Психологическая характеристика деятельности

Я — творец мира,

и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира.

Д. Хармс

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жиз­ни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способно­сти и черты характера.

Деятельность — категория социальная, она имеет общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологи­ческое приспособление организма к требованиям окружающей среды.

Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития лич­ности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятель­ности. Здесь же происходит и становление сознания.

В то же время деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направ­ленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.

Человеческая деятельность многогранна. В процессе ее человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Она может как преследовать общественно значимые цели, так и быть ориентирована на те из них, достижение которых не одобряется другими людьми.



Глава седьмая

7.1. СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности





КОММЕНТАРИИ

Деятельностьюназывается совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее обще­ственный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвое­ние общественного опыта.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд — это деятельность, направленная на создание общественно полез­ного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности.Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и спосо­бам выполнения — продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь конкретным видом деятельности, человек выполняет такие дей­ствия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в про- г мессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые дости­гаются ими с помощью тщательно продуманных и испытанных средств или способов действия.

Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных опре­деленной целью, к которой стремится человек в данной деятельности, и на­правленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности.Деятельность — это не просто сумма отдель­ных действий или движений. В любом виде деятельности действия, состав­ляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвя­занными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности.Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду еще и ее длительность и систематич­ность. Именно этими особенностями отличается трудовая деятельность. От­дельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.



Глава седьмая

7.2. ОСНОВНЫЕ НАУКИ О ПРОБЛЕМАХ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности рас­крывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и переживаний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятель­ности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий.

При этом человек является и субъектом познания окружающей действи­тельности, и самой деятельности.

Более всего необходимо, чтобы для человека сделалось невоз­можным то лакейское препровождение времени, когда он оста­ется без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти имен­но минуты портится голова, сердце и нравственность.

К. Д. Ушинский

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознаниечеловека — высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и осо­бенностях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мыш­ления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие каче­ства личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Деятельность— категория социальная. У животных она представляет собой лишь биологическое приспособление их организма к требованиям окру­жающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из при­роды. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к актив­ности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности чело­век выступает как субъект общения и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучают человека как субъек­та с различными характеристиками.

Глава седьмая

7.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Важнейшие особенности

Деятельность животных Деятельность человека
Имеет инстинктивно-биологический характер Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность)
Осуществляется вне общества, вне совместной деятельности Каждое действие при­обретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности (предметность)
Животные руководствуются наглядными впечатлениями Человек абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними
Деятельность животных является типичными наследственно закрепленными программами поведения В деятельности человека осуществляются передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
Зачатки орудийной деятельности животных не создают никаких новых операций В деятельности человека осуществляется изготовление орудий труда

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъскт-ность.

Онтогенетически специфика предметности определяется тем, что объек­ты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, они преоб­разуются в процессе деятельности.

Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельно­сти животных как ее обусловленность свойствами объектов — ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятель­ности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности чело­века, в ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, в по­нятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потреб­ностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими на­правленность и избирательность деятельности; а также в аспекте личност­ном — «значении для себя», когда индивидуальные мотивы человека оказыва­ют влияние на различные события, действия.

При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения:

1) генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а в качестве механизма развития психики выступает интериоризация, в ходе которой осуществ­ляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятель­ность;

2) структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реаль­ности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи единиц деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (про­извольный или непроизвольный);

3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механиз­мы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситу-ативная, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправлен­ной деятельности в изменчивой реальности.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологиче­ских механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психи­ки, акцептора результатов действия и представлений о системной организа­ции высших психических функций.

S 060



Глава седьмая

7.4. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Человеческая деятельность проходит в процессе своего развития следующие этапы:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человекано существу совпадает с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением новых видов деятельности. То же самое происходило но мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и раз­вивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека— это вклю­чение человека в различные виды деятельности в процессе его индивиду­ального развития. Данный процесс интеграции растущего индивида в дей­ствующую систему деятельности называется социализацией, и ее поэтап­ное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — четыре основных вида деятельности.

