Психодиагностическое обследование и исследование
5.1. Деятельность психолога, конечным результатом которой является
психологический диагноз. Включает в себя следующие этапы:
1. Предварительная подготовка.
- Различение клиента и заказчика. Функциональность должности
«психолог».
- Формулирование цели исследования. Сложности формулирования
у заказчика.
- (Заключение трудового соглашения).
- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки,
размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. От-
сутствие шумов, музыки, посторонних.
- Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.
2. Установление контакта и мотивация испытуемых.
- Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого
серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и
непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и
не превращать дружелюбие в панибратство.
- Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать ис-
пытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходи-
мости.
- Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лиш-
ние вопросы («спросите потом»).
- Требование к личностно-профессиональным качествам психодиаг-
носта: Умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и доби-
ваться искренности в ответах. Если испытуемый психологически открыт и
доверяет психологу, то на вопросы обращенные к нему (в опроснике), он
будет отвечать искренне, как самому психологу. Почувствовав недоброже-
лательное отношение, он не будет отвечать на соответствующие вопросы,
или предложит ответы, чтобы досадить экспериментатору.
3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно
обследование).
4. Обработка, анализ и интерпретация данных. Диагноз и прогноз. Ре-
комендации.
5. Представление результата. Форма представления в соответствии с
задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания за-
ключения.
5.2. Психологический диагноз – конечный результат деятельности
психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивиду-
ально-психологических особенностей личности с целью оценки их акту-
ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомен-
даций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-
психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом
психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом
отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в по-
ведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:
1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается кон-
статацией определенных особенностей или симптомов, на основании ко-
торых делаются практические выводы, но исследователь лишен возможности
указать на их причины и место в структуре личности. Выготский отмечает,
что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление
симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определен-
ных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3. Высший уровень – типологический диагноз. Он заключается в оп-
ределении места и значения полученных данных в целостной, динамиче-
ской картине личности с учетом ее сложной структуры.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Выготскому, содержание
прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько
понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на ос-
нове прошлого и настоящего намечается путь развития». Л.С.Выготский
рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к дли-
тельным повторным наблюдениям.
Также выделяют два типа диагноза:
1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-
либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь
нормой (например при определении патологии развития) или с критерием.
2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы
испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого тре-
буется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри
обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представ-
ленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, сред-
него и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесе-
ния с критерием.
Развернутый психологический диагноз предполагает:
1) Изучение общего уровня психического развития человека;
2) Исследование сбалансированности личностной структуры, а также
преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;
3) Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических
проблем;
4) Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым
проблемам;
5) Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы
опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.
5.3. Сообщение результатов психодиагностического исследования
клиенту.
Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:
- Что происходит?
- Чем это вызвано?
- Что будет дальше?
Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагно-
стической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимо-
действия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ори-
ентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания
клиентом.
При передаче психологической информации психодиагност стремится
получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определя-
ет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику ин-
формации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повто-
рить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, на-
сколько понятна информация.
Одним из главных моментов передачи психодиагностической инфор-
мации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предва-
рительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему
различие задачи социальной или этической и задачи психологической, ко-
торую решает психодиагност.
Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обсле-
дования являются психометрические данные, выраженные в определенных
баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом случае индивиду-
альные результаты клиента можно представить как точку на шкале воз-
можных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих резуль-
татов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он
может провести сам.
В большинстве случаев пользователи психологической информации
склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное вос-
приятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или
индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести
клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической инфор-
мации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно не-
обходимо контролировать распространение психодиагностической инфор-
мации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную
психологическую информацию. Объяснить почему?
Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психо-
логической информации:
- сообщать информацию, а не оценивать ее;
- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени
ее понимания клиентом.
Этические принципы интерпретации результатов теста:
- не формируй ненужных ожиданий;
- говори с человеком на его языке;
- не утверждай того, в чем не уверен;
- говори только так, чтобы тебя поняли однозначно; не оставляй
клиенту никаких поводов для неправильного домысливания.
5.4. Написание психодиагностического заключения.
Письменное (или устное) заключение является конечным этапом пси-
ходиагностики. В содержание заключения включают все доступные пси-
хологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источни-
ков). Принципы (по А. Анастази):
1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических устано-
вок и специализации психолога-диагноста. Поэтому они не имеют единой
стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответство-
вало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит.
Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекоменда-
циями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных дан-
ных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на
специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннота-
ция содержательного характера, а потом даваться более подробное описа-
ние конкретных данных.
2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена
цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то
конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.
3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается
рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора
профессии и т.п.
4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные
свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования ко-
торых были или значительно ниже, или значительно выше средних показа-
телей. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не
к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень
и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.
5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных
данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться от-
дельно для иллюстрации или пояснения подхода.
6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система
оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально-
ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с
какими нормами сравниваются показатели индивида.