Характеристики четырех видов памяти

Глава 10. Память

Определение и общая характеристика памяти

Психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Память -это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков, память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Мнемические процессы.

Узнавание - сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Изучение процессов памяти:

· как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса?

· какие условия содействуют этому запечатлению?

· каковы его границы?

· какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала?

· как долго могут храниться эти следы?

· каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени?

· каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека?

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друге другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер). Представители данного научного направления переоценивали значение ассоциаций, что приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явлениях, в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций - многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

Научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову, ассоциации - временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной и единственный ее механизм.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод.

В 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием - заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций.

Он установил:

· что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго;

· более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются;

· что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести;

· что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах - «эффект края».

Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания, который был выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов.

В ходе опытов было установлено:

· что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро;

· в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации,

· через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего числа первоначально выученных слогов.

Эббингауз Герман (1850-1909) - немецкий психолог, по праву считается одним из основателей экспериментальной психологии. Был увлечен психофизическими исследованиями Фехнера. В результате сумел реализовать идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов, таких как ощущения, но и памяти. Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги - искусственные сочетания речевых элементов (две согласные и гласная между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, Эббингауз экспериментально, причем на самом себе, изучал процессы заучивания и забывания, разработав методы, позволявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент материала забывается в период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобрела значение образца, по типу которого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы и т. д. Экспериментальные исследования памяти были отражены им в книге «О памяти» (1885). Эббингаузу также принадлежит ряд важных работ по экспериментальной психологии, в том числе работы по феноменологии зрительного восприятия. Уделял много внимания изучению умственных способностей детей, для этого им был разработан тест, который в настоящее время носит его имя.

Другие исследования.

1. Известный немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психически больных.

2. Известный немецкий ученый - психолог Г.Э. Мюллер - осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

3. В конце XIX - начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торн-дайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного.

4. В первой трети XX в. на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория.Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация - гештальт (в переводе с нем. «целое», «структура», «система»). По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта.

В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке - гештальтпсихология. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). Динамика запоминания и воспроизведения с позиции гештальтпсихологии мыслилась следующим образом.

Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

5. Исследования Б.В. Зейгарникв русле гештальтпсихологии показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Объяснение:

· при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его;

· эта потребность - квазипотребность (К. Левин) -усиливается в процессе выполнения задания; она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца;

· мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти -вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители двух других направлений: бихевиоризма и психоанализа.

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бнхевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

Заслуга представителей психоанализа - они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негатив­ные события быстро забываются.

6. В начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Представители данного направления А. Бине и К. Бюлер, доказали, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

7. Проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно использовать приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.

Работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

8. Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченкопозволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

9. К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии сложилось мнение о том, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы проявляется в том, что:

· каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший па органы чувств, отсутствует;

· в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами - в результате один психический процесс может вызвать другой.

10. В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали:

· что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем;

· начались интенсивные исследования так называемых процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти;

· появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов;

· появились исследования, в которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, т.к. память изучается:

· на психологическом,

· физиологическом,

· нейронном,

· биохимическом уровнях.

В настоящее время существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозгу. Запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот. Если предположить, что системы памяти являются результатом электрической активности, то мы имеем дело с нервными цепями, реализующими следы памяти.

Электрический импульс от активированного нейрона проходит от тела клетки через аксон к телу следующей клетки. Место, где аксон соприкасается со следующей клеткой, называется синапсом. На отдельном клеточном теле могут находиться тысячи синапсов, и все они делятся на два основных вида: возбудительные и тормозные. На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, а на уровне тормозного - она блокируется.

Для того чтобы произошел разряд нейрона, может потребоваться довольно большое число импульсов, - одного импульса, как правило, недостаточно. Механизм возбуждения нейрона и передача возбуждения другой клетке достаточно сложен. Нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, в конечном итоге вызвал ответ клетки. Куда пойдет импульс от вновь возбужденной клетки? Вполне логично предположить, что ему легче всего вернуться к тому нейрону, импульсом которого была активирована новая клетка. Тогда простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией.

