Социальная психология и право

Отношение людей к использованию социально-психологических знаний в области правовых и других социальных отношений намного более по­ложительное, чем к применению этих же знаний в области политики. Здесь речь идет о том, чтобы, опираясь на соответствующие знания, свес­ти к минимуму преступность. Считается, что социально-психологичес­кие знания стали применяться в практике с того времени, когда появи­лась и достигла определенных успехов юридическая психология.

В настоящее время наметились следующие основные области при­менения социально-психологических знаний и методов в юридичес­кой практике:

1 Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. - М.; СПб., 2007. - С. 346-347.

1) психологическая подготовка будущих юристов в соответствующих учебных заведениях (юридических вузах и на юридических факультетах);

2) психологическое обеспечение судопроизводства;

3) использование психологических знаний в области формирования правосознания людей;

4) применение психологии в местах лишения свободы, например в практике перевоспитания осужденных.

Рассмотрим указанные выше области практического использования социально-психологических знаний более подробно.

1. Психологическая подготовка современных юристов включает в себя краткое изучение общей психологии как базовой научной дисциплины, необходимое для освоения других областей современной психологии, а также обстоятельное изучение курсов социальной и юридической психологии. Иногда в качестве дополнительных-дисциплин на факультативной основе юристам преподаются также медицинская психология и другие, в том числе специальные, области психологии.

2. Психологическое обеспечение судопроизводства включает в себя использование социально-психологических знаний в практике проведения дознания (расследования совершенных преступлений).Этими знаниями прежде всего должны владеть следователи, поскольку им приходится непосредственно иметь дело с людьми, причастными к преступлениям: подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими и другими. К таким людям необходим особый подход, рассчитанный на получение от них объективной и достоверной информации о совершенном преступлении. Здесь практически полезными могут оказаться социально-психологические знания, касающиеся восприятия и понимания людьми друг друга, оказания влияния на людей и другие.

Кроме того, нуждается в социально-психологических знаниях и сама практика организации и проведения суда. Здесь важно обеспечить условия, которые гарантируют установление истины, защиту свидетелей, объективность рассмотрения дела и принятие судом справедливого решения. Известно, к примеру, что на судей может оказать впечатление личность выступающего (прокуро­ра, защитника, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей), поэто­му важно свести к минимуму всякого рода субъективные влияния на решение, принимаемое судом. Как следователям, так и судьям

важно знать, какое влияние эмоции, установки и предубеждения людей могут оказывать на их суждения, уметь распознавать на практике, когда человек говорит правду, а когда скрывает ее, ког­да он искренен и когда лукавит.

3. Достаточно широки возможности социальной психологии в делеформирования правосознания людей. Правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Они, в свою очередь, изучаются в социологии и социальной психологии. Социальные психологи исследуют процесс становления и изменения социальных норм, рассматривают социальные нормы, их включение в структуру личности и в регуляцию ее поведения. Знании методы, касающиеся социально-психологических закономерно стей формирования и изменения социальных норм, могут использоваться в практике работы с людьми с девиантным поведением, склонными к правонарушениям, а также с теми, кто уже нарушил соответствующие социальные и правовые нормы. На основе этих знаний может строиться, например, практика правового воспитания детей, формирование правосознания взрослых людей.

4. С вышеуказанной сферой деятельности смыкается и работа психологов, которые непосредственно трудятся в местах лишения свободы, работают как с осужденными, так и с персоналом пенитенциарных учреждений. Здесь могут быть использованы знания и методы, заимствованные из самых разных областей социальной психологии:
психологии личности, психологии малых групп, психологии лидерства, психологии общения, психологии восприятия и понимания людьми друг друга. Кроме того, здесь могут быть задействованы многие методы собственно практической психологии, включая приемы индивидуальной и групповой психологической работы с людьми.

Социальная психология и экономика

Экономика также стала областью широкого применения социально-психологических знаний и методов работы. В ней с помощью соответ­ствующих знаний и методов решаются следующие основные вопросы:

• организация эффективного управления;

• психологическое обеспечение принятия оптимальных решений;

• изучение рынка сбыта выпускаемых товаров (покупательского
спроса);

• реклама выпускаемых товаров;

• подготовка управленческих кадров в сфере экономики.

Под организацией эффективного управления предполагается реше­ние с помощью социальной психологии следующих частных вопросов, имеющих отношение к экономике:

1) подбор управленческих кадров;

2) организация и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей управленцев;

3) подготовка управленческих кадров, руководителей разного уровня к практической работе с людьми.

