И изменение социальных

УСТАНОВОК

Радикальные социальные изменения, произошедшие в нашей стра­не, затронули самые разнообразные стороны жизни людей. Быстрые и непредсказуемые преобразования, вызвавшие нестабильность обще­ства, отразилась, в частности, на организации взаимодействия инди­видов, разрушив прежнюю систему регуляции социального поведе­ния [см., например: Андреева, 2000; Белинская, Тихомандрицкая, 2001].

Еще в XIX в. Э. Дюркгеймом было отмечено, что во время общест­венных кризисов или глобальных социальных перемен происходит изменение ценностей и норм, и тогда накопленный жизненный опыт людей может не соответствовать вновь создаваемым идеалам и нор­мам. В результате люди испытывают состояние «запутанности» и дезо­риентации [Смелзер, 1994]. Как следствие этого они вынуждены гото­вить себя к непредвиденным обстоятельствам, к наибольшему числу возможных вариантов развития событий.

Необходимо отметить, что социальное поведение обусловлено различными механизмами регуляции, как «внешними» — социальны­ми, так и «внутренними» — психологическими. В адаптации к новым социальным условиям особую роль начинают играть внутренниерегу­ляторы поведения человека, и социальное влияние реализуется через них. Как пишет В. П. Левкович, «именно внутренняя регуляция пове­дения становится условием реализации в поведении и деятельности активной позиции личности по отношению к окружающему миру. Внешние объекты становятся побудителями поведения только через отношение к ним субъекта» [Левкович , 1979. С. 67].

Общественные изменения не могут не затронуть внутренние регу­ляторы поведения, «настраивая» их на произошедшие преобразова­ния социальной среды. Конечно, эта перестройка происходит не сра­зу. К тому же, у людей зрелого возраста, имеющих уже устоявшиеся системы регуляции, эти изменения будут проходить дольше и, воз­можно, более драматично, чем у людей молодых с достаточно гибки­ми структурами Личности. Кроме того, изменение различных внутрен-162

них регуляторов поведения не может происходить одновременно. Из­вестно, что внутренние регуляторы поведения человека образуют си­стемы (иерархии), определяющие специфику поведения и деятельно­сти людей в различных социальных ситуациях, на разных уровнях со­циальной действительности.

Одной из наиболее известных моделей регуляции социального поведения является теория иерархической структуры диспозиций лич­ности В. А. Ядова [Ядов, 1975]. В этой концепции диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрас­положенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собст­венную активность индивида и действия других, а также предуготов-ленность вести себя в определенных условиях соответствующим обра­зом [Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979]. Предложенная иерархия диспозиционных образова­ний выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности, т.е. основная функция диспозиционной системы — психи­ческая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней дис­позиций «ответствен» за регуляцию определенного уровня поведения.

Первый уровень — элементарные фиксированные установки— от­вечает за регуляцию поведенческих актов — непосредственных реак­ций субъекта на актуальную предметную ситуацию. Целесообразность поведенческих актов диктуется необходимостью установить адекват­ное соответствие (равновесие) между специфическими и быстро сме­няющими друг друга воздействиями внешней среды и витальными потребностями субъекта в данный момент времени.

Второй уровень — социальные установки (аттитюды)— регулирует поступки личности. Поступок представляет собой элементарную соци­ально значимую «единицу» поведения. Целесообразность осуществле­ния поступка выражается в установлении соответствия между простей­шей социальной ситуацией и социальными потребностями субъекта.

Третий уровень — базовые социальные установки— регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в раз­личных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается систе­мой поступков.

Четвертый уровень — ценностные ориентации— регулирует целост­ность поведения, или собственно деятельность личности. «Целеполага-ние» на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают отдельные жиз­ненные цели, связанные с главными социальными сферами деятель-

ности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни» [Ядов, 1975. С. 97].

Таким образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом в каждой конкретной ситуа­ции и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определен­ному диспозиционному образованию. В это время остальные диспози­ции представляют собой «фоновые уровни» (в терминологии Н. А. Берн-штейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулиру­емого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уров­нем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизиру­ются для согласования поведенческого акта или поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем дея­тельности вся диспозиционная система приходит в состояние акту­альной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуациям.

