Вопрос для размышления. Каково влияние психологического отрицания на реакцию человека на смерть?

Каково влияние психологического отрицания на реакцию человека на смерть?

798 Часть IV. Взрослость

обеспокоенность смертью не постоянна. Очень часто, например, люди начинают сильно беспокоиться по поводу собственной смерти, когда у них диагностируют потенциально смертельное заболевание. Однако в течение нескольких недель или месяцев после этого известия их обеспокоенность постепенно уменьшается (Bels-ky, 1984). Обеспокоенность смертью, по-видимому, является одним из признаков развития процесса установления и принятия значения смерти в контексте смысла жизни.

Встреча с собственной смертью

По мере того как люди стареют или заболевают, они начинают осознавать, что смерть уже не является столь отдаленным событием. Молодые люди могут позволить себе роскошь отбросить мысли о смерти, однако во время болезни или в старости этих размышлений уже нельзя избежать. Каким образом люди реагируют на эту финальную стадию собственного развития? Многие проходят через несколько стадий приспособления к умиранию и в итоге принимают неизбежность смерти. Тем не менее, как мы в дальнейшем увидим, это справедливо не для всех людей.

Смерть как конечная стадия развития

Людям, перед которыми не встает перспектива скорой смерти, может потребоваться значительное время для того, чтобы свыкнуться с мыслью о неизбежности прекращения жизни. Они зачастую проводят последние годы, оглядываясь назад, размышляя о приятных и болезненных моментах прошлого. По мнению Батлера (Butler, 1968; 1980-1981), такой обзор своего жизненного пути — важный этап развития личности, продолжающегося в течение всей жизни. В пожилом возрасте как никогда сильны побудительные мотивы к самопознанию. Процесс самопознания часто способствует развитию личности. Человек разрешает застарелые конфликты, находит новый смысл в жизни и даже открывает нечто ранее не известное в самом себе. Лишь осознание реальности приближающейся смерти может заставить нас принять ключевые решения относительно самых важных моментов жизни и понять, кто мы такие на самом деле. Смерть создает необходимую перспективу (Kubler-Ross, 1975). Таким образом, парадоксально, но смерть может послужить толчком «процесса возвращения к жизни» (Imara, 1975).

Как и в предыдущие периоды жизни, выяснение смысла и цели жизни требует активной перестройки философских, духовных и практических убеждений (Sherman, 1987). Когда в 1974 году писатель Эрнест Бекер (Ernest Becker) был помещен в больницу с последней стадией рака, его попросили рассказать о том, что он чувствует. В течение жизни Бекер много писал о встрече со смертью и поэтому во многом был готов к тому, что испытывал. Он прошел через несколько стадий приспособления к смерти и на момент интервью, по-видимому, уже достиг конечной стадии трансцендентности. Его собственное решение оказалось духовным: «Легче умирать, зная, что помимо того, что происходит с человеком, существуют еще потрясающие созидательные силы космоса, которые используют нас для каких-то нам не известных целей» (цитируется по Keen, 1974). Другие люди могут совершенно иначе прийти к согласию со своей смертью, а представления об этом явлении имеют существенные отличия в разных культурах и религиях. В любом слу-

Глава 19. Смерть и умирание 799

чае, признания Э. Бекера — убедительный аргумент в пользу того, чтобы дать людям возможность найти свое собственное решение проблемы и встретить смерть смиренно и достойно.

Стадии приспособления

Элизабет Кюблер-Росс (1969) одной из первых обратилась к проблеме изучения смерти и умирания. Основное внимание она уделила относительно кратковременным ситуациям, в которых перспектива смерти становится для человека весьма реальной, например при обнаружении у него неизлечимого заболевания. В результате бесед с такими людьми Э. Кюблер-Росс выделила пять стадий приспособления к мысли о смерти: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Вот краткое описание этих стадий:

• В стадии отрицания человек отвергает возможность смерти и ищет другие, более благоприятные мнения и перспективы.

• Когда человек осознает, что он действительно умрет, его или ее охватывает раздражение, негодование и зависть. Это стадия гнева. Человек чувствует себя обманутым, поскольку его планы и мечты никогда уже не осуществятся.

• В стадии торга человек ищет возможность выиграть время, он дает обещания и ведет переговоры со своим Богом, докторами, медсестрами или другими людьми по поводу отсрочки приговора, избавления от боли и страданий.

• Если торг не дает результатов, а время истекает, человека охватывает беспомощность и безнадежность. Теперь он находится в стадии депрессии и оплакивает не только реальные потери, но и скорую разлуку со своей семьей и друзьями.

• В завершающей стадии, стадии принятия, человек принимает факт близости смерти и спокойно ожидает ее.

Стадии приспособления, описанные Э. Кюблер-Росс, представляют собой обычную реакцию человека на неизбежность смерти и помогают понять, что чувствуют умирающие люди. Тем не менее они не универсальны. Не все люди проходят через каждую из перечисленных стадий, и лишь некоторые проходят их именно в том порядке, как это указано выше. На реакцию человека влияет множество факторов: культурная принадлежность, свойства личности, религия, личная философия, продолжительность и характер заболевания. Некоторые люди пребывают в стадии гнева или депрессии до самого конца, другие ждут смерти как избавления от боли. Каждый человек приспосабливается к смерти по-своему, поэтому в таких случаях ему не следует навязывать определенный набор стадий приспособления. Напротив, как утверждает Роберт Кастенбаум (Robert Kastenbaum, 1998, 2000), следует позволить людям следовать их собственными путями к смерти. Когда они этого хотят, им следует говорить о своих чувствах, заботах и опыте, если у них есть вопросы, они должны получить на них ответы, необходимо упорядочить собственную жизнь, повидаться с родственниками и друзьями, простить и самим попросить прощения за ссоры и незначительные проступки. Все эти действия, утверждает Р. Кастенбаум, более важны для человека, нежели прохождение неких эмоциональных стадий в определенном порядке. На рис. 19.1 представлены некоторые практические советы людям, которые хотели бы помочь своим любимым, уходящим из жизни.