Важной сферой приложения социально-психологических знаний в экономике является обеспечение эффективной деятельности управ­ленческих и производственных групп и коллективов. Здесь весьма полезными могут оказаться знания из области научных исследований эффективности групповой деятельности, включая определение опти­мальной величины, композиции, каналов коммуникаций в группе, уста­новление распределения ролей, стиля руководства и регуляции меж­личностных отношений. По всем этим и другим вопросам социальная психология эффективной групповой деятельности располагает кон­кретными рекомендациями, которые могут быть использованы в управ­ленческой практике.

Немало социально-психологических проблем и вопросов возника­ет в области принятия экономических решений. Данная тема волнует экономистов, начиная с XVIII века, однако социально-психологичес­кие знания в этой области стали использоваться только с двадцатого столетия. Еще в первой полорине этого века были предложены ос­нованные на социально-психологических знаниях способы органи­зации групповой работы, рассчитанные на принятие оптимальных решений. Это, прежде всего, техника брейнсторминга и синектика, о которых мы уже говорили выше (см. главу 7). Здесь напрямую при­меняются знания, касающиеся социальной психологии личности и ма­лых групп. С их учетом осуществляется подбор специалистов в дис­куссионные группы и проведение их практической работы. Жизнь показывает, что экономическая отдача от такой работы достаточно большая.

Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров, в частности покупа­тельского спроса, также предполагает использование социально-пси­хологических знаний. Это прежде всего знания, касающиеся мотива­ции социального поведения людей, так как приобретение тех или иных товаров, пользование теми или иными услугами в обществе выступает как одна из форм социального поведения человека. Здесь также могут оказаться полезными сведения из области общения и восприятия людь-

ми друг друга, а также касающиеся научных исследований психоло­гии масс, включая процессы взаимовлияния людей, такие, например, как заражение, подражание и внушение. Наконец, известно, что по мере роста или психологического развития человека меняются его ду­ховные интересы и материальные запросы. С их учетом должно стро­иться производство тех или иных товаров, разрабатываться область научных исследований, которые касаются социально-экономического прогнозирования.

Одной из основных сфер использования социально-психологиче­ских знаний в современной экономике является реклама. Здесь за по­следние годы даже выделилась особая прикладная сфера социально-психологических знаний — психология рекламы. Более.чем половина психологических знаний, применяемых в этой области, — именно соци­ально-психологические знания. Они используются при решении сле­дующих связанных с рекламой вопросов:

• изучение особенностей реагирования разных групп людей на коммерческую рекламу;

• выработка рекомендаций рекламодателям и рекламистам по учету этих особенностей в производстве рекламы;

• выбор времени представления и места размещения рекламы;

• использование в рекламе таких средств воздействия на людей, как внушение, подражание и убеждение;

• обсуждение и решение вместе с рекламодателями и рекламистами морально-этических и других вопросов, связанных с рекламой.

Что касается подготовки управленческих кадров в сфере экономи­ки, то здесь социально-психологические знания и методы использу­ются следующим образом.

Во-первых, будущие руководители экономики получают опре­деленные социально-психологические знания еще в то время, когда они обучаются в высших учебных заведениях.

Во-вторых, значительный объем дополнительных психологиче­ских знаний они приобретают в процессе повышения своей професси­ональной квалификации будучи руководителями.

В-третьих, для управленческих кадров написано немало науч­но-популярной литературы, позволяющей им повышать уровень пси­хологической подготовки.

В-четвертых, с ними проводится немало социально-психологи­ческих тренингов, в ходе которых их обучают правильному восприя­тию людей, общению с ними и многим другим вещам, предполага­ющим знание социальной психологии.

Социальная психология и промышленное производство

В последние несколько десятков лет из социальной психологии выде­лились две области прикладных научных знаний, имеющие отношение к промышленному производству: психология управления и промышлен­ная психологии. В их основе лежат именно социально-психологические знания.

Психология управленияиспользует, например, знания о стилях лидерства. Здесь они интерпретируются как стили управления или стили руководства, и на их основе вырабатываются практические рекомендации, касающиеся совершенствования стилей управления людьми. Кроме того, в психологии управления ставятся и решаются вопросы, касающиеся подбора управленческих кадров по социаль­но-психологических характеристикам людей, организации и прове­дения их тестирования. Эта область включает в себя также процедуры принятия управленческих решений с учетом рекомендаций психо­логов.

Если взять чисто практический, прикладной аспект психологии управления, то в нем имеются рекомендации, касающиеся различных моментов работы с управленческими кадрами, начиная с подбора кан­дидатов на управленческие должности и кончая проверкой профессио­нальной пригодности уже работающих управленческих кадров, а также повышением их квалификации. Все эти вопросы решаются с ориента­цией на социально-психологические знания и методы.

