Последовательность исследования экспрессивной речи

Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия.

Планируя обследование, логопед должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речевом развитии, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, обследование ребенка целесообразно проводить в несколько приемов, с использованием специального красочного наглядного материала. Также можно в одном виде деятельности за короткое время выявить различные умения и навыки и при этом заполнить несколько пунктов речевой карты. Например, предлагая рассказать сказку, логопед фиксирует звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом, отмечает, какие предложения использует ребенок.

Все данные, полученные в результате обследования, анализируются, обобщаются и вносятся в соответствующие графы речевой карты. Для удобства и экономии времени рекомендуется оформлять на каждого ребенка речевую карту, совмещенную с протоколом, представляющим собою таблицы, в которых выставляются отметки (+, - и др.).

Обследование проводится индивидуально, можно также обследовать одновременно и двух-трех детей.

В.И.Нодельман предлагает такую схему исследования речи [5, 21].

Последовательность исследования экспрессивной речи.

Исследование словарного запаса.

1. Называние изображенных на картинках предметов.

2. Называние изображенных на картинках действий.

3. Называние признаков и качеств изображенных на картинках предметов.

4. Называние предмета по его описанию.

5. Подбор синонимов, родственных слов.

6. Называние обобщенных слов по группе однородных предметов

7. Составление предложений с данными словами.

8. Составление предложений по простым сюжетным картинкам.

9. Добавление в незаконченное предложение одного-двух слов (самостоятельно или по выбору из данных экспериментатором).

10. Исправление ошибочного употребления слов в данных предложениях.

11. Составление осмысленного словосочетания.

12. Выявление степени владения многозначными словами.

13. Исследование грамматического строя речи.

14. Составление рассказа на заданную экспериментатором тему.

15. Составление рассказа по сюжетной картине.

16. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

17. Составление рассказа по картине и опорным словам.

18. Составление рассказа по серии картин и опорным словам.

19. Составление предложения с заданным словом (по картинке; из слов, данных в нужной форме; из слов, данных в исходной форме).

20. Закончить сложносочиненное предложение по данному главному.

21. Составление сложноподчиненного предложения по двум простым.

22. Выявление умения употреблять имена существительные в разных падежах.

23. Образование формы родительного падежа существительных во множественном числе.

24. Умение использовать предложное управление – составление предложений по картинкам.

25. Вставка пропущенного предлога в данный текст (предложение).

26. Выявление возможностей в согласовании через подстановку в предложение пропущенных слов из ряда предлагаемых.

27. Выявление возможности в дифференцированном использовании форм единственного и множественного числа существительных.

28. Преобразование имен существительных из формы единственного числа во множественно и наоборот.

29. Выявление умения соотносить число глаголов.

30. Согласование имени прилагательного с существительным.

31. Выявление уровня владения категорией рода.

Словообразование.

1. Образование новых значений слов с помощью суффиксов.

2. Образование новых слов от данных.

3. Преобразование существительных в прилагательные.

4. Преобразование глаголов в существительные

Исследование импрессивной речи.

Исследование фонематического слуха.

1. Повторение звуков или пары звуков (не имеющих акустико-артикуляционного сходства и звуки, близкие по звучанию и артикуляции).

2. Повторение слоговых сочетаний.

3. Услышать заданный звук среди других звуков, слог с заданным звуком среди слогов.

4. Распределение картинок, в названиях которых первым является заданный звук.

5. Опознание картинок, названиями которых являются слова-паронимы.

Исследование понимания слов.

1. Показ предметов или их изображений по названию экспериментатора.

2. Показ действий, изображенных на картинках.

3. Показ названной экспериментатором картинки из двух «конфликтных».

4. Актуализация значений слов (подбор к существительным прилагательных, к глаголам существительных и т.д.).

5. Подбор слов противоположного значения.

6. Заканчивание предложений.

7. Составление словосочетаний.

8. Вставка слов из ряда предлагаемых в текст.

9. Выявление особенностей понимания слов, имеющих семантическую и фонетическую близость.

Исследование понимания предложений.

1. Выявление возможности выполнения разного рода речевых инструкций.

2. Анализ содержания фразы, воспринятой на слух.

3. Исправление предложения с нарушенными семантическими связями.

4. Выявление особенностей понимания предложений, отличающихся одним словом.

Исследование понимания текста.

1. Свободные ответы на вопросы после прослушивания текста.

2. Воспроизведение текста.

Исследование звукопроизношения.

1. Повторение звуков, слогов, слов за логопедом.

2. Называние предметов, изображенных на картинках.

Таким образом, обследование речи по указанному плану дает возможность дифференцировать нарушение речевого развития, с одной стороны, с другой, – дает возможность выявить дополнительные данные для психологической диагностики ребенка.

«рь»- репка, карета, дверь

Наши рекомендации