­ности, которые связаны с самосовершенство­ванием человека).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело.

Всякая деятельность имеет определенную струк­туру. Человеческая деятельность состоит из действий и поступков.

Действия — это элементарная часть деятельнос­ти, в которой достигается простейшая цель, не разла­гаемая на более простые. Каждое действие имеет на­чало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной степени осознано.

Поступками называются действия, которые под­чинены нравстенным принципам, морали. Социальное значение их осознается человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок — это еще и способ осуще­ствления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от ее профессиональной направленности.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая деятель­ность — это соединение внутренних и внешних, пси­хических и поведенческих действий и поступков.

Автоматизированные, сознательно, полусознатель­но и бессознательно контролируемые компоненты де­ятельности называются соответственно умениями, на­выками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяю­щие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представля­ют собой сознательно контролируемые части деятель­ности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действи­ем понимать часть деятельности, имеющую четко по­ставленную сознательную цель, то навыком также мож­но назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировани всех типов уме­ний и навыков имеют упражнения. Благодаря им про­исходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходи­мы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных системати­ческих упражнений умения и навыки обычно утрачи­ваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умений и навыков она отличается тем, что пред­ставляет собой так называемый непродуктивный эле­мент деятельности.

Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо про­дукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно вы­раженного продуктивного завершения. В отличие от про­стого навыка, привычка может, в определенной степени, сознательно контролироваться. Но от умения она отли­чается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки, как элементы деятельно­сти, представляют собой наименее гибкие ее части.

Вопросы для повторения

1. Истоки психики.

2. Формы психических явлений.

3. Материалистическое и идеалистическое понимание сущ­ности и происхождения психики.

4. Физиологические основы психики.

5. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики.

6. Связь психических процессов с работой человеческого мозга.

7. Рефлекторная теория психики.

8. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

9. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соко­лову.

10. Учение Н.А. Бернштейна об участии психики в управлении движениями.

11. Психофизиологическая поведенческая теория К. Халла.

12. Модель функциональной системы по П.К. Анохину.

13. Функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия.

14. Значение ощущений в жизни человека.

15. Виды ощущений.

16. Восприятие и его виды.

17. Свойства восприятия.

18. Внимание и его свойства.

19. Функции и виды внимания.

20. Значение памяти в жизни человека.

21. Виды памяти и их особенности.

22. Понятие о мышлении, его отличие от других познаватель­ных процессов.

23. Виды мышления, их особенности.

24. Операции и процессы мышления.

25. Речь и ее функции.

26. Требования к речи.

27. Понятие о воображении.

28. Виды воображения и его функции.

29. Природа человеческого сознания.

30. Понятие и структура человеческой деятельности.

31. Виды человеческой деятельности.

32. Мотивация деятельности.

33. Место умений и навыков в структуре деятельности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.—Л., 1961.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М„ 1980.

3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество.— М., 1969.

4. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека.— М., 1973.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1983.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988.

7. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.— М., 1972.

8. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики.— М., 1989.

9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нерв­ной деятельности.— М., 1989.

10. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие.— М, 1967.

11. Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984.

12. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы.-— М., 1978.

13. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.— М., 1979.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982.

15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведе­ния.— М., 1983.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984.

17. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.— Т.1.—М., 1963.

18. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.— М., 1975.

19. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.— М., 1975.

20. Лурия А.Р. Внимание и память.— М., 1975.

21. Лурия А.Р. Язык и сознание.— М., 1979.

22. Морозов А.В. Деловая психология.— СПб., 2000.

23. Найссер У. Познание и реальность.— М., 1981.

24. Немов Р.С. Психология.— М., 1995.

25. Общая психология: Курс лекций.— М., 1995.

26. Петухов В.В. Психология мышления.— М., 1987.

27. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.— М., 1977.

28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М., 1976.

29. Страхов В.И. Психология внимания.— Саратов, 1992.

30. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т.— Т. П.— М., 1985.

31. Тихомиров O.K. Психология мышления.— М., 1984.

32. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989.

33. ХомскийН. Язык и мышление.— М., 1972.

34. Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

35. Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.

36. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.— М., 1979.

37. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышле­ния.—М., 1981.

38. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции моз­га— М., 1985.

Наши рекомендации