3. Изменения внутри отдельных видов деятельности —это их трансформа­циипо мере совершенствования навыков и умений людей в процессе разви­тия самого труда. Внутри конкретной деятельности как бы заложено стрем­ление к более полному и всестороннему ее применению уже и в новых сферах жизни людей, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к дан­ной деятельности, когда в ходе нее появляются все новые способы и приемы.

4. Дифференциация видов деятельности.В этом процессе из одних видов деятельности рождаются другие за счет обособления и превращения от­дельных действий в самостоятельные виды деятельности.

При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Обще­ние взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение мла­денца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразова­ния. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и, соответственно, средством удовлетворения связанных с ней по­требностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.

Во-вторых, в деятельности появляются новые средства реализации, кото­рые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усво­ение нового языка расширяет возможности для записи и усвоения информа­ции; знакомство с высшей математикой совершенствует способности людей при осуществлении сложных расчетов.

В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

8*



Глава седьмая

7.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Деятельность

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определен­ных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая — она представляется как пере­живание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в по­исковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предме­том — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается —как потреб­ность в чем-то конкретном — и становится мотивом, который может уже и осоз­наваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С. Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины проявля­ются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в каче­стве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной много­уровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и моти­вации.

Единицей анализа в деятельности является действие.

Действиями называются движения, направленные па предмет и пресле­дующие определенную цель.

В отличие от движений, которые зависят лишь от моторкой функции орга­низма, действия имеют социальный характер: они зависят от предметов, со­зданных предшествующими поколениями и окружающих человека.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружаю­щих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или про­ступком, если противоречат им.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Деятельность — это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определен­ную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном по­рядке, строятся но определенному плану.

Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является созна­тельной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно по­ставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно орга­низуемых средств или способов действия.



Глава седьмая

7.6. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Деятельность имеет свою структуру:мотивы, способы и приемы деятельно­сти, цель и результат.

Мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, застав­ляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Способы и приемы— это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состо­ять из одной или нескольких операций.

Цели— это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятель­ности. Цель выступает в образе результата деятельности.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зави­симости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в обще­ственной жизни играет его деятельность.

Результат— это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результа­ты могут не совпадать с целями деятельности. Человек (люди) оценивают результаты своей деятельности, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

Исследования советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные, и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интерио-ризацией.

Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, абстрагированное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепен­но ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности со­ставляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного дей­ствия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.



Глава седьмая

7.7. ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

В структуру мотивациоиной сферы деятельности человека обычно входят по­требности, мотивы и цели. Потребности— это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотиваминазываются внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель жедеятельно­сти — это образ того результата, ккоторому человек стремится, осуществляя ее.

По содержанию мотивация деятельности может быть материальнойили со­циальной.В первом случае человек прежде всего заботится о своих материаль­ных благах. Во втором — его действия и поступки подчинены общественным интересам. Мотивация поведения человека также может быть сознательнойи бессознательной.Это означает, что одни потребности и цели, управляющие по­ведением человека, им осознаются, другие — нет. Многие проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Мотивационную сферу человека с точки зрения се развитости можно оце­нивать по широте, гибкости и иерархической организации. Широтамотива­циоиной сферы — это качественное разнообразие мотивационных факторов, мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкостьмотивациоиной сфе­ры характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой счи­тается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотиваци-онного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей бо­лее низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем дру­гой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людь­ми. Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, спо­собных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разны­ми уровнями иерархической организации мотивациоиной сферы: между мо­тивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархическая организация— это характеристика строения каждого из уровней мотивациоиной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположепные наборы мотивации. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образо­ваний определенного уровня, тем выше иерархичность мотивациоиной сферы.



Глава седьмая

7.8. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности 235

КОММЕНТАРИИ

Характерная для деятельности динамичность, когда при изменении обстоя­тельств изменяются и ее цели, наиболее ярко проявляется в процессуальном характере ее мотивов. Этот термин означает, что в определенный момент мо­тив может находиться на одном из пяти этапов своего формирования:

1. На этапе осознания побуждения,когда мотивационное побуждение осо­знается и начинает выполнять направляющую функцию. Отсутствие это­го этапа ведет к слепому поиску, импульсивному поведению.