800 Часть IV. Взрослость

1. Будьте честны в отношении ваших собственных забот и чувств.

2. Если вы сомневаетесь, спросите:

• Каково вам?

• Как вы себя сейчас чувствуете?

• Можете ли вы больше рассказать мне об этом? . Что вам нужно?

. Как вы можете позаботиться о себе?

3. Сосредоточьтесь на настоящем. Как вы чувствуете себя ПРЯМО СЕЙЧАС? Что вам ПРЯМО СЕЙЧАС нужно?

4. Выслушать - значит помочь. Не нужно стараться делать это лучше, чем вы умеете.

5. Людям, попавшим в кризисную ситуацию, нужно знать, что у них есть право и силы принять решение. Укажите им возможные альтернативы.

6. Окажите любую практическую помощь, которую вы можете предложить, не нарушая свой душевный покой.

Рис. 19.1.Ваше заботливое присутствие: советы по оказанию эффективной поддержки другим людям. Источник: Центр для людей, живущих рядом с умирающими

Альтернативные пути

Очень часто реакция на близкую смерть определяется самим течением заболевания. Если смерть наступает внезапно, у человека остается мало времени, чтобы проанализировать свою жизнь и подготовиться к расставанию с ней. Заболевание, приносящее с собой боль, _ограничивающее подвижность человека или требующее частых и сложных медицинских вмешательств, может оставить ему очень мало времени и сил, чтобы подготовиться к смерти. Было бы неправильно для медицинского персонала или членов семьи больного полагать, что человек пребывает в стадии гнева, когда на самом деле такая реакция вызвана его физическим состоянием или проводимыми с ним медицинскими манипуляциями (Kastenbaum, Costa, 1977).

Особенно сильно реакция человека на приближение смерти связана с природой его заболевания в случае СПИДа. Данное заболевание зачастую передается половым путем и поэтому связано с сильными эмоциональными переживаниями как заболевших, так и близких им людей. Фэнтон Джонсон (Johnson, 1994) в своей книге затронул проблему памяти и прощения. Согласно его мнению, два этих движения души «лежат в центре любого общества», однако подвергаются сомнению в связи со СПИДом. Ф. Джонсон поясняет:

Самые мудрые люди, которых я знаю, ВИЧ-положительные и отрицательные, живут, не отрицая смерть, но принимая ее. Они не прощают и забывают, но прощают и помнят. Самая сложная и нужная задача скорбящего человека заключается именно в этих двух противоположных императивах: простить и помнить, принять и никогда не забывать (1994, р. 15).

Длительный период умирания, через который проходят многие больные СПИДом, затрудняет задачу принятия и прощения для тех, кому приходится справляться

Глава 19. Смерть и умирание 801

с эмоциями, окружающими процесс смерти. Особенно сложной эта задача становится для членов некоторых испанских и афроамериканских общин США, поскольку многие жертвы СПИДа — очень молодые люди. Кроме того, скорбь по другим умершим, сопряженная с необходимостью справляться со своей собственной болезнью, уменьшает время и силы, необходимые для того, чтобы пройти через традиционные стадии, связанные с принятием смерти (Horn, 1993).

Как существует множество уникальных путей жизненного развития, так существует и бесчисленное количество вариантов смерти. Идеальный для большинства людей жизненный путь — сохранение здоровья до 85 лет и старше, наведение порядка в собственных делах, а затем быстрая и безболезненная смерть (Kalish, 1985), возможно, во время сна. Действительно, опросы показывают, что подавляющее большинство людей, особенно молодые мужчины и женщины, предпочли бы умереть внезапно (Kalish, 1985).

Когда человек болен и исход болезни предрешен, он и его члены семьи приспосабливаются и адаптируются к предположительному «оставшемуся времени жизни». У многих есть незавершенные дела, распоряжения, которые еще нужно сделать, и слова, которые необходимо сказать. Некоторые люди пытаются воздействовать на свой жизненный путь, принимая лечение или отказываясь от него, напрягая «волю к жизни» или смиряясь с неизбежным. Многие на этом конечном отрезке пути стараются сохранять контроль над ситуацией и достоинство. Но все хотят, чтобы их смерть была гуманной.

Суицид.Самоубийства на удивление широко распространены среди проживающих в США людей среднего и пожилого возраста. Хотя наибольшую огласку получают самоубийства среди молодежи, подростков и школьников, это явление значительно шире распространено среди людей старше 45 лет. Однако среди представителей данной возрастной группы люди в возрасте 65 лет и старше наиболее склонны к суициду (U. S. Census Bureau, 1997). Мужчины совершают самоубийство в 4 раза чаще, чем женщины. Количество случаев суицида среди мужчин неуклонно растет с возрастом и достигает пика среди 80-летних (Manton, Blazer & Woodbury, 1987). В пожилом возрасте количество суицидов резко возрастает как среди белых мужчин, так и среди представителей национальных меньшинств (Manton et al., 1987). Эти данные не принимают во внимание пассив-

Контрольные вопросы к теме

«Встреча с собственной смертью»

• Многие пожилые люди проходят стадии приспособления к смерти в строго определенном порядке.

• Согласно Элизабет Кюблер-Росс, пять основных стадий приспособления к мысли о смерти - это отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.

• Течение болезни может повлиять на то, как человек будет реагировать на умирание.

• Существует множество путей смерти.

• Среди пожилых людей самоубийство чаще всего спровоцировано плохими условиями жизни,

Наши рекомендации