Диспозиционная регуляция социальной деятельности личности может быть описана следующей формулой:

«ситуации» (= условия деятельности) —» «диспозиции» —> --->«поведение» (= деятельность) [Ядов, 1975. С. 99].

В условиях радикальных общественных перемен одними из первых подвергаются изменению, по-видимому, диспозиции более низкого уровня — социальные установки (аттитюды) как средства, обеспечи­вающие поведение человека в конкретных ситуациях его взаимодей­ствия с социальной средой. Это становится возможным вследствие их большей мобильности и способности к изменениям в ходе социаль­ного влияния по сравнению с диспозициями более высокого уровня, например, ценностными ориентациями. Аттитюды приспосабливают человека к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему со­циумом. Поэтому во время социальных кризисов, при разрушении или изменении общепринятых норм и ценностей активизируются именно аттитюды как менее глобальные, но не менее значимые регуляторы социального поведения. В связи с этим такая важная проблема соци­альной психологии, как проблема социальных установок, их роли в адаптации личности к новым условиям жизни становится наиболее актуальной в ситуации произошедших общественных изменений.

Как известно, само понятие аттитюд и связанная с ним пробле­матика имеют солидную историю изучения в социальной психологии 164

XX в. Под социальной установкой понимается «диспозиция индиви­да, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и воз­можных действий организованы с учетом социального объекта» [Смит, 1968]. Этим понятием определяется один из самых важных психологи­ческих механизмов включения индивида в социальную систему; атти­тюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры [Шихерев, 1979]. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме — в обществе, в определенной культуре и на микро­уровне — в конкретной социальной группе, на уровне межличност­ного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки фор­мируются под воздействием социума, с другой — они влияют на со­циум, определяя отношение к нему людей.

Изучение аттитюдов с самого начала было связано с интересом к преобразованиям, происходящим с личностью в момент пережива­ния ею социальных изменений. Напомним, что исследование соци­альных установок было начато в 1918 г. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким при рассмотрении ими проблемы адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский кре­стьянин в Европе и Америке» они определяли аттитюд как «состоя­ние сознания индивида относительно некоторой социальной ценнос­ти», переживание смысла этой ценности [Thomas, Znaniecki, 1918].

Их основной интерес был сконцентрирован на том, как соци­альная среда, культура в целом могут определять отношение людей к некоторым социальным объектам, значимым для них1.

Изменение условий жизни по большей части вело к смене пред­ставлений о значимости социальных объектов и их оценки людьми, т.е. к смене социальных установок. В случаях, когда определение ситу­ации индивидами не совпадало с групповыми (социальными) ценно­стями, могли возникать и развиваться конфликты, приводящие в свою очередь к дезадаптации людей, а в конечном итоге — к социальной дезинтеграции. В качестве причин, побуждающих к изменению соци­альных установок, назывались четыре основных желания (потребное-

1 У. Томасом и Ф. Знанецким была разработана типология личностей в соот­ветствии с характером их адаптации к социальному окружению: 1) мещанский тип (характеризуется устойчивыми, традиционными установками); 2) богемный тип (нестойкие и несвязные установки, но высокая степень приспособляемости); 3) творческий тип, способный к изобретениям и нововведениям в связи с гибко­стью и креативностью своих установок. Именно «творческие» личности, по мне­нию этих авторов, способствуют развитию общественной жизни и культуры. Сама же природа социальной системы определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.

ти) человека: новый опыт, безопасность, признание и господство. Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение отношения к ценностям (определенным социальным объек­там) в соответствии с нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации,что впоследствии нашло выражение в ряде функциональных теорий аттитюда. Среди наиболее известных работ, определяющих функции социальных установок, можно назвать теорию М. Смита, Д. Брунера, Р. Уайта [Smith, Bruner, White, 1956], а также теорию Д. Каца [Katz, 1960].

Предложив изучать установку с точки зрения потребностей, ко­торые она удовлетворяет, Д. Кац делает попытку интегрировать пред­ставления различных теоретических ориентации — бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии и когнитивизма. Таким образом, выделяются четыре функции (имеющие определенное сход­ство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная)функция: выра­жает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направ­ляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка опреде­ленных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несо­гласия с социальными установками других членов группы).

