Семинар 10. Структура педагогической деятельности
1. Различные подходы к описанию структуры педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности.
2. Предмет, цели и задачи педагогической деятельности. Субъект педагогической деятельности.
3. Исследовательский компонент педагогической деятельности.
4. Коммуникативный аспект педагогической деятельности.
5. Педагогическое конструирование.
6. Рефлексивный компонент педагогической деятельности.
7. Стили педагогической деятельности.
Литература
1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. - 112с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2003.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970. -114с.
4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.П. Педагогические проблемы и способы их разрешения. - Л., 1979. - 88 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.
6. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии: Сост. А.Красило, А. Новгородцева. -М., 1995.-416 с. С. 276-283.
7. Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психол. журнал. 1991. №5. С. 65 - 72.
8. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. - Калуга, 1998.-344 с.
Семинар 11. Конфликты в педагогическом общении
1. Психология конфликта между старшими и младшими.
2. Типология конфликтов.
3. Структура конфликта.
4. Феномен инфантилизма. Конфликты в общении подростков.
5. Конфликты между учителем и учащимися.
Литература
1. Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. №3.
2. Вареникина И.М. Преодоление конфликтов между учителем и учениками // Вопросы психологии. 1986. №3.
3. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. 1984. №2.
4. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1988.
5. Занков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства//Вопросы психологии. 1990. №1.
6. Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии. 1986. №1.
7. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи педагогической психологии.
2. Основные понятия педагогической психологии: научение и его виды, учение, обучение. Сравнительный анализ.
3. Методы педагогической психологии.
4. Соотношение обучения и развития.
5. Структура учебной деятельности: субъект, предмет, продукт.
6. Учебная задача и учебные действия.
7.Мотивация учебной деятельности. Возрастные особенности мотивации учения. Формирование мотивации учения.
8. Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.
9.Проблемное обучение: психологическая характеристика, понятия «задача» и «проблемная ситуация», создание проблемных ситуаций и управление поисковой активностью школьников.
10.Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного и программированного обучения.
11.Теория поэтапного формирования умственных действий: основные положения; характеристики действий, этапы формирования умственных действий и понятий.
12.Теория поэтапного формирования умственных действий: основные положения, типы ориентировочной основы действия, зависимость обучения от типа ООД.
13. Стили учебной деятельности.
14. Структура педагогической деятельности.
15.Коммуникагивный аспект педагогической деятельности. Педагогическое общение: определение и функции, позиции анализа.
16.Конфликты в педагогическом общении.
17. Стили педагогического общения. Стили педагогической деятельности.
18.Психологические механизмы воспитания. Обобщенный характер мотива. Мотивационное опосредствование.
19.Психологические проблемы неуспеваемости.
20.Девиантное поведение: определение, причины и виды девиаций. Профилактика и коррекция девиантного поведения.
Тематика контрольных работ
1. Психология влияния.
2. Теории учения.
3. Когнитивные теории учения.
4. Структура учебной деятельности.
5. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
6. Проблемное обучение.
7. Развивающее обучение.
8. Стили учебной деятельности,
9. Умение учиться,
10. Психологические основы самоорганизации учебной деятельности.
11. Психологические проблемы неуспеваемости.
12. Мотивация и деятельность.
13. Конфликты в педагогическом общении.
14. Тревожность и застенчивость как психические феномены.
15. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.
16. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.
17. Развитие познавательных процессов в обучении.
18. Педагог как субъект педагогической деятельности.
19. Общение в образовательном процессе.
20. Педагогическое общение.
21. Барьеры в педагогическом взаимодействии.
22. Структура учебной деятельности в концепции Д.Б. Эльконина.
23. Структура учебной деятельности И.И.Ильясова.
24. Обучение и умственное развитие.
25. Девиантное поведение.
26. Особенности обучения и воспитания младших школьников.
27. Особенности обучения и воспитания подростков.
28. Особенности обучения и воспитания старшеклассника.
29. Структура педагогической деятельности.
30. Конструирование и проведение развивающего урока.
Вопросы к экзамену
- Предмет и задачи педагогической психологии.
