Психология как научная и учебная дисциплина

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наукаопределяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний (Гинецинский, 1983, с. 18).

Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются: этот пункт — систе­матизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизирован­ные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов (например, книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»).

Учебный предмет, по определению В. И. Гинецинского, представляет собой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины» (Гинецинский, 1983, с. 19).

Традиционное понятие учебного предмета восходит к средневековым универ­ситетам. Оно связано с условиями развития университетской науки того времени, которая была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом.

Науч­ные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом.

Содержание учебно­го предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме из­ложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характери­стики дисциплинарного знания, он выполнял систематизирующую и структурирующую функции.

Для этого периода было характерно неразличение качественно различных уровней и типов образования. Различия между начальной, средней и высшей школой рассматривались лишь как количественные в масштабах приоб­ретаемых знаний. Модель учебного предмета, зародившаяся в средневековых университетах, продолжает функционировать и в системе образовании Нового времени (Гинецинский, 1983, с. 20-21).

Психология как наука также пережила аналогичный период развития, однако несколько позже — в период ее становления в XIX в. и в первой половине XX в. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия. Психология как наука и психология как учебный предмет не различались.

В Новое время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисци­плины.

Учебный предмет все в большей степени рассматривался как система раз­нообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, и условий, в которых она реализуется.

Тот или иной вариант изложения содержания научной дисциплины утвер­ждался в общественном сознаний в качестве учебного предмета (Гинецинский, 1983, с. 22).

В психологической науке аналогичные процессы разграничения пред­ставлений о психологии как учебной и научной дисциплинах происходят только во второй половине XX в.

Психологи начали уделять больше внимания методиче­скому обеспечению и методической разработке преподавания психологии. Про­цесс написания учебника уже перестал сводиться только к сбору и описанию соот­ветствующего материала.

В первую очередь это касалось курса «Введение в психо­логию». Он все в большей степени ориентировался на разные категории студентов, сопровождался методическими рекомендациями по изучению, заданиями, спо­собствующими лучшему усвоению материала. Разумеется, это в меньшей степени касалось новых отраслей психологии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что всякая отрасль науки, психология в частности, должна достичь определенного уровня развития для того, чтобы стало возможным различение научного и мето­дического аспекта этой дисциплины.

При определении структуры и содержания учебных дисциплинвозникают следующие вопросы:

♦ Должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли науки?

♦ В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от психологии как науки?

♦ В какой мере и каким образом в учебных программах по психологии должен отражаться накопленный фонд психологических знаний?

♦ Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учеб­ную программу?

Таким образом, научная дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это система знаний, ориентированная на обучающихся.

В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.

1.Учебная дисциплина может быть прямым дидактическим отражением соот­ветствующей отрасли научного знания. Например, социальная психология как учебный курс прямо отражает знания социальной психологии как науки. Педаго­гическая психология может служить еще одним примером такого рода.

Однако эти учебные курсы предполагают разные варианты их проведения в зависимости от аудитории (например, студенты, обучающиеся по специальности «Психоло­гия» или «Педагогика»).

2.Учебная дисциплина может быть отражением научных знаний об определен­ном предмете, накопленных в разных науках. Например, учебный курс «Семьеведение» отражает не отдельную науку (поскольку науки о семье не существует), а является дидактически целесообразной системой знаний о семье на основе дан­ных разных наук: социологии, психологии, педагогики, медицины. Другим приме­ром может быть курс конфликтологии, который объединяет знания о конфликтах из таких наук, как социология, психология и т. д.

Такое понимание учебной дисциплины открывает более широкие возможно­сти для обучения студентов психологическим знаниям. Становится очевидным, что психология может преподаваться не только психологами и не только в качест­ве отдельного учебного курса психологии. В этом отношении достаточно перспек­тивна модульная система обучения, о которой речь пойдет ниже.

Учебная дисциплина включает в себя два компонента:

1)систему знаний;

2) систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.

При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются сле­дующие факторы:

1) сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины;

2) приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции;

3) уровень, тип и цели образовательной программы;

4) интересы обучающихся;

5) знания и способности обучающихся;

6) формы и функции активности обучающихся;

7) существующий фонд дидактических материалов.

Таким образом, структура учебной психологической дисциплины определяет­ся этими факторами. Рассмотрим их подробнее.

1. Степень систематизации соответствующей области психологического зна­ния.Чем более систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. Существуют определенные методические аспекты проблемы систематизации базовых психологических дисциплин и ка­тегорий, которые дискутируются учеными и преподавателями..

2. Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя.Хотя в рамках учебной дисциплины преподаватель должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет.

3. Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которойпрепо­дается психология. Система знаний, включенных в учебную дисциплину, и си­стема учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того: 1) преподается ли эта дисципли­на в начальной, основной, средней или высшей школе; 2) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении; 3) препода­ется ли она студентам — будущим психологам, педагогам, врачам или же сту­дентам других специальностей.

4. Интерес учащихся и студентовк определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на необходимость системного и систематического построения учебной дисциплины, преподаватель может уде­лить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.

5. Знания и способности учащихся и студентов.Преподаватель должен строить учебную дисциплину в зависимости от имеющихся у учащихся и студентов знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, явля­ется ли данный учебный курс первым психологическим курсом для учащегося, или он изучал психологию ранее. Учебная дисциплина строится по-разному (в частности, имеет различный уровень сложности) в зависимости от способ­ностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов и понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, ин­дивидуально-психологическими особенностями.

6. Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений.Усвое­ние учебной дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости оттого, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в учебной деятельности свои функции.

7. Существующий фонд дидактических материалов.Степень дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, кон­кретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению определенных тем. Наличие дидактических мате­риалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе препода­вателя и возможности студентов по усвоению учебной дисциплины.

Наши рекомендации