Задание №3. Диагностика зрелости межличностных отношений – «Опросник самораскрытия»

Укажите, в каком объеме Вы говорили на данную тему с каждым из указанных лиц, то есть насколько Вы с ним откровенны. Женатые и замужние выбирают для ответов образ Супруга / Супруги, остальные Подруга / Друг.

Степень самораскрытия определяется по следующей шкале

«0» – об этом аспекте самого себя я с данным лицом не говорил

«1» – на эту тему я говорил лишь в общих чертах (указанное лицо об этом аспекте моей личности имеет лишь общее представление)

«2» – с данным лицом на эту тему я разговаривал вполне откровенно и подробно (в этом отношении оно меня хорошо знает и могло бы подробно описать)

«Х» – я лгал или говорил на эту тему неискренне, так что данное лицо имеет обо мне по данному вопросу ложное впечатление

  Мать Отец Подруга/ Супруга Друг/ Супруг
А. Позиции и мнения        
1. Что я думаю об употреблении алкоголя        
2. Что я думаю о морали половых отношений. Как люди, включая меня, должны, по моему мнению, вести себя в вопросах пола        
3. Мой личный стандарт красоты и привлекательности женщин – что в них я считаю привлекательным        
4. Что я считаю желательным у мужчин        
5. Как должны обращаться родители с детьми. Что я об этом думаю.        
Б. Предпочтения и интересы        
1. Мои любимые и нелюбимые блюда        
2. Какую музыку я люблю, а какую нет.        
3. Что мне больше всего нравится читать        
4. Мои любимые фильмы и телепрограммы        
5. Как я больше всего люблю проводить свободное время        
В. Работа или учеба        
1. Какие недостатки мешают мне работать так, как я этого хотел бы.        
2. Что я делаю охотнее всего, что дает мне наибольшее удовлетворение в работе        
3. Мои устремления и цели в работе        
4. Что я думаю о выбранной мною профессии – доволен я ею или нет.        
5. Что я в действительности думаю о людях, с которыми я учусь.        
Г. Деньги        
1. Каковы мои доходы        
2. Есть ли у меня сбережения и какие        
3. Есть ли у меня денежные долги и сколько я должен        
4. Все мое имущество, включая недвижимое имущество, сбережения, ценности, обстановку и т.д.        
5. Как я обращаюсь с деньгами, какая их часть предназначена на покупку самого необходимого, на предметы роскоши и т.д.        
Д. Личность        
1. Стороны моей личности, которыми я недоволен, которые приносят мне огорчения и которые я считаю своими недостатками        
2. Факты моей теперешней сексуальной жизни, как она протекает, какие, возможно, порождает проблемы, с кем у меня любовная связь        
3. Что меня волнует        
4. Факты прошлого или настоящего, вызывающие у меня чувство вины или стыда        
5. Что у меня вызывает чувство гордости за себя, за что я оцениваю себя положительно        
Е. Тело        
1. Что я думаю о своей внешности. Что не нравится в моем лице, глазах, волосах, зубах и т.д.        
2. Как я хотел бы выглядеть        
3. Что я думаю о разных частях своего тела – ноги, живот, грудь, и т.д., о своей массе        
4. Проблемы и заботы, которые порождал мой внешний вид в прошлом        
5. Есть ли у меня проблемы, связанные со здоровьем и какие        


Студенты сообщают преподавателю полученные (при заполнении дома!) результаты теста высчитываются средние баллы (суммарные и по областям) и обсуждаются возможные причины «индивидуального» и «группового» разброса.

Группа может обсудить средние полученные оценки, а возможно, результаты, полученные отдельными участниками. Можно, например, обсудить различия между самыми откровенными и самыми «закрытыми» участниками. Можно обсудить темы, где проявляется наибольшая откровенность и наибольшая замкнутость, о причинах этого и т.д. Основная польза от этого упражнения заключается в том, что участники получают представление о собственной искренности по сравнению с остальными, распознают области внутренних запретов.

Задание № 4. Психологический анализ невербальных признаков внимательного слушания

Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте себя в роли говорящего.Поставьте букву

П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы – говорящий – используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и

Н («негативный») – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать. Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Какие еще признаки Вы можете сформулировать?

()01. Приподнятые брови ()19. Замкнутость в себе.
()02. Улыбка. ()20. Польщенный вид.
()03. Кивок головой. ()21. Сердитый вид (нахмуренные брови).
()04. При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед. ()22. Обращение к слушателю.  
()05. Молчание. ()23. Тяжело плюхнуться на стул.
()06. Морщить лоб. ()24. Скрещенные на груди руки.
()07. Взгляд мимо слушателя. ()25. Покачивание головой.
()08. «Бегающий» взгляд. ()26. Прищуривание глаз.
()09. Свободная, расслабленная поза. ()27. Вытягивание шеи вперед.
()10. Прикосновение. ()28. Взгляд «сквозь» слушателя.
()11. Предупредительность, внимательность. ()29. Критическое выражение лица.
()12. Руки на затылке. ()30. Взгляд, направленный прямо на слушателя.
()13. Неподвижность. ()31. Постукивание пальцами.
()14. Беспрестанное хождение. ()32. Пожатие плечами.
()15. Наклон головы. ()33. Надувание щек.
()16. Зрительный контакт. ()34. Оттянутые вниз уголки рта.
()17. Вздохи. ()35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу».
()18. Прищур глаз. ()36. Дрожащие пальцы.

Наши рекомендации