Тема 12. Этика социально ориентированного бизнеса. Экономические последствия неэтичного поведения в бизнесе. Личностные характеристики преуспевающего человека и их формирование

1. При характеристике общения выделяются:

а). Содержание;

б). Барьеры;

в). Средства;

г). Функции;

д). Формы;

е). Половые различия.

2. По содержанию общение может быть:

а). Материальное;

б). Когнитивное;

в). Деятельное;

г). Кондиционное;

д). Мотивационное;

е). Манипуляционное.

3. По содержанию общение может быть:

Общение Характеристики
1. Материальное 1. Обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей личности
2. Когнитивное 2. Обмен знаниями
3. Деятельное 3. Обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
4. Кондиционное 4. Обмен психическими и физиологическими состояниями
5. Обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями
6. Обмен претензиями и упреками

4. По содержанию общение может быть:

Общение Характеристики
1. Мотивационное 1. Обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями
2. Когнитивное 2. Обмен знаниями
3. Деятельное 3. Обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
4. Кондиционное 4. Обмен психическими и физиологическими состояниями
5. Обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей личности
6. Обмен любезностями и благодарностями

Характеристики подвидов общения: (на соответствие)

Общение Характеристики
1. Деловое 1.Служит средством удовлетворения специфической потребности - потребности в общении
2. Личностное 2.Сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера
3. Служит средством повышения качества профессиональной деятельности
4.Например, поиск смысла жизни, разрешение внутреннего конфликта
5.Содержанием является то, чем заняты люди
6.Общение, не являющееся самоцелью, преследующее иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения

Характеристики подвидов общения: (на соответствие)

Общение Характеристики
1. Деловое 1.Служит средством удовлетворения специфической потребности - потребности в общении
2. Инструментальное 2.Сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера
3. Служит средством повышения качества профессиональной деятельности
4.Общение, не являющееся самоцелью
5.Содержанием является то, чем заняты люди
6.Общение, преследующее иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения


7. Формы общения:

а). Прямое;

б). Косвенное;

в). Непосредственное;

г). Опосредованное;

д). Негативное;

е). Эффективное.

8. Основные элементы коммуникации:

а). Отправитель\кодировщик;

б). Сообщение;

в). Канал;

г). Получатель\кодировщик;

д). Восприятие;

е). Агрессор - жертва

Коммуникационные барьеры и их характеристики

Коммуникационные барьеры Их характеристики
1.Технические 1. Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
2. Организационные 2.Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.
3.Смысловые 3. Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
4.Личностно-психологические 4.Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.
5.Возникают между людьми разных социальных положений и культур
6.Возникают между людьми разных социальных положений и культур

На соответствие

Коммуникационные барьеры Их характеристики
1.Социокультурные 1.Возникают между людьми разных социальных положений и культур
2.Профессиональные 2. Выражаются в том, что в каждой профессии есть свои области знаний и свой лексикон.
3.Личностно-психологические 3.Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.
4.Смысловые 4. Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.
5. Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.
6.Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

11. Виды коммуникационных барьеров:

а). Мировоззренческие;