Промышленная психологиякасается использования психологичес­ких знаний в организации производства. Здесь возникают и решаются следующие типичные вопросы:

• организация совместного (коллективного) труда людей непосредственно на их рабочих местах;

• оптимизация системы стимулирования работы людей (мотивация их совместной трудовой деятельности с применением социально-психологических методов);

• подбор новых работников в уже действующие или вновь создаваемые трудовые коллективы;

• повышение уровня социально-психологического развития (сплоченности, работоспособности) трудовых коллективов;

• повышение эффективности производственной и иной деятельности трудовых коллективов;

• оптимизация руководства и лидерства в трудовых коллективах;

• налаживание межгрупповых отношений и межгруппового взаи­модействия первичных трудовых коллективов и промышленных организаций.

Социальная психология, армия и спорт

Современная армия и профессиональный спорт не только опираются на социально-психологические знания, но давно уже располагают соб­ственными и достаточно разветвленными психологическими службами. Их основной задачей является решение социально-психологических про­блем, которые возникают в этих современных сферах деятельности лю­дей. В частности, таких как:

1) социально-психологическая подготовка молодых людей призывного возраста к их будущей жизни в армейских коллективах;

2) социально-психологическая подготовка командиров к их работес подчиненными;

3) предупреждение и разрешение конфликтов, которые могут возникнуть в армейском коллективе;

4) индивидуальное психологическое консультирование и решение проблем личного характера, возникающих у военнослужащих.

Помощь психолога в обеспечении подготовки молодых людей к служ­бе в вооруженных силах касается прежде всего социально-психологи­ческой адаптации новобранцев к строгим условиям армейской жизни, которые отличаются от жизни гражданской. Это и строгая армейская дисциплина, и специфический режим жизни, и длительная изоляция от гражданского общества, долгое нахождение на территории соответ­ствующей воинской части, полное самообслуживание и многое другое. Во всех этих и других вопросах службы в армии есть немало собственно социально-психологических аспектов, поскольку военнослужащим сроч­ной службы постоянно необходимо находиться в армейском коллективе и взаимодействовать с его участниками, командирами и сослуживцами.

Психологическая подготовка самих командиров к работе с подчинен­ными также необходима. Она включает в себя решение немалого коли­чества социально-психологических вопросов. Это, в частности, выбор оптимального стиля руководства армейским коллективом. Хотя в ар­мии по уставу официально принят авторитарный стиль управления, однако он не только допускает демократические отношения команди­ров с подчиненными, но и предполагает наличие таких взаимоотноше­ний, поскольку только авторитарными методами руководства немного­го можно добиться даже в условиях армии. Кроме того, в армейских

коллективах между людьми нередко возникают весьма напряженные отношения, и, для того чтобы их разрешить, командир должен знать психологию межличностных конфликтов.

В воинских подразделениях могут возникать и проблемы личного характера. К армейскому психологу за консультацией по вопросам, касающимся личных проблем, могут обратиться и военнослужащие, состоящие в штатах воинского подразделения, и военнослужащие сроч­ного призыва. Этих проблем у них, как показывает практика, довольно много. Они могут касаться и адаптации к условиям воинской службы, и взаимоотношений в первичных воинских подразделениях, и сугубо личного — того, что осталось после «гражданки» или возникло во вре­мя воинской службы. Эти проблемы не принято выносить на публич­ное обсуждение, и они в армии решаются конфиденциально с по­мощью консультаций со стороны армейских психологов.

Немало проблем и вопросов социально-психологического характе­ра возникает и в области спорта. Основные из них следующие:

1) психологическое обеспечение тренировок спортсменов и повышения их профессионального мастерства;

2) обеспечение оптимальной психологической готовности спортсменов к соревнованиям, в частности их психологической устойчивости;

3) сплочение спортивной команды, обеспечение четкого взаимодействия всех ее участников;

4) предупреждение и снятие межличностных конфликтов между всеми участниками спортивной деятельности: спортсменами, тренерами, руководителями спорта.

Все эти задачи решаются с помощью социально-психологических знаний и при участии спортивных психологов. Например, во время тре­нировок в одном и том же спортивном зале может находиться немалое количество спортсменов, особенно если речь идет не об индивидуаль­ных, а об игровых видах спорта. Между ними как командами или лич­ностями складываются определенные отношения. Если эти отношения благоприятные, то это способствует проведению тренировочных занятий, а если неблагоприятные, то может создавать серьезные препятствия для тренировок. Общая психологическая атмосфера, царящая в спортивном зале во время тренировок, безусловно, сказывается на их качестве и ре­зультатах. Поэтому и сам тренер, и его помощник — социальный психо­лог — должны владеть соответствующими социально-психологическими знаниями и приемами, позволяющими им создавать во время трениро­вок благоприятный социально-психологический климат.

