Психологические особенности действий и деятельности

Сознание не останавливается на констатации тех или иных предметов, явлений и осмысления их связей между собой и эмоциональной оценке степени их полезности или бесполезности, удовлетворения или неудовлетворения ими потребностей человека как организма и личности. Наоборот, чем больше человек узнает об окружающем его мире и о собственном организме, чем шире его понятия, глубже суждения и умозаключения и эмоциональная оценка окружающего мира, тем с большей необходимостью встает задача преобразования им объектов реальности, совершенствования своих собственных качеств. При этом преобразование будет проходить до тех пор, пока предметы и явления не будут отвечать потребностям, интересам и идеалам человека, т.е. его социальным, эстетическим, моральным, интеллектуальным и иным запросам.

Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его; если мир не удовлетворяет человека, то человек своими действиями решает изменить его. В психологии проблема активности сознания рассматривается как проблема воли, произвольной деятельности. Это имеет огромное значение и для различных медико-психологических вопросов. Под деятельностью человека понимается все многообразие его действий, направленных к определенным жизненным целям. Деятельность состоит из действий и операций. Действия - это система движений, направленных на предмет и преследующих определеную цель. Действия, направленные на людей, называются поступком (проступком). Операции - способ выполнения действия, они не осознаются. Деятельность может быть предметной и познавательной.

Существует аппарат контроля (акцептор действия), который сличает результаты реального действия с поставленной целью. Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Действие- это элемент деятельности, определяемый простейшей целью, не раздожимой на более простые. Хотя действия могут быть не только двигательные, но и умственные (мыслительные, мнестические), произвольная деятельность, как это показал И.М. Сеченов, наиболее связана с двигательными действиями. Отдельные моторные аеты сочетаются друг с другом. Единство их и составляет сущность произвольной деятельности.

Важнейшим внешним проявлением отражения человеком окружающей его реальности являются его двигательные реакции. Именно посредством движений, действий осуществляется воздействие человека на предметы и явления материального мира как активный процесс взаимодействия с ним.

Следует выделять инстинктивные и приобретенные движения. Инстинктивные движения - это единственная форма непроизвольных моторных актов, тогда как все другие действия относятся к произвольным, даже если они в дальнейшем и автоматизировались (например, ходьба, письмо, завязывание узлов и др.).

Простые инстинктивные движения присущи и взрослым людям (например, быстрое отдергивание руки от проводника с электрическим током), но в основном они свойственны детям раннего возраста. В этом периоде жизни налицо лишь инстинктивное неосознанное стремление; волевой акт, хотя бы в его примитивной форме, пока невозможен. Поэтому ребенок не в состоянии руководить даже простейшими движениями. Затем из хаотической массы движений у него начинают выделяться более целесообразные, в основе которых всегда лежит внешнее чувственное раздражение. Эти заученные движения, теперь уже получающие название действий, преследуют цели удовлетворения определенных потребностей.

С течением времени действия становятся все более и более сознательными. Это уже настоящие волевые действия, хотя в ранней стадии их становления отдельные этапы волевого акта выражены и неодинаково. Чаще в это время можно проследить лишь "побуждение - принятие решения - выполнение решения", ибо в этой стадии развития ребенку почти не приходится принимать специальных волевых усилий для преодоления препятствий.

По мере накопления некоторого опыта, появления новых запросов и интересов, новых потребностей волевые действия усложняются. С большей четкостью теперь выступают отдельные основные этапы волевого процесса, включая борьбу мотивов, выбор средств, рассмотрение плана действий и т.д. Усложняющиеся условия существования организма требуют постоянного адекватного реагирования, что выражается то в задержке движений, то в их усилении, замене одних движений другими и т.п.

В зрелом возрасте возможны и инстинктивные движения, однако основным элементом произвольной деятельности будет волевое действие, направленное к сознательно поставленной цели и сопровождающееся сосредоточением на нем внимания. Некоторые исследователи, анализируя волевые действия, разделяют их на сложные и простые.

Сложное волевое действие - наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания.

Простое волевое действие отличается от сложного тем, что оно требует не специального осмысления, но постоянного внимания при его выпал-нении, ибо образовалось оно в силу частого повторения сложного, т.е. в свое время достаточно обдуманного и прошедшего все этапы волевого акта. Простое волевое действие по своей структуре ничем не отличается от сложного - его "прародителя", ибо уход "из сферы сознания" не означает "уход из коры".