- Основные понятия педагогической психологии: научение и его виды, учение, обучение.
- Методы педагогической психологии.
- Проблемы педагогической психологии.
- Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения.
- Современные зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта.
- Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и психического развития.
- Социализация, воспитание, психическое развитие: их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Основные линии психического развития в учебной деятельности.
- Виды научения у человека. Механизмы и факторы, от которых зависит эффективность научения.
- Структура учебной деятельности.
- Учебная задача и учебные действия.
- Принципы организации учебного процесса.
- Мотивация учебной деятельности. Формирование мотивации учения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).
- Психолого-педагогический анализ учебного занятия.
- Особенности психологического анализа урока.
- Психологическая сущность инновационного обучения.
- Личностно-ориентированное обучение.
- Психологические основы развивающего обучения.
- Психологические основы системы развивающего обучения Эльконина—Давыдова.
- Психологические основы методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Развитие познавательных процессов и способностей в учебном процессе.
- Структура процесса учения.
- Учение как деятельность.
- Концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов).
- Мотивы учения: виды, уровни, качества.
- Социальные познавательные мотивы.
- Психологические основы обучения в младшем школьном возрасте.
- Психологические основы обучения в подростковом возрасте.
- Психологические основы обучения в старшем школьном возрасте.
- Психология воспитания.
- Формирование Я-концепции у подростков.
- Условия (факторы) социализации личности.
- Психологические особенности педагогической деятельности.
- Педагогические способности.
- Стили педагогической деятельности.
- Психологические проблемы совершенствования педагогического мастерства.
- Психологическая готовность учителя к профессиональной деятельности.
- Специфика педагогического общения.
Литература
Основная
1. Беличева С-А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных подростков» //Психол. журнал. 1984. №6.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986. - 420с.
3. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977. - 412 с.
4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. - 424 с.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - 239с.
6. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. №6. С. 13 - 18.
7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. 1992, №3-4.С.14-19.
8. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной. - М., 1968. - 237 с.
9. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
10. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - 198 с.
11.Валицкас Г.С., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психол. 1989. №1.
12. Ениколопов С.Е. Психология агрессии и дети //Школа здоровья. 1995.№3.
13. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопр. психол. 1990. №4.
14. Кондращенко В.П. Девиантное поведение у подростков. - Минск. 1988.
15. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. // Вопросы психологии. 1984. №5. С.51-61.
16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 2003.
17. Личко A.E. Подростковая психиатрия. - М., 1985.
18. Романова ОЛ., Иванникова И.В. Опыт применения программы профилактики отклоняющегося поведения для психологической коррекции «грудного» класса // Вопр. психол. 1994. №6.
19. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991. -303с.
20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. -М., 1994.-480 с.
21. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск. 1996.
22. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. -М., 1987.-176 с.
23.Кан-Калик Педагогическое общение. – М., 2003.
24. Кулюткин Ю.Н.. Сухобская Г.П. Педагогические проблемы и способы их разрешения. - Л., 1979. - 88 с.
25. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 2003.
26. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.: Пер. с англ. -М., 1974.-550с.
27. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. - М., 1994.
28. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования // Вестник МГУ. Сср.14. Психология. 1998. №2.С.88-97.
29. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.
30. Орлов А.Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии//Вопросы психологии. 1981. №1.
31. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. -М.. 1994. С.5Г- 233.
32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. -М., 1994.-480 с.
33. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии: Сост. А.Красило, А. Новгородцева. - М., 1995. - 416 с. С. 276 - 283.
34. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984. - 344с.
35. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, - М., 1988. - 175 с.
36. Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения // Избр. пед. соч. / Под ред В.Я. Струминского. Т.2. - М., 1954. - С.313 - 539.
37. Хамблин Д. Формирование учебных навыков.М., 1986. - 160 с.
38. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. - М., 1995. - 192с.
39. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996. -320с.
40. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. - Калуга, 1998. - 344 с.
41.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды. - М., 1989.
Дополнительная
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994. С. 27-29, 70-90, 121-140.
2. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. -М., 1959.-439с.