2. На этапе принятия мотива,который предполагает преобразование осо­знанного побуждения в личностный мотив. При этом происходит соотне­сение и включение побуждения в иерархию субъективно-личностных цен­ностей. Если мотив внутренне не принимается, возникает чувство раздво­енности, неопределенности, нерешительности. В этом случае возможно формирование второй, как бы параллельной, системы мотивов.

3. На этапе реализации,когда происходит наполнение или насыщение его содержания. Как правило, в этом случае невозможность реализации моти­ва вызывает фрустрацию побуждения.

Мотивы наши таковы что заставляют нас иногда действовать не так,
как нам самим хочется.    
        П. К. Анохин

4. На этапе закрепления,который обусловлен тем, что многократное повто­рение ведет к преобразованию мотива в черту характера человека, в посто­янную побудительную потенцию. Если же закрепления мотива не проис­ходит, то формируется нецельность характера, возникает ощущение соци­ально-ролевой неадекватности.

5. На этапе актуализации,когда побуждающая сила мотива откладывается в сознании человека, отражается в проявлении черт его характера. С этого времени может начаться новый цикл формирования мотивационных об­разований личности.

Однако будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не опре­деляет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализо­ваться в разных видах деятельности. Однозначной, жесткой связи между сна­чала потребностью, потом мотивом н, наконец, способом удовлетворения по­следнего нет. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Важно иметь в виду, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив по­буждает к деятельности, то цель конструирует конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, по­буждающей к деятельности, цель — к ее предмету.



Глава седьмая

7.9. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДЕЙСТВИЯ

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Действие — произвольная преднамеренная активность, направленная на до­стижение осознаваемой цели.

Действие — структурная единица деятельности, которая определяется на­правлением на достижение цели. Действие осуществляется человеком с по­мощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуа­цией деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и приемы — неосознаваемые или малоосознаваемые операции — представля­ют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий — лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент — начало активности головного мозга как ре­зультат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй — обработка мозгом информации, поступающей от орга­низма и внешнего мира, с целью запустить третий этап — наиболее подходя­щее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации при этом выполняется более или менее автомати­чески при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. В сложных процессах научения, и особенно при сознательном принятии ре­шений, в этом участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно опре­деляемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В каче­стве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умствен­ные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и предна­меренным.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом реше­ния о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его дея­тельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.

При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуаций.



Глава седьмая

7.10. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

психологическая характеристика деятельности - student2.ru

Психологическая характеристика деятельности



КОММЕНТАРИИ

Учитывая многообразие потребностей человека, можно представить и описать совокупность видов деятельности, характерных для отдельно взятого инди­вида и для групп людей. Но есть и другой муть: обобщить и выделить основ­ные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответство­вать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индиви­дуального развития. Такими видами деятельности являются общение, игра, учение и труд.

Онтогенетически общение — первый вид деятельности, возникающий В процессе индивидуального развития человека За ним появляются игра, уче­ние и труд. Все эти виды деятельности имеют развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуаль­ное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между людьми. Оно также преследует цели установления взаи­мопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямом контакте друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вер­бальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контак­тов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т. п.).

Игра— это такой вид деятельности, результатом которого становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исклю­чением деловых и других видов игр взрослых людей и детей, где результат очевиден с самого их начала). Игры часто имеют характер развлечений, ис­пользуются для отдыха. Иногда они служат средством символической раз­рядки напряженности, возникающей под влиянием реальных потребностей че­ловека, которые он не в состояния ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предмет­ные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, в которой за­нят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо пред­метов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспро­изводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенными стандартами поведения их участ-



Глава седьмая

ников. Нередко в жизни встречаются смешанные тины игр: предметно-роле­вые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правила и т. П.

Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, имеют искусственный характер в том смысле, что окружающими они не восприни­маются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке И его психо­логических особенностях. Игровое поведение и игровые отношения мало вли­яют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Учениевыступает как вид деятельности, целью которого является приоб­ретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организо­вано и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах дея­тельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологиче­ского развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд.Имен­но благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни та­ким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически не­ограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершен­ствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

\

Наши рекомендации