Психодиагностическое обследование и исследование

5.1. Деятельность психолога, конечным результатом которой является

психологический диагноз. Включает в себя следующие этапы:

1. Предварительная подготовка.

- Различение клиента и заказчика. Функциональность должности

«психолог».

- Формулирование цели исследования. Сложности формулирования

у заказчика.

- (Заключение трудового соглашения).

- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки,

размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. От-

сутствие шумов, музыки, посторонних.

- Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2. Установление контакта и мотивация испытуемых.

- Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого

серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и

непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и

не превращать дружелюбие в панибратство.

- Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать ис-

пытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходи-

мости.

- Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лиш-

ние вопросы («спросите потом»).

- Требование к личностно-профессиональным качествам психодиаг-

носта: Умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и доби-

ваться искренности в ответах. Если испытуемый психологически открыт и

доверяет психологу, то на вопросы обращенные к нему (в опроснике), он

будет отвечать искренне, как самому психологу. Почувствовав недоброже-

лательное отношение, он не будет отвечать на соответствующие вопросы,

или предложит ответы, чтобы досадить экспериментатору.

3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно

обследование).

4. Обработка, анализ и интерпретация данных. Диагноз и прогноз. Ре-

комендации.

5. Представление результата. Форма представления в соответствии с

задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания за-

ключения.

5.2. Психологический диагноз – конечный результат деятельности

психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивиду-

ально-психологических особенностей личности с целью оценки их акту-

ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомен-

даций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-

психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом

психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом

отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в по-

ведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается кон-

статацией определенных особенностей или симптомов, на основании ко-

торых делаются практические выводы, но исследователь лишен возможности

указать на их причины и место в структуре личности. Выготский отмечает,

что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление

симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определен-

ных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Высший уровень – типологический диагноз. Он заключается в оп-

ределении места и значения полученных данных в целостной, динамиче-

ской картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Выготскому, содержание

прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько

понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на ос-

нове прошлого и настоящего намечается путь развития». Л.С.Выготский

рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к дли-

тельным повторным наблюдениям.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-

либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь

нормой (например при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы

испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого тре-

буется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри

обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представ-

ленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, сред-

него и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесе-

ния с критерием.

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) Изучение общего уровня психического развития человека;

2) Исследование сбалансированности личностной структуры, а также

преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических

проблем;

4) Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым

проблемам;

5) Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы

опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

5.3. Сообщение результатов психодиагностического исследования

клиенту.

Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:

- Что происходит?

- Чем это вызвано?

- Что будет дальше?

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагно-

стической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимо-

действия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ори-

ентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания

клиентом.

При передаче психологической информации психодиагност стремится

получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определя-

ет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику ин-

формации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повто-

рить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, на-

сколько понятна информация.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической инфор-

мации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предва-

рительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему

различие задачи социальной или этической и задачи психологической, ко-

торую решает психодиагност.

Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обсле-

дования являются психометрические данные, выраженные в определенных

баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом случае индивиду-

альные результаты клиента можно представить как точку на шкале воз-

можных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих резуль-

татов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он

может провести сам.

В большинстве случаев пользователи психологической информации

склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное вос-

приятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или

индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести

клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической инфор-

мации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно не-

обходимо контролировать распространение психодиагностической инфор-

мации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную

психологическую информацию. Объяснить почему?

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психо-

логической информации:

- сообщать информацию, а не оценивать ее;

- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени

ее понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

- не формируй ненужных ожиданий;

- говори с человеком на его языке;

- не утверждай того, в чем не уверен;

- говори только так, чтобы тебя поняли однозначно; не оставляй

клиенту никаких поводов для неправильного домысливания.

5.4. Написание психодиагностического заключения.

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом пси-

ходиагностики. В содержание заключения включают все доступные пси-

хологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источни-

ков). Принципы (по А. Анастази):

1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических устано-

вок и специализации психолога-диагноста. Поэтому они не имеют единой

стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответство-

вало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит.

Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекоменда-

циями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных дан-

ных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на

специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннота-

ция содержательного характера, а потом даваться более подробное описа-

ние конкретных данных.

2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена

цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то

конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается

рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора

профессии и т.п.

4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные

свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования ко-

торых были или значительно ниже, или значительно выше средних показа-

телей. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не

к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень

и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных

данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться от-

дельно для иллюстрации или пояснения подхода.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система

оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально-

ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с

какими нормами сравниваются показатели индивида.

Наши рекомендации