Сопоставление классификаций
Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду | Тип акцентуации характера по А.Е. Личко | |
Лабильный | Лабильный циклоид | |
Эмотивный Сверхподвижный | Лабильный | |
Демонстративный | Истероидный | |
Сверхпунктуальный | Психастенический | |
Ригидно-аффективный | Эпилептоидный | |
Интравертный | Шизоидный | |
Боязливый | Сенситивный | |
Неконцентрированный или неврастенический | Астено-невротический | |
Экстравертный | Конформный | |
Слабовольный | Неустойчивый | |
- | Гипертимный | |
- | Циклоидный |
Диагностика личностных акцентуаций отражает характерологические особенности личности, её специфические черты. В качестве психодиагностики может применяться тест личностных акцентуаций. Результаты тестирования могут использоваться при профориентации, профконсультации и профотборе, для диагностики личностных расстройств и изменений личности.
Своевременное распознавание типа акцентуации характера необходимо для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или
нервно-психических отклонений. Зная тип акцентуации характера, психолог может дать рекомендации по исключению тех или иных провоцирующих воздействий, может предложить упражнения для самотренировки. Эффективным способом коррекции акцентуации характера является групповая или индивидуальная психотерапия.
Крайним, патологическим проявлением личностной акцентуации является личностное расстройство. Оно формируется обычно не ранее 16-17-летнего возраста и представляет собой комплекс глубоко укоренившихся, ригидных и дезадаптивных личностных черт, что обуславливает специфическое восприятие и отношение к себе и окружающим, снижение социального приспособления и, как правило, субъективный дистресс.
Психопатии
Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия – это патология характера.
"Психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде" П.Б. Ганнушкин
"Психопатические личности – постоянные обитатели области, пограничной между душевным здоровьем и душевными болезнями, как неудачные биологические вариации, как чрезмерно далеко зашедшие в сторону от определённого среднего уровня или нормального типа" Балль
"Психопатические личности – это такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или общество" Шнейдер
"Впечатление чего-то недоразвитого, детского, например, повышенная внушаемость, склонность к преувеличению, чрезмерная фантазия у истериков, слабая воля у неустойчивых…" Крепелин
*Карл Леонгард – немецкий психиатр.
Личко Андрей Евгеньевич – советский психиатр, профессор, доктор мед. наук, зам. дир.
Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Основные направления научных исследований –
диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая
диагностика.
*ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (лат. compensatio - возмещение) - нарушение психического равновесия вследствие
срыва или истощения приспособительных механизмов.
Тема: Синдром эмоционального выгорания
Содержание:
- Профессиональные факторы, способствующие стрессу.
- Синдром эмоционального выгорания.
- Принципы профилактики эмоционального выгорания специалиста.
- Релаксация и другие способы психологической разгрузки.
Эмоциональное выгорание (или burn-out) – это серьёзный синдром, открытый 40 лет назад американским психиатром Гербертом Фрейденбергом: так он обозначил нарастающее эмоциональное истощение в процессе работы.
Долгое время считали, что недуг касается лишь тех, чья профессия связана с тесным общением: медицинских работников, педагогов, психологов, социальных работников. Но в последнее время психологи бьют тревогу: синдром эмоционального выгорания (далее, СЭВ) превратился в настоящую эпидемию и распространился почти на все специальности. Огромный объём информации, быстрый темп жизни, жёсткая конкуренция и культивирование успешности в социуме – все эти факторы накладывают на нашу работу и качество жизни всё более высокие требования, что вызывает сильнейшее психическое напряжение, и как следствие – эмоциональное выгорание.
Не стоит путать эмоциональное выгорание с усталостью, стрессом или депрессией.
Признаки СЭВ:
- Чувство эмоционального истощения и опустошения. Работа больше не радует, появляется ощущение упадка сил, ничего не приносит удовольствия. Общение с коллегами и пациентами раздражает и вызывает желание язвить. Человек становится более циничным.
- Начинает казаться, что труд не имеет никакого смысла, а все усилия по его улучшению начальство всё равно никогда не оценит.
- В отличие от усталости, синдром эмоционального выгорания не вылечить отдыхом. Возвращаясь после выходных, «сгоревший» человек будет всё так же тяготиться работой, а «уставший» почувствует бодрость и прилив сил.
- В основе депрессии всегда лежит чувство вины или страх, а эмоциональное выгорание базируется на чувстве гнева или раздражительности.
При всей своей внешней «безобидности» (подумаешь, на работу не хочется идти),
СЭВ может приводить к неприятным последствиям: депрессиям, психосоматическим заболеваниям, сниженной концентрации внимания, ухудшению памяти. Постепенно неудовлетворённость «переползает» с работы в дом.
Почему так происходит?
Иногда в том, что человек «сгорели», оказываются виноватыми внешние условия: рутина, ограниченная личная ответственность и отсутствие творчества. В любой работе должен существовать баланс из финансовых поощрений, эмоциональной отдачи и усилий, затрачиваемых на работу. А перекос в одну из сторон приводит к выгоранию. Эмоциональное выгорание базируется на чувстве раздражения.
«Сгореть» можно ещё и тогда, когда потерялся ориентир в профессиональной деятельности. Если человек не видит по-настоящему смысла в том, что делает, то никакая высокая зарплата или социальная престижность работы не спасут его от эмоционального выгорания.
Что делать?
