Качество социально-психологической информации

Проблема качества информации обеспечи­вается путем реализации принципа репрезен­тативности и проверки получаемых данных на надежность. Учитывая специфику социальной психологии, качество информации может объективным и субъективным. По мнению В. А. Ядова, необходимо учитывать, что источ­ником информации является человек. Для пре­одоления ошибок субъективизма вводится ряд требований относительно надежности инфор­мации: обоснованность (валидность), устой­чивость и точность.

Обоснованность (валидность) — это спо­собность исследовать именно те характеристи­ки объекта, которые и нужно измерять. Для это­го можно прибегнуть к помощи компетентных экспертов или дополнительного интервью, от­веты на вопросы которого также дают косвен­ную характеристику изучаемого свойства.

Устойчивость (достоверность) предпола­гает получение идентичной информации в раз­личных ситуациях. Существуют следующие спо­собы проверки на достоверность:
1) повторное измерение;
2) измерение одного и того же свойства разны­ми наблюдателями;
3) проверка шкалы по частям («расщепление шкалы»).

Точность — это степень приближения ре­зультатов измерения к истинному значению из­меряемой величины, т. е. точность проверяется тем, насколько дробными являются приме­няемые метрики.

Для того чтобы стать источником информа­ции, человек должен понять вопрос, инструк­цию или другое требование исследователя; должен обладать информацией; уметь вспомнить то, что необходимо для полной информации; должен согласиться на выдачу информации. Именно поэтому для социальной психологии остро стоит вопрос репрезента­тивности. Проблема построения выборки решается сходно с социологией.

Применяются те же выборки, что и в других исследованиях: случайные, типичные (страти­фицированные), по квоте и т. п, Однако приме­нение конкретной выборки определяется конкрет­ным содержанием объекта исследования и каждый раз решается творчески.

Наиболее сложным является решение проб­лемы репрезентативности при проведении социально-психологического лабораторного эксперимента. В этом случае лабораторную группу необходимо на определенный срок «выр­вать» из реальной действительности. Часто для этих целей используют студентов психологиче­ских факультетов, что вызывает повышенную кри­тику, так как пренебрегают возрастным и профес­сиональным критериями, у студентов возникает повышенная готовность угодить экспериментато­ру. Часто наблюдается эффект Розенталя — эффект, который вызывается присутствием экспериментатора.

С этих позиций естественный эксперимент можно считать наиболее перспективным для применения в социальной психологии.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХО-ЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Существуют различные классификации со­циально-психологических методов. Наиболее целесообразны следующие.

1. Методы феноменологизации и кон­цептуализации — позволяют провести пред­варительную работу по выделению и системати­зации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальны­ми потребностями, а систематизация — путем соотнесения с имеющимися теориями.

2. Методы исследования и диагностики — наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продук­тов деятельности, моделирование. При органи­зации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предполагает создание контролируемых усло­вий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает созда­ние искусственной модели действительности.

Что-либо выяснить о социально-психологи­ческих явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индиви­дов и групп(документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).

Моделирование — конструирование моде­ли, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий.

Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо фе­номена, а диагностики — на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.

3. Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статисти­ческие методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Ме­тоды обработки дают числа, а интерпретации по­зволяют перевести их в психологические поня­тия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.

4. Методы коррекции и терапии — позво­ляют улучшать различные личностные и группо­вые умения, навыки, свойства и т. п.осуществ­лять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.

5. Методы мотивирования и управле­ния — это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).

6. Методы обучения и развития лично­сти (или группы) призваны реализовать социаль­но-психологический потенциал межличностно­го взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной чувствительно­сти и личностного роста и т. п.).

7. Методы конструирования и твор­чества — позволяют использовать потенци­ал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устрой­ства и т. д.).


ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема отношений в отечественной психо­логии разработана в трудах В. Н. Мясищева, который выделял два основных вида отношений: общественные и психологические.

Общественные отношения — отношения между социальными группами или между инди­видами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии со­циальных ролей.

По мнению Г. М. Андреевой, — социальная роль — общественно необходимый вид социаль­ной деятельности и способ поведения.