Иногда в сложных видах спорта, таких, например, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, прыжки в воду и ряде дру­гих, спортсменам приходится разучивать новые и опасные для их жиз­ни упражнения. В этом время им особенно необходима психологичес­кая поддержка со стороны тех, кто в данный момент времени находится в спортивном зале. Здесь также есть широкое поле для практического использования разнообразных социально-психологических знаний.

Тем, кто занимается спортом, особенно профессиональным, хоро­шо известна проблема психологической готовности и психологической устойчивости спортсменов во время соревнований. Из-за этого многие известные и талантливые спортсмены не могут добиться высоких резуль­татов. Общепризнанно, что хорошую психологическую готовность и пси­хологическую устойчивость спортсменов можно обеспечивать во время тренировок и с помощью соответствующих социально-психологических методов укреплять во время соревнований, например, при помощи кол­лективной поддержки того или иного спортсмена или за счет создания на тренировках обстановки, приближенной к условиям соревнований.

Чрезвычайно важную роль в командных игровых видах спорта иг­рают взаимоотношения и взаимопонимание, сложившиеся в команде. Достаточно в команде возникнуть конфликту всего лишь между дву­мя игроками, и вся команда может не справиться с поставленной пе­ред ней задачей. Поэтому здесь возникает немало вопросов социаль­но-психологического характера, связанных со сплочением спортивной команды, с ее превращением в высокоразвитый спортивный коллектив.

Многие, кто интересуется спортом, хорошо знают, что в этом виде деятельности между людьми нередко возникают острые конфликты. Они объясняются не только тем, что данная сфера деятельности высоко­конкурентная по своей природе и, следовательно, потенциально кон­фликтная, но также и тем, что здесь (особенно в спорте высших до­стижений) на кон поставлены значительные материальные интересы, и люди трудятся на пределе своих физических и психологических воз­можностей. Конфликты, которые возникают в спорте, мешают его участникам добиваться высоких результатов. Здесь профессиональная работа психологов должна быть направлена на предупреждение и эф­фективное разрешение межличностных конфликтов.

Социальная психология и медицина

Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как разви­тая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому

в возникшей в те годы клинической психологии главным образом при­менялись общепсихологические знания и методы.

В первой половине XX века шло активное развитие самой социаль­ной психологии, а к сороковым-пятидесятым годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практи­ке. Примерно в тридцатые — сороковые годы XX века берет свое начало «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем миру (в России оно становится популяр­ным в восьмидесятые годы XX века). Основу этого движения состави­ли группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их по­началу называли группами активного обучения), собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологическо­го характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Считается, что начало движению человеческого потенциала было по­ложено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Ле-вином, которые в середине сороковых годов выступили с идеей орга­низации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движе­ние быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончанию Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количе­ство творческих людей, среди которых оказались психологи, психоте­рапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.

К последней четверти XX века существовало уже более десятка раз­новидностей психотерапевтических групп:

1) группы социально-психологического тренинга (Т-группы);

2) группы тренинга сенситивности (группы встреч);

3) группы психодрамы;

4) гештальтгруппы;

5) группы телесной терапии;

6) группы игровой психотерапии;

7) группы терапии искусством.

Круг типичных проблем социально-психологического характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участни­ками психотерапевтических групп, является следующим:

• неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми;

• отсутствие взаимопонимания;

• неуверенность в себе;

• повышенный уровень тревожности;

• низкая самооценка;

• конфликты с людьми;

• неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними.

Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличност­ным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом органи­зованного группового психотерапевтического общения.

Тесная связь социальной психологии с медициной возникла имен­но благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы рабо­ты с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Неслуча­ен тот факт, что они получили название методов групповой психотера­пии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасар-ского (1998 год) в качестве психотерапевтических называются множе­ство методов психологического воздействия, первоначально предна­значенных для решения не медицинских задач. Среди них отметим такие, как:

• ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе);

• группы встреч.

Если характеризовать конкретно медицинские задачи, которые ре­шаются при помощи указанных методов, то они выглядят следующим образом.

1. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечивает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха>> и торможения, редукцию агрессивного поведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии.

2. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения обеспечивают оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групп встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужденность. /

Наши рекомендации