Поступающий сенсорный сигнал (сигнал от рецепторов) вызывает последовательность электрических импульсов, которая сохраняется неопределенно долгое время после того, как сигнал прекратится. Но на практике нервная цепь, содержащая следы памяти, гораздо сложнее, определенную информацию мы забываем. Видимо, реверберирующая активность, вызванная сигналом, не может продолжаться бесконечно.

Что приводит к прекращению реверберации?

· Во-первых, подлинная реверберирующая цепь должна быть гораздо сложнее; группы клеток организованы более сложным образом, чем связь между двумя нервными клетками. Фоновая активность этих нейронов, а также воздействия со стороны многочисленных, внешних по отношению к данной петле входов нарушают характер циркуляции импульсов.

· Во-вторых, появление новых сигналов, которые могут активно затормозить предшествующую реверберирующую активность.

· В-третьих, не исключается возможность некоторой ненадежности самих нейронных цепей: импульс, поступающий в одно звено цепи, не всегда способен вызвать активность в следующем звене, и, в конце концов, поток импульсов угасает.

· В-четвертых, реверберация может прекратиться вследствие какого-либо «химического» утомления в нейронах и синапсах.

С другой стороны, мы обладаем информацией, которая сохраняется на протяжении всей нашей жизни. Следовательно, должны существовать механизмы, обеспечивающие сохранение этой информации. Согласно одной из популярных теорий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей - консолидации. Консолидация следа происходит в течение длительного времени. В основе долговременной памяти лежит постоянство структуры нейронных цепей.

Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет. Проблема физиологии памяти - это самостоятельная проблема, которую пытаются решить физиологи, занимающиеся изучением мозга.

Основные виды памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей запоминания и воспроизведения.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1.по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят:

· на двигательную,

· эмоциональную,

· образную,

· словесно-логическую;

2.по характеру целей деятельности:

· на непроизвольную,

· произвольную;

3.по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности):

· на кратковременную,

· долговременную,

· оперативную

Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти.В современной психологии существуют три основные классификации памяти. Первая из них связана с тремя стадиями памяти: кодированием, хранением и воспроизведением. Во второй выделяются виды памяти для кратковременного или длительного хранения информации. Согласно третьей классификации, существуют различные виды памяти в зависимости от содержания хранимой информации (например, одна система памяти - для фактов, другая - для навыков). Для каждой из этих классификаций существуют данные, показывающие, что различаемые сущности - скажем, кратковременная и долговременная память — опосредуются различными структурами мозга. Весьма интересные данные получены в исследованиях со сканированием мозга, в которых изучались нейроанатомические различия между стадиями кодирования и воспроизведения. Эксперименты состояли из двух частей. В первой части, посвященной кодированию, испытуемые заучивали набор вербальных элементов, например пар, состоящих из названия категории и ее частного экземпляра (мебель - сервант). Во второй части, посвященной воспро­изведению, испытуемые должны были распознать или вспомнить эти элементы по предъявленному названию категории. В обеих частях эксперимента мозговая активность измерялась при помощи ПЭТ-сканирования во время выполнения задачи испытуемыми. Самым примечательным результатом было то, что во время кодирования большая часть активированных участков мозга находилась в левом полушарии, а во время воспроизведения большая часть таких участков находилась в правом полушарии. Таким образом, различение кодирования и воспроизведения имеет четкую биологическую основу.

