Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Особенности делового межличностного общения       Опрос, ролевые игры
2. Деловые встречи: стили и приемы самопрезентации       Опрос, ролевые игры
3. Трудные ситуации в деловом межличностном общении         Опрос, ролевые игры
4. Слушание как коммуникативный навык.         Опрос, ролевые игры
5. Эмоциональная коммуникация в межличностном деловом взаимодействии.         Опрос, ролевые игры
6. Мотивация и убеждающее воздействие в деловом общении         Опрос, ролевые игры
7. Деловое общение по телефону         Опрос, ролевые игры
  Промежуточный контроль           Опрос, ролевые игры
  Итоговый контроль:               Зачет
  Итого:        

Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Особенности делового межличностного общения Контексты межличностного взаимодействия. Основные характеристики организационной среды. Основные формы межличностного общения в деловой среде. Место ритуального поведения в межличностном деловом взаимодействии. Основные стратегии воздействия на человека в организации.
2. Деловые встречи: стили и приемы самопрезентации. Самораскрытие и самопредъявление в межличностной коммуникации. Задача «сохранения лица» в межличностной коммуникации. Основные способы самопредъявления, стили самопрезентации и приемы демонстрации собственных успешных личностных качеств в деловом общении. Факторы и эффекты межличностного восприятия.
3. Трудные ситуации в деловом межличностном общении. Трудные ситуации в деловом межличностном общении.Межличностный конфликт в деловом взаимодействии. Непонимание как составляющая коммуникативного процесса. «Темные стороны» межличностной коммуникации: агрессия, недоверие, обман.
4. Слушание как коммуникативный навык. Структура слушания. Эффективное и неэффективное слушание. Факторы, препятствующие эффективному слушанию.
5. Эмоциональная коммуникация в межличностном деловом общении. Эмоция как сообщение и практическое действие. Продуктивные и непродуктивные способы выражения и обмена эмоциями.Понятие ненасильственной коммуникации. Коммуникативный климат. Ответственность коммуникативных партнеров в создании климата общения.
6. Мотивация и убеждающее воздействие в деловом общении Речевые приемы и речевые стратегии убеждающего воздействия в профессиональной среде. Приемы распознавания и противодействия манипуляции. Методы формирования доверия.
7. Деловое общение по телефону Основные цели телефонных разговоров. Типичные сценарии делового телефонного разговора. Основные приемы, обеспечивающие выполнение задач телефонного разговора. Мобильный телефон как ресурс и барьер в межличностном взаимодействии.


Планы семинарских занятий

Семинар 1.

Тема: Деловые встречи: стили и приемы самопрезентации

Основные вопросы:

1. Задачи самораскрытия и самопредъявления в деловом взаимодействии.

2. Коммуникативные аспекты формирования персонального имиджа

Основная литература:

Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.

Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2012.

Дополнительная литература:

Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. Гл. 1,6.

Казаринова Н. В., Куницына В. Н., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. Гл. 13.2.

Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2001.

Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994.

Семинар 2-3.

Тема: Трудные ситуации в деловом межличностном общении.

Основные вопросы:

1. Типичные трудности межличностного взаимодействия в деловом общении: причины и формы проявления

2. Типы трудных деловых партнеров.

3. Методы диагностики трудного партнера по деловому общению

Основная литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо 2010.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная литература:

Аргайл М., Фернхэм М., Грэхем Дж. А. Стрессовые ситуации// Межличностное общение. Серия «Хрестоматия по психологии» /Сост. и общая ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. С. 219–227.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2008

Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1993.

Казаринова Н. В., Куницына В. Н., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.Разд. VII.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001.

Семинар 4.

Тема: Слушание как коммуникативный навык.

Основные вопросы:

1. Виды слушания.

2. Факторы неэффективного слушания.

3. Приемы повышения эффективности слушания.

Основная литература:

Матьяш О.И., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб: Речь, 2011. Гл. 6.

Дополнительная литература:

Барли-Аллен М. Как слышать людей насквозь. М., 2007.

Булюбаш И.Д. Я тебя слышу. М., 2008.

Семинар 5.

Тема: Эмоциональная коммуникация в межличностном деловом общении.

Основные вопросы:

1. Продуктивные и непродуктивные способы выражения и обмена эмоциями

2. Эмпатия как коммуникативный навык.

3. Факторы формирования благоприятного эмоционального климата в организации.

Основная литература:

Матьяш О.И., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб: Речь, 2011. Гл. 7.

Розенберг М. Языки жизни: Ненасильственное общение. М.: София, 2009.

Дополнительная литература:

Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2009.

Купер К.Л., Пэйн Р.Л. Эмоции и работа. Теории, исследования и методы применения. М., 2008.

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006.

Семинар 6.

Тема: Мотивация и убеждающее воздействие в деловом общении

Основные вопросы:

1. Речевые стратегии в деловом общении.

2. Манипуляции в деловом взаимодействии.

3. Убеждающее воздействие

Основная литература:

Матьяш О.И., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб: Речь, 2011. Гл.4.

Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2012.

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006.

Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

Зимбардо Ф., Ляйппе Ф. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Семинар 7.

Тема: Деловое общение по телефону

Основные вопросы:

1. Основные цели делового телефонного общения.

2. Коммуникативные проблемы при общении по телефону.

3. Социально-психологические и этические аспекты телефонных переговоров.

Основная литература:

Русский язык и культура речи: Учебник /под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. Спб.: Златоуст, 2010. Гл. 5.

Дополнительная литература:

Ллойд К.Ф. Телефонный разговор с клиентом: как добиться успеха. М., 1994.

Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2004.

Основы теории коммуникации: учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – 3-е изд. – СПб.: ИВЭСЭП, 2005.

Храпков И.Б. Телефонное общение в бизнесе. М., 2004.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

Наши рекомендации