Межличностные (по Мясищеву — психо­логические) отношения — отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятель­ности и общения.

Как считает Г. М. Андреева, межличностные отношения возникают внутри каждого вида об-щественных отношений. Они представляют единое целое, и недооценка одного из них искажает реальное положение дел. Не существует чистых общественных отношений, они преломляются через межличностные, поэтому человек одно­временно выступает и как исполнитель безлич­ной социальной роли, и как неповторимая человеческая личность, что реализуется через выполнение межличностных ролей.

Межличностная роль — положение чело­века в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологиче­скими особенностями личности. Выполнение определенной межгрупповой роли определяет статус человека в группе.

Статусные отношения возникают в связи с межличностными отношениями. Важные ха­рактеристики статуса — престиж и авторитет личности. В разных группах в зависимости от их особенностей один и тот же человек может иметь различный статус.

Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоцио­нальные проявления различной интенсивности. В отечественной психологии различают три уровня эмоционального проявления: аффекты, эмоции и чувства.

Отношения между малыми группами могут строиться как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискримина­ции, межгруппового сотрудничества.

Внутригрупповой фаворитизм — своя группа оценивается ее членами как более при­влекательная (лучшая), чем другие группы. По мнению В. С. Агеева, внутригрупповой фаво­ритизм благотворно влияет на развитие группы на начальном этапе.

Межгрупповая дискриминация — враж­дебное отношение к чужой группе. Наиболее характерна для групп преступников.

Внутригрупповой фаворитизм проявляется и на уровне взаимоотношений больших групп в нетерпимости к людям других национально­стей, социальных групп, меньшинств.


ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Проблема общения в отечественной социаль­ной психологии не решается простым сум­мированием его составляющих. По мнению А. Н. Леонтьева, через общение реализуется вся система отношений человека. Отношения чело­века к окружающему миру всегда опосредова­ны его отношением к людям и обществу. Обще­ние одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психо­логии общение как реализация межличностных отношений.
Развитие общения в мире определяется раз­витием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека. Пре­обладавшее ранее непосредственное обще­ние в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массо­вым. Само же непосредственное общение ха­рактеризуется увеличением вынужденных контактов между людьми.

Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями лич­ности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus — «глупый») — са­мый примитивный уровень общения, предпо­лагающий простой обмен репликами для поддер­жания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный— осуществляется об­мен информацией, сопровождающийся мысли­тельной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.
Личностный (духовный) уровень — взаимодействие, в процессе которого субъек­ты способны к глубокому самораскрытию и по­стижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отно­шении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека яв­ляется общение с самим собой. Это чисто ин­дивидуальное общение, предполагающее осо­бую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого раз­говора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать так­тику будущего общения и т. п.

В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интим­ное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасиль­ственное.
В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с по­зиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость и искренность кон­тактов.


ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ

Общение осуществляется посредством зна­ковых систем. Различают вербальные (рече­вые) и невербальные (неречевые) средства общения.
Речь является универсальным средством общения, так как при этом менее всего теряет­ся смысл сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах.
Преимущества письмен­ной речи — точность формулировок, развер­нутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи — экономич­ность, эмоциональная насыщенность. В ка­честве недостатков выступают речевые ошиб­ки, многозначность.

В общении важно наличие обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и прочее (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).
Важной проблемой современного общества является проблема толерантности. В кон­тексте вербального общения это соблюдение норм реагирования на высказывание другого, допущение принципиально иной точки зрения.
Остро стоит проблема повышения эффектив­ности речевого воздействия, в рамках кото­рой развивается экспериментальная ритори­ка (искусство убеждения посредством речи).

Невербальные средства общения нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения эмоций, отражающих истолкование ситуации. Они подразделяются на три группы:


1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный кон­такт; выражение глаз, лица; поза; кожные реак­ции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное простран­ство); вспомогательные средства общения — особенности телосложения(половые, возраст­ные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).
2. Акустические: связанные с речью (ин­тонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).
3. Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Согласно классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подраз­деляются на:

1) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покаш­ливание, плач, смех, темп речи);

3) организующие пространство и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);
4) визуальные (контакт глаз).

Наши рекомендации