Если человек чувствует, что скоро от его профессионализма останется лишь пепел, психологи рекомендуют срочно предпринять следующие меры.
Ø Научиться полностью переключаться с работы на личное время.
Для этого помогут визуальные техники. Нужно представить себе, что дверь офиса закрывается и все проблемы, которые волновали вас в течение дня, остались за ней.
Ø Сделать досуг в будни максимально насыщенным и приятным.
Ходить после работы по магазинам, встречаться с друзьями и близкими, заниматься спортом или хобби. Предвкушение любимого дела будет подогревать интерес к труду.
Ø Ставить границы во всём: в обязанностях, в общении с коллегами.
Разделять зону своей личной ответственности и неконтролируемые внешние обстоятельства, то, что можете выполнить именно вы и то, что можно делегировать. Ограничивать общение с коллегами, если оно неприятно или отнимает много времени.
Ø Бороться с рутиной.
Это может быть новый способ выполнения работы, расположения документации, регулярная пятиминутная разминка или дорога на работу по непривычному маршруту. Важно постоянно держать мозг в тонусе.
Ø Окружить себя яркими вещами.
Можно купить весёлые стикеры для рабочего стала, яркие ручки, карандаши, блокнот. Согласитесь, когда у вас в руках ручка в виде большого медведя, заскучать вам будет сложнее.
Ø Позволить себе ошибаться.
Выгоранию подвержены перфекционисты, а потому, разрешив себе допускать в работе ошибки, работать станет намного комфортнее.
Ø Фиксировать успехи.
Например, можно составить список того, что вы умеете и чего достигли в процессе работы. Регулярно пополнять этот список, скажем, раз в неделю записывать очередное своё достижение.
Ø Повышать свою квалификацию или изучать иностранный язык.
Процесс обучения даёт прилив энергии, творческих сил и новый взгляд на привычные вещи.
Ø Чаще задумываться о мотивации.
Спросить себя, почему я это делаю? Что мне даёт моя работа? Важно сформулировать именно ту мотивацию, которая будет значима именно для вас, а не для ваших родителей или коллег, начальника.
Ø Ставить новые цели.
Подумать, для чего я зарабатываю деньги? Превратите просто «надо» во что-то более осязаемое и приятное: покупку новых сапог, отдых на Мальдивах и пр. Тогда каждый маленький шаг на пути к ним наполнится новым смыслом.
Ø Учиться медитировать.
У нашей нервной системы есть всего два состояния: возбуждение и торможение. Если мы слишком долго находимся в первом, наши ресурсы истощаются. Поэтому так важно хотя бы искусственно переводить свой мозг во второй режим, «тумблером» для него является медитация. Учиться замедлять течение мыслей вне работы, со временем это станет естественным способом расслабиться.
Ø Пересмотреть свой рацион.
Упадок сил и подавленное настроение могут также возникать при недостатке витаминов. В меню следует добавить продукты, богатые магнием (чернослив, семечки, морская капуста), витаминами группы В (злаки, овощи, орехи) и железом (печень, гречка) – эти вещества ответственны за хорошую работу мозга и нашу энергичность.
Медсестра много часов в сутки живёт в режиме человеческой боли. И совершенно нормальным является периодическое желание закрыться от этого, отстраниться, не чувствовать. Но в психологии существует некий закон, который гласит следующее: если ты блокируешь негативные переживания, то автоматически чувствительность снижается.
Но ведь от постоянного чувствования боли тоже плохо. Что выбрать: чувствовать или нет? Как оставаться тонкочувствующей, но не «сгорать» при этом в пожаре чужой боли. И это путь – путь самопознания. Если воспринимать то, чем занимаешься как работу ради заработка, ни о каком самопознании и речи не может быть. Вынужденность, напряжение... Работа ради заработка «сжигает» и делает циником. Поиск внутренней опоры: ради чего я делаю то, что делаю? Обретения смысла самой себя в профессии. Главное найти свой смысл. Невозможно выгореть, если ты сумел найти свой смысл. Если через работу ты нашёл себя. Именно осознание своего места даёт спокойствие и уверенность.
Профессия медсестры должна быть призванием. Наш путь – служение.
Тема: Психология утраты и смерти
Содержание:
- Реакции горя.
- Стадии горя.
- Тактика медицинского персонала с пациентами в состоянии горя.
- Смерть и умирание.
- Стадии приближения к смерти.
- Психологические особенности инкурабельных больных, изменения психики.
- Правила поведения с умирающим больным и его родственниками.
Темы смерти, умирания и послесмертного существования предельно актуальны для каждого из живущих. Это справедливо хотя бы потому, что рано или поздно всем нам придётся покинуть этот мир и отправиться за грань земного существования.
Элизабет Кюблер-Росс была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своём близком конце, до того, как они испустили последний вздох.
Приближение к смерти
Жизнь покидает земную оболочку, в которой она долгие годы пребывала, постепенно, в несколько этапов.
I. Социальная смерть.
Характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и всё дальше и дальше отдаляться от живых людей.
II. Психическая смерть.
Соответствует осознанию человеком очевидного конца.
III. Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма.
IV. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов.
Смерть и наступающая затем гибель клеток не означают, однако, что все процессы в организме прекращаются. На атомном уровне продолжают свой бесконечный головокружительный бег элементарные частицы, движимые энергией, которая существует с начала всех времён. «Ничто не создаётся заново и ничто не исчезает навсегда, всё только трансформируется...».