Протекание мнемического процесса имеет различную специфику в зависимости от того, на какое время нужно запомнить материал, — на несколько секунд или на более продолжительный срок. Говорят, что в ситуациях первого рода работает кратковременная память, а в ситуациях второго рода — долговременная память. Уже давно известно, что кратковременная и долговременная память реализуются разными мозговыми структурами. В частности, гиппокамп - подкорковая структура, относящаяся к промежуточному мозгу, - имеет решающее значение дня долговременной памяти, но не для кратковременной, Многие относящиеся сюда данные получены в экспериментах с крысам и другими видами животных. В некоторых экспериментах одной группе крыс повреждали гиппокамп и окружающую его кору, а другой группе повреждали совершенно иной участок в передней коре. Затем обе группы крыс должны были выполнять задачу с задержанной реакцией: в каждой пробе сначала предъявлялся один стимул (квадрат), а затем, через некоторое время, - второй стимул (треугольник); животное должно было реагировать только в том случае, если второй стимул отличался от первого. Насколько хорошо животное справлялось с этой задачей, зависело от характера перенесенного им повреждения мозга и длительности интервала задержки между стимулами. При длинной задержке (15 с и более) животные с поврежденным гиппокампом плохо справлялись с задачей, а с повреждением передней части коры - относительно нормально. Поскольку при большой задержке между стимулами для хранения первого стимула требуется долговременная память, эти результаты согласуются с представлением о решающей роли гиппокампа в долговременной памяти.

При малой задержке между двумя стимулами (всего несколько секунд) происходит обратное: теперь животные с поврежденной корой плохо справляются с задачей, а животные с повреждением гиппокампа - относительно хорошо. Поскольку при малой задержке между стимулами первый из них должен храниться в кратковременной памяти, эти результаты показывают, что участки фронтальной коры участвуют в кратковременной памяти. Значит, кратковременная и долговременная память реализуются разными участками мозга.

Долгое время психологи не разделяли долговременную память на отдельные ее виды. Предполагалось, например, что одна и та же долговременная память используется и для хранения информации о том, кто сейчас руководит государством, и для хранения навыков езды на велосипеде. Новые данные показали, что это неверно.

Сегодня исследователи памяти выделяют три вида памяти. Память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени, принято называть эксплицитной. Следующий вид долговременной памяти связан с навыками. Такая память называется имплицитной. Третий вид памяти — кратковременная память.

По: Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С. Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. — М.: Тривола, 1999.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Были выделены 4 вида памяти - двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Характеристики четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память - запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков навыков ходьбы, письма и т. д. При воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни и выражаются только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Эмоциональная память- это память на чувства; заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про­шлом отрицательные переживания.

Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств (слабее или сильнее первичного), так и в изменении их содержания и характера (раньше переживалось как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай).

Образная память- это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти - воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Образная память обладает особенностями, которые характерны для представлений - бледность, фрагментарность и неустойчивость. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом, с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям:

· смешение образов - образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями

· дифференциация образов - черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Легкость воспроизведения образа зависит:

· Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия; сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного.

· Во-вторых, от состояния человека в момент воспроизведения; припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

· Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии; то, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Многие исследователи разделяют образную память, в зависимости от преобладания того или иного типа воспроизводимых представлений, на:

· зрительную,

· слуховую,

· осязательную,

· обонятельную,

· вкусовую.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т.е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей, возникающих у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Градиент возрастной изменчивости словесно-логической памяти:

1. в детском возрасте заучивание наизусть протекает иногда с большей легкостью, чем улавливание смысла; взрослых;

2. взрослые в запоминании смысла, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми; при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым (для детей малодоступно);

3. дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе; она становится ведущей по отношению ко всем другим видам памяти и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

В зависимости от целей деятельности память делят на:

4. непроизвольную - запоминание и воспроизведение осуществляется автомтически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания; отсутствует специальная мнемическая задача что-то запомнить или припомнить

5. произвольную - специальная мнемическая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Другие деления памяти:

1. Кратковременная - вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации:

  • объем кратковременной памяти индивидуален и характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию;
  • перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужная и остается потенциально полезная;
  • не происходит перегрузки долговременной памяти;
  • память имеет огромное значение для организации мышления;

2. Долговременная - функционирует на основе кратковременной памяти; перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти - достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

3. Оперативная – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Выполнение какое-либо сложного действия, например арифметического, осуществляеется по частям: «в уме» удерживаются некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Наши рекомендации