По мере дальнейшего повторения простого волевого действия оно становится настолько привычным, обычным, что для его осуществления не требуется не только осмысления, но даже и специального активного внимания. Это значит, что оно автоматизируется, становится легким, быстрым, а следовательно, более продуктивным. В процессе превращения сложного волевого действия в простое и в еще большей степени при трансформации простого в автоматизированное основное значение имеет степень заинтересованности человека при выполнении того или иного вида деятельности, т.е. соответствие работы, труда особенностям личности.

Таким образом формируются навыки и умения. Навыки могут быть (учебные, производственные, спортивные и т.д.) двигательными, сенсорными, умственными; они могут сочетаться между собой. Навыки облегчают деятельность, но могут сделать ее шаблонной, поэтому они должны быть гибкими. Формирование навыка проходит три этапа: аналитический, синтетический и автоматизации. В одних случаях навыки могут способствовать образованию новых (перенос навыка), в других - тормозить их развитие (интерференция навыков). При снижении деятельности и тем более при ее прекращении происходит деавтоматизация навыка. При эмоциональном возбуждении может отмечаться временная деав-томатизация навыка. Поэтому небезразлично, например, в каком эмоциональном состоянии оперирует хирург. Умениями называются элементы деятельности, которые позволяют делать что-либо с высоким качеством. Умения включают автоматически выполняемые части (навыки), но в целом являются частью деятельности, контролируемой сознанием (во всяком случае - в конечной цели и в основных промежуточных пунктах).

Действия и поступки, которые совершаются автоматически, могут стать привычными. Привычки фиксируют потребность делать что-либо определенным образом. Привычки могут быть нравственными, трудовыми, умственными, культурного поведения, санитарно-гигиеническими и т.д. Физиологической основой привычки являются сформировавшиеся функционально-динамические системы.

Разумеется, не все волевые двигательные акты человека проходят ступени сложного, простого и автоматизированного. Степень автоматизации и упрощения сложных волевых действий зависит от профессии, специальной тренировки и т.п., определяется главным образом функциональными возможностями нервной системы человека и находится в тесной связи с условиями воспитания и жизни индивидуума, его потребностями.

Следовательно, на раннем этапе (у новорожденного ребенка) движения только инстинктивные, дуга рефлекса замыкается в подкорке. С появлением первых волевых действий в них принимает участие кора. Замыкание рефлекторной дуги совершается в полушариях коры. Условия жизни усложняются, совершенствуется работа сигнальных систем, формируется двигательный анализатор. Роль коры в осуществлении волевых действий становится еще более важной: регуляция деятельности первой сигнальной системы (торможение или усиление ее работы), опосре-дование раздражений, их синтез и анализ - разум выступает на первый план.

Работы Н.И. Красногорского показали, что двигательная клетка способна образовывать временные связи с любыми клетками и системами головного мозга. Таким образом, постепенно формирующийся двигательный анализатор служит местом образования условно-рефлекторных дуг, так же, как и место синтеза и анализа для импульсов от внешних и внутренних двигательных аппаратов.

Возникающие в двигательном анализаторе временные связи в дальнейшем закрепляются и становятся для взрослого человека уже как бы готовыми, "непременными". Благодаря концентрации возбудительного процесса и отрицательной индукции со временем вырабатываются определенные функциональные системы - нейродинамические стереотипы. Они начинают образовываться у человека с самого раннего детства - и в процессе деятельности, сначала непроизвольной, а потом произвольной, и путем воздействия через слово (специальное обучение; чтение научной и художествнной литературы, беседы и разговоры; посещение кино, театров и пр.). Мало-помалу вырабатываются соответствующие нормы поведения, то или иное отношение к людям, предметам, образам и явлениям. Соответственно появляется бесчисленное множество динамических стереотипов ("привычные занятия", "привычный образ жизни" и т.п.), каждый из которых имеет в основе взаимодействие основных нервных процессов в сферах первой и второй сигнальных систем.

Эта специфическая сочетанная деятельность возбудительного и тормозного процессов - следствие частого повторения одних и тех же раздражителей - внешних или внутренних, следовавших когда-то в определенном порядке друг за другом. Теперь уже достаточно одного из них, чтобы вся система была приведена в действие.

Таким образом, произвольная деятельность взрослого человека - результат всей суммарной аналитико-синтетической работы коры головного мозга, основными условиями которой являются взаимодействие сигнальных систем и функция участка коры больших полушарий, обладающего оптимальной возбудимостью. Иными словами, "тончайшее уравновешивание" организма, его приспособление к условиям окружающей среды на протяжении всей нашей жизни обеспечиваются основными процессами корковой деятельности - возбуждением и торможением в разнообразных формах их взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля:

Наши рекомендации