Способы активизации мышления

Для активизации мышления можно применять специаль­ные формы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм», или бренсторминг — метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Основные правила поведе­ния «мозгового штурма»:

1. Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколь­ко человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, крити­ковать, можно лишь похвалить, развить или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, то есть состоянии психической и мышечной расслабленности, ком­форта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате бренсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как прави ло, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участ­ников в состав «жюри-экспертов» не включают. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно на­капливающая опыт решения различных задач, положен в ос­нову так называемой синектнки,предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмот­рено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов.Он состоит в том, что признаки нескольких случай­но выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокаль­ный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодо­левать психологическую инерцию и косность. Так, если слу­чайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкас­тый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Методморфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главные характеристики объекта-оси, а за­тем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наобо­рот? А если изменить форму объекта? А если взять другой ма­териал? А если уменьшить или увеличить объект?» и т. д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыс­лительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

ВОПРОС 37

Расстройства мышления

Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и уровни расстройств мышления, степень его отклонения от стан­дартов, «нормы». При эйфории, повышенном настроении, ув­леченности (у некоторых людей — в начальной фазе опьяне­ния) происходит необычайное ускорение мыслительного про­цесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверх­ностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непре­рывный и неуправляемый поток мыслей называется «ментизмом».

Противоположное качество — неоправданная «обстоятель­ность мышления».Оно становится как бы вязким, малопод­вижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, стра­дающие подобной «обстоятельностью», старательно и бесконеч­но описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие ника­кого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объе­динять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства, и явления, противоречащие друг другу идеи и положения, до­пускают подмену одних понятий другими. Такое «субъектив­ное» мышление называют паралогическим.

Логические связи нарушены, смысловое единство отсут­ствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Человек с серьезным видом вам что-то объясня­ет, а вы не можете понять, в чем дело. Такое мышление назы­вают разорванным.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может при­вести к неспособности самостоятельно находить выход из не­ожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, то есть к тому, что в психологии называют функциональной ри­гидностью мышления.Эта особенность мышления связана с его чрезмерной зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем воспроизводится стерео­типами мысли.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п.

Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистнческом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружа­ющими. Аутистическое мышление отражает «психическую ре­альность», удивительное переплетение мотивов, желаний, вле­чений, устремлений и эмоциональных реакций, которые в со­вокупности могут быть названы душевным состоянием чело­века.

Крайняя степень расстройства мышления — бред, или «ин­теллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Во всех остальных отношениях нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают высказы­вать крайне странные для окружающих идей, не поддаваясь никаким переубеждениям. Одни, не имея медицинского обра­зования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты совершенствования общественного устройства и гото­вы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформа­торства*). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супру­га, в которой, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревно­сти»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эроти­ческий бред»). Наиболее распространенным является «бред пре­следования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работ), издеваются, угрожа­ют, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить «бредовый» характер умело изла­гаемых идей далеко не просто, да и не всегда возможно. По­этому бредовые интерпретации и положения могут легко «за­ражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидаль­ных личностей оказываются грозным социальным оружием.

ВОПРОС 38

Наши рекомендации