Q Но ведь в этой пробе могут возникать и другие ошибки?
Конечно, мы подробно говорили о них в главе, посвященной методикам исследования праксиса. Существуют ошибки, указывающие на патологию преимущественно правого или левого полушария, лобных отделов мозга. Однако отметим следующий факт: в описаниях симптоматики двигательных нарушений при синдроме «расщепленного мозга» иногда отмечаются симптомы, схожие с наблюдаемыми при поражениях других мозговых зон.
q Соблюдается ли принцип одновременного тестирования в пробе на перенос поз руки по кинестетическому образцу, — ведь сначала позы переносятся с левой руки на правую, а потом — с правой на левую.
Принцип одновременного тестирования здесь присутствует, но в особой форме. Испытуемый одномоментно воспринимает тактильный образ позы на одной руке и выполняет движение (с опорой на этот образ) другой рукой.
q Понятно. А как сказываются на выполнении этой пробы нарушения межполушарного взаимодействия?
При патологии комиссурной системы мозга, вероятно, будут наблюдаться билатеральные нарушения переноса поз, приблизительно одинаковые по степени выраженности в правой и левой руке. При этом мономануальное выполнение проб праксиса позы по зрительному или кинестетическому образцу будет, скорее всего, сохранным.
Но наш разговор о бимануальных пробах пока не завершен. Мы не упомянули еще одну информативную пробу — асимметричные постукивания. Она похожа на реципрокную координацию, но, по мнению многих нейропсихологов, является более сложной.
В заключение отметим, что при врожденной или приобретенной патологии комиссурной системы мозга обнаруживаются трудности осуществления не только бимануальных, но и других сложно координированных движений: например, пациенты с агенезией мозолистого тела с трудом учатся плавать, кататься на велосипеде и т.д. (Sauenvien, Lassonde, 1994).
q Мы детально рассмотрели методы исследования нарушений межполушарного взаимодействия при патологии комиссурной системы мозга. А какие методики применяются для изучения особенностей межполушарного взаимодействия у здоровых испытуемых?
Весьма разнообразные, и направлены они на анализ процессов межполушарного взаимодействия в разных сенсорных модальностях и при реализации разных видов психической деятельности.
Мы фактически уже обсудили методы исследования межполушарного взаимодействия в двигательной сфере. А теперь давайте обратимся к тактильному восприятию.
Существуют интересные методики для исследования межполушарного взаимодействия в тактильной сфере. Для этого используется предложенная А.В. Семенович (1991) методика, в которой испытуемый работает с доской Сегена. Напомним, что это доска с выемками различной формы, куда нужно на ощупь вставлять фигурки, соответствующие этим формам. Объективным критерием считается время выполнения задания. Модификация классической методики, предложенная А.В. Семенович, заключается в том, что испытуемому предлагается ощупывать фигурки одной рукой, а гнезда для них — другой рукой. Выполнение пробы предусматривает 4 этапа: 1-й этап — ощупывание фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнездо одной рукой; 2-й этап — эти действия выполняются другой рукой; 3-й этап — левая рука «опознает» фигурку, правая находит на доске соответствующее гнездо; 4-й этап — правая рука манипулирует с фигурками, левая — с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами. Время выполнения фиксируется отдельно для каждой фигуры. Также психолог анализирует стратегии испытуемого в ходе выполнения задания. Такой вариант использования методики позволяет оценивать характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе такого вида тактильного восприятия как стереогнозис (Хом-ская и др., 1995). Есть данные о том, что временные параметры работы полушарий мозга и межполушарного взаимодействия меняются при повторных тестированиях по этой методике, то есть в процессе научения (Московичюте, Голод, 1989).
Э.Г. Симерницкая для изучения функционального взаимодействия полушарий головного мозга в восприятии и запечатлении невербальных тактильных стимулов использовала разработанный в школе Д.Н. Узнадзе метод фиксированной установки. Сначала проводится установочная серия. Испытуемому даются деревянные шары разного объема, но одинаковые по весу (большой шар дается в правую руку, а маленький — в левую). Шары предъявляются 10—15 раз, длительность однократного предъявления и межстимульных интервалов — по 2 секунды. В следующей серии предъявлений испытуемому предлагают одинаковые по объему шары (два маленьких шара). Сначала у него возникает контрастная иллюзия (шар, предъявляемый в правую руку, кажется меньше). Спустя несколько предъявлений равные по объему шары начинают восприниматься адекватно. Количество предъявлений, необходимое для достижения адекватного восприятия величины, является индивидуально вариабельным. Затем всю процедуру повторяют, только меняют руки (большой шар в левую руку, а маленький — в правую). Эффект фиксированной установки оценивается отношением числа контрастных иллюзий к общему числу предъявлений во второй серии и выражается в процентах. Разница в эффектах фиксированной установки в условиях предъявления большого шара в правую и левую руку может отражать особенности межполушарного взаимодействия в восприятии гаптических стимулов (Симерницкая, 1978).
q Приведите, пожалуйста, пример методов исследования межполушарного взаимодействия в слуховой сфере.
Необходимо иметь в виду, что у человека существует речевой и неречевой слух, поэтому может применяться различный стимульный материал. Самым известным приемом является метод дихотического прослушивания, предложенный Дорин Кимурой (1961,1967) для определения доминантности полушарий по речи. В этой методике через наушники в оба уха по раздельным каналам одновременно предъявляются два набора вербальных стимулов: слова, цифры, слоги. Они подаются сериями.
В перерыве между сериями испытуемый должен воспроизвести или узнать стимулы. На русском языке методика была апробирована и модифицирована Б.С. Котик (1974). Испытуемым предъявляется дихотически 10 серий, состоящих из четырех пар слов каждая. Начало предъявления каждой пары из четырех слов синхронизировано, интервалы между парами составляют 0,5 секунды, между сериями — 20 секунд. Таким образом, испытуемый слышит одновременно два различных слова: одно правым ухом, другое — левым. После того, как испытуемый прослушает все 10 серий, наушники меняют местами, и испытуемый выполняет задание еще раз. Это делается для устранения возможного влияния технических артефактов.