III. 3 Система заданий для психолого-педатгического

изучения детей старшего дошкольного возраста*

Задание 1. «Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е.А. Стребелевой).

Назначение — изучение уровня развития наглядно-действенного мышления, работоспособности, уровня обучаемости. Данная мето­дика позволяет более легко установить контакт с ребенком.

Инструкция: «Давай поиграем, как будто эта коробочка - почто­вый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (пока­зать ребенку геометрические фигуры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик».

Стимулъный материал - вниманию ребенка предъявляется квад­ратная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различ­ной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием по­вторяют прорези на гранях коробки.

Процедура проведения. После сообщения ребенку задания и уточнения понимания им инструкции, ему предъявляется стимуль-ный материал: фигурки и коробочка. В процессе выполнения ребен­ком задания обследующий анализирует процесс выполнения зада­ния (способы действия, работоспособность, концентрацию внима­ния, зрительное восприятие формы, ведущую руку). В случае за-труднения выполнения ребенком задания экспериментатор может оказывать следующие виды помощи.

' Рекомендуется для обследования детей 5,5 - 6,5 лет, в т.ч. - в целях определе­ния степени готовности к школьному обучению. Авторы-составители - И.Ю. Левченко и Н.А. Киселева (2005) 107

Используется стимулирующую помощь в виде виде подбадривания, словесного поощрения («Правильно, молодец, стараешься, давай дальше» или «Постарайся сделать, у тебя обязательно получиться»).

Организующая помощь: организация внимания на каком-то мо­менте выполнения задания («Не торопись», «Посмотри вниматель­но»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое, и он быстро отвлекается.

Разъясняющая помощь: уточнение порядка действий при выпол­нении задания («Ты должен взять фигурку, посмотреть на нее вни­мательно, потом найти отверстие, подходящее для этой фигурки, и опустить в это отверстие фигурку»),

Введение наглядности: продемонстрировать способ действия без объяснения «алгоритма» его выполнения (взрослый по своему ус­мотрению выбирает любую грань коробочки форм, зрительно под­бирает к отверстию на этой грани соответствующую фигурку, берет ее и опускает в нужное отверстие, затем говорит ребенку: «а теперь продолжи сам»; при этом следует показать ребенку цвет грани, на которой расположено необходимое отверстие).

И, наконец, заключительный вид помощи - конкретная обучаю­щая помощь. Взрослый берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на «информативные» признаки этой фигурки, например, что у нее есть три острых угла, затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком обследующий отыскивает такое отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После объяснения и соответствующего показа ребенок манипулирует самостоятельно.

Задание 2. «Заучивание 10 слов» (по А.Р. Лурии).

Назначение - оценка состояния слухоречевой памяти (объема и качества заучивания), оценка утомляемости, активности и целена­правленности внимания и др.

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внима­тельно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Стимулъный материал — листок с написанными словами: ДОМ, КОТ, ЛЕС, ЗЕРНО, ИГЛА, МОСТ, ХЛЕБ, ОКНО, БРАТ, МЕД. Набор слов может быть и другим, особенно при повторном исследовании.

Важно, чтобы был использован аналогичный лексический материал - часто употребляемые слова достаточно простой слоговой структуры.

Процедура проведения. Для качественного проведения обследо­вания следует соблюдать тишину. Экспериментатор предлагает ре­бенку запомнить слова. Произносить слова необходимо медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в протоколе крестики напротив этих слов. Протокол обследования памяти

Слова для   1 предъявле-   2 предъявле-   3 предъявле-   Отсроченное  
шюмина-   ние   ние   ние   воспроизведе-  
ння               ние  
ДОМ                  
кот                  
ЛЕС                  
ЗЕРНО                  
ИГЛА                  
МОСТ                  
ХЛЕБ                  
ОКНО                  
БРАТ                  
МЁД                  

Если слово произносится неверно (искажается, либо заменяется по смыслу), обследующий отмечает это в протоколе. Опыт повторя­ется 5 раз (если у ребенка снижена работоспособность, допустимо 3-х кратное повторение). После 5-ти кратного повторения эксперимен­татор переходит к другим заданиям, в конце исследования снова просит воспроизвести эти слова (допустимо напомнитние первого слова). По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания».

Наши рекомендации