3. Божович Е.Д. Психологические проблемы методов обучения в средней школе // «Школа здоровья»: 1995. Том 2. №3. С. 5 - 20.
4. Вульфов Б.З., Харькин B.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. - 112с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений, в б т. Т.2. - М., 1992-1994.
6. Гальперин ПЛ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 1966. С. 236 - 277.
7. Горский Д.П. Обобщение и познание. - М., 1985. - 208 с.
8. Жордан А. Новые модели процесса обучения: прогресс по сравнению с конструктивизмом? //Перспективы. 1996. Том XXV. № 1. С. 111 - 130.
9. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. №2. С. 138-148.
10. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., Просвещение, 1968. - 288 с.
11. Конопкин О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов сииндивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. №3. С. 42 - 52.
12.Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития // Вопросы психологии. 1995. №6. С. 9 - 20.
13. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970. -114с.
14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.П. Педагогические проблемы и способы их разрешения. - Л., 1979. - 88 с.
15. Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. №3. с.51-61.
16. Луньков А.И. Зависимость восприятия научных понятий и примеров от организации учебного текста // Вопросы психологии. 1987. №2. С. 92 - 98.
17. Ляудис В-Я. Память в процессе развития. - М., 1976. - 255 с.
18.Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов //Психологический журнал. 1996. №4. С. 134 - 140.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
20. Лернер И.Я. Об обеспечении учебников и методических пособий средствами формирования учебных умений // Формирование у учащихся умений и навыков учебного труда. - М., 1982.
21. Личность студента и успешность его обучения в вузе / Под общ. ред. В.В. Шкарина, В.А. Аверина. - Нижний Новгород, 1991.
22. Маркова А.К. Психологические вопросы формирования учебной деятельности школьников // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. - М.,1981.
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.
24. Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий // Известия АПН РСФСР. Т.28. 1950.
25. Можаровский И.Л. Условия изменения житейских представлений в процессе усвоения научных знаний // Вестник Московского ун-та. 1998. №2. С. 42 - 51.
26. Натадзе Р.Г. К онтогенезу формирования понятия. - Тбилиси, 1976. - 236с.
27. Новак Дж.Д. Схема формирования понятий и ее роль в учебном процессе // Перспективы. 1996. Том XXV. № 1. С. 87 - 95.
28. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения //Вопросы психологии. 1988. №6. С. 142-146.
29. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности // Психология индивидуальности- Избранные психологические труды. - М.Воронеж, 1996. С.20 -227.
30. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 121 - 127.
31. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 134-140.
32. Мышление учителя / Под ред. Ю.Д.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М., 1990. - 104 с.
ЗЗ. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5 - 19.
34.Раев А.И. Психологическое исследование некоторых проблем программированного обучения // Умственное развитие школьников в условиях программированного обучения. – Л., 1970.
35. Регуш Л.А. Развитие обобщения средствами программированного обучения // Умственное развитие школьников в условиях программированного обучения. – Л., 1970.
36. Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психол. Журнал. 1991. № 5 с. 65-72.
37. Рубинштейн С.Л, О мышлении и путях его исследования. – М 1958. – 147 с.
38. Сенько Ю.В. О формировании приемов усвоения на уроке // Вопросы психологии. 1985 № 5 с. 104-109.
39. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986 № 4. С. 101-108.
40. Талызина Н.Ф. Что значить знать // Советская педагогика. 1980. № 8.
41. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявления своеобразия индивидуального интеллекта. – Киев, 1990. – 68с.
42. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Москва – Томск, 1997. – 392 с.
43. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 68 - 81.
44. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. №6. С. 5 - 13.
45. Якиманская И.С. Проблемы обучения и развития в трудах Н.А. Менчинский // Вопросы психологии. 1995. №3. С. 79 - 91.
46. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2 с. 64-77.
47. Entwistle N.J. Styles of Learning and Teaching. Chichester; New York; Brisbane; Toronto. 1981. – 293р.
48. Novak J.D. Gowin D.B. Learning how to learn. – N.Y., Cambridge University Press, 1984.
49. Rogers C.R. Freedom to. Learn. – Columbus, Ohio, Merrill. 1969.
Психодиагностика