2. Эгозащитнаяфункция: социальная установка способствует раз­решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от не­приятной информации о самих себе или о значимых для них соци­альных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей груп­пы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

3. Функция выражения ценностей(функция самореализации): ат-титюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществ­ляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта 166

функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

4. Функция организации знаний:основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью атти­тюда существует возможность оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотива­ми, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функ­ции аттитюд включается в процесс социального познания.

Итак, социальные установки задают направление мыслям и дей­ствиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать социальную идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя. Аттитюды активно задейство­ваны как в процессе регуляции социального поведения, так и в про­цессе социального познания. В целом можно сказать, что аттитюд, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окру­жающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности. Это становится особенно важным в условиях глобальных социальных изменений. Адаптация человека к новой со­циальной ситуации происходит, в частности, в связи с изменением его аттитюдов, что приводит к изменению поведения. Возможность изменения поведения в свою очередь обусловлена особенностями структуры социальной установки, поэтому следует остановиться на ее подробном рассмотрении.

Первоначально структура аттитюда была разработана в 1942 г. М. Смитом. В своем подходе Смит представлял социальную установку как осознание (когнитивный компонент), оценку (аффективный ком­понент) и поведение (конативный, поведенческий компонент) в от­ношении социального объекта. В настоящее время в связи с особым интересом к изучению аттитюдных систем структура социальной уста­новки определяется более широко. Аттитюд выступает как «ценност­ная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложив­шихся поведенческих намерениях (интенциях) и предшествующем по­ведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процес­сы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на буду­щее поведение» [цит. по: Зимбардо, Ляйппе, М, 2000. С. 46]. Таким образом, поведенческая составляющая социальной установки пред­ставлена не только непосредственным поведением (некоторыми реаль­ными, уже осуществленными действиями), но и интенциями (намере­ниями). Поведенческие интенции могут включать в себя различные


и изменение социальных - student2.ru

ожидания, стремления, замыслы, планы действий — все, что только намеревается сделать человек2.

Что касается когнитивной составляющей, то в нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когниции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции пред­ставляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связан­ные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммар­ная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечис­ленные компоненты. Пример установочной системы представлен на рис. 1.

Необходимо подчеркнуть, что все элементы установочной систе­мы взаимосвязаны и представляют собой систему реакций, специ­фичную для каждой конкретной личности. Поэтому изменение одно­го компонента может вызвать изменение какого-либо другого. Так, например, изменение убеждений относительно некоего социального объекта может привести к изменению установки, а вслед за этим и к изменению поведения в отношении данного социального объекта. Кроме того, элементы системы могут выходить за рамки одной уста­новочной системы и «устанавливать» взаимосвязи с элементами дру­гой. Например, одна и та же когниция может быть взаимосвязана с различными установками. Если изменится эта когниция, можно пред­положить, что изменятся и обе установки [Зимбардо, Ляйппе, 2000].

Таким образом, если в ходе социального влияния происходит из­менение социальной установки индивида, это в свою очередь может

2 В настоящее время наиболее распространенной темой исследований, посвя­щенных взаимосвязи аттитюдов и поведения, является изучение влияния устано­вок на намерения людей и только через них — на поведение.

Подробно взаимосвязи «аттитюд — намерение — поведение» были рассмотре­ны в теории когнитивного опосредования действия (или модели обоснованного действия) А. Айзена и М. Фишбайна [Ajzen, Fishbein, 1980]. Авторы теории пред­положили, что сами намерения определяются двумя факторами: 1) аттитюдом по отношению к поведению; 2) субъективными нормами поведения человека (вос­приятие социального влияния).

Аттитюд по отношению к намерению в свою очередь будет зависеть от пред­ставлений человека о том, к каким последствиям приведут его действия, а также от оценки этих последствий. То есть аттитюд по отношению к поведению определяется ожидаемым результатом (в частности, степенью вероятности достижения этого ре­зультата) и оценкой его пользы для человека. Кроме атгитюда на намерение совер­шить определенное действие, как уже было сказано, оказывает влияние субъектив­ная норма — восприятие социального давления на поведение. Она, в свою очередь, складывается из убеждения, что определенные люди или группы ожидают такого пове­дения и желания человека следовать этим ожиданиям. И, наконец, намерение совер­шить какое-либо действие может определяться важностью для человека установоч­ных и нормативных соображений [подробнее см.: Белинская, Тихомандрицкая, 2001].



Наши рекомендации