Детей с нарушениями в развитии

Дневное отделение ‒ 2 ч; очно-заочное отделение ‒ 1 ч.

Занятие 1-е.

Учебные вопросы.

1. Методы психологического исследования детей с нарушениями развития.

2. Особенности применения методов психологического исследования при изучении познавательного развития детей с различными нарушениями в развитии.

3. Психологическая служба, обеспечивающая работу специальных образовательных учреждений.

Методические рекомендации к проведению занятия

Разбор содержания первого вопроса занятия проводится путем обсуждения подготовленных студентами докладов-сообщений, посвященных характеристике различных методов психологического исследования детей (беседа, наблюдение, эксперимент, анализ документов, анализ предметно-практической и игровой деятельности, анализ продуктов деятельности ребенка и др.). При подготовке своих выступлений обучающиеся могут воспользоваться методическим материалом, представленным в Практической части пособия (с.с. 70-81).

С учетом информационного материала прослушанных сообщений проходит и обсуждение второго вопроса. Основное внимание студентов обращается на специфику применения указанных методов при обследовании детей, имеющих нарушения развития. Целесообразным является обсуждение вопроса о наиболее адекватных методах психологического исследования детей, находящихся на различных возрастных этапах развития. При этом подчеркивается различие в соотношении (по степени и вариантам использования) тех или иных методов исследования в зависимости от возраста ребенка, содержания и специфики ведущей деятельности и особенностей отмечаемого нарушения развития. Преподаватель указывает на важную роль метода наблюдения (особенно при обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста), в связи с чем на занятии подробно обсуждается вопрос о роли психологического анализа игровой и предметно-практической деятельности детей как средства диагностики нарушений развития и метода дифференциальной диагностики (уровень развития игровой и предметно-практической деятельности, уровень обучаемости и др.).

Далее рассматривается вопрос об организации психологической службы (ПС) в системе образовательных учреждений (специальные (коррекционные), центры развития ребенка компенсирующего вида, специальные школы, дошкольные и школьные учреждения общего типа). [Приложения, с.332-336.] Преподаватель знакомит студентов с основными задачами и организацией работы психологической службы. (ПС при органах управления образованием, ПС в центрах психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации, ПС в консультационно-диагностических учреждениях, психолого-медико-педагогические комиссии). Рассматривается также вопрос об организации работы и функциях психолого-медико-педагогического консилиума в специальном и общеобразовательном учреждении (Приложения, с.с. 336-341; Методическая часть пособия, с. 67.) Под руководством педагога обсуждаются (в форме дискуссии) подготовленные студентами рефераты-сообщения на тему: «Организация и формы психологической поддержки семей, в которых воспитываются дети с проблемами в развитии».

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Организация, содержание и процедура психолого-педагогического исследования.

2. Специфические особенности программ психологического исследования детей с различными нарушениями развития.

3. Основные требования к составлению заключения по данным психологического исследования.

Методические рекомендации к проведению занятия

Обсуждение первого вопроса проводится после выступлений двух-трех студентов с краткими сообщениями по данной тематике. Преподаватель обращает внимание студентов на важность каждого из этапов исследования (анализ документов, сбор медицинского и «психологического» анамнеза и изучение сведений, полученных от родителей, психодиагностическая беседа с ребенком, тестовое психолого-педагогическое обследование, анализ данных исследования, составление заключения). Совместно с преподавателем студенты обсуждают и оценивают методы, используемые на разных этапах обследования.

Разбор содержания второго вопроса предусматривает ознакомление студентов с различными вариантами программы психологического исследования с учетом отмечаемого нарушения развития, а также в зависимости от возраста ребенка.

В настоящее время принято выделять несколько категорий детей с нарушениями развития:

• Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

• Дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

• Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

• Дети с тяжелыми нарушениями речи;

• Дети с задержкой психического развития;

• Умственно отсталые дети;

• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения;

• Дети с комплексными (множественными) нарушениями развития, у которых отмечается сочетание двух или более первичных нарушений развития.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении «стратегии» и содержания психолого - педагогического исследования.

Используя знания, полученные при изучении других учебных курсов (возрастная и педагогическая психология, психолого-педагогическая диагностика, методы психологической диагностики и др.), студенты под руководством преподавателя обсуждают и анализируют методы и конкретные психодиагностические методики психологического исследования различных категорий детей с нарушениями развития (дети с сенсорными нарушениями, дети с отклонениями в интеллектуальном развитии, дети, имеющие нарушения речи и др.).

Преподаватель дает разъяснения, касающиеся особенностей составления программы исследования детей той или иной категории. Особое внимание обращается на значение качественного анализа полученных в ходе обследования данных. (См.: Методическая часть, с. 123.) Обучающиеся знакомятся с системой качественных показателей, характеризующих предметно-практическую и интеллектуальную деятельность ребенка. Результатом совместной работы преподавателя и студентов могут стать несколько вариантов примерных программ исследования детей с различными нарушениями в развитии, которые на последующих практических занятиях (в том числе ‒ в коррекционных учреждениях) будут уточняться и дополняться по мере приобретения студентами новых знаний в рамках изучения учебного курса.

В конце занятия студенты знакомятся с примерной схемой психологического заключенияпо данным психологического обследования детей и методическими рекомендациями к его составлению (Практическая часть пособия, с. 96-99).

В качестве практического задания студентам предлагается провести (совместно со школьным психологом или психологом, работающим в ДОУ) психологическое обследование ребенка с нарушением в развитии и составить заключение по результатам исследования. Выполненные студентами задания разбираются на последующих занятиях по соответствующей тематике.

Л И Т Е Р А Т У Р А К Т Е М Е

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. I, II.– М., 1982.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 2003.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005.

4. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). – М.В. Секачев, 2007.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.

6. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

7. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

8. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

9. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Спб., 2001.

10. Психолого-педагогическая диагностика /Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003.

11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.

12. Стребелева Е.А. Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие для вузов. ‒ М., Владос, 2008.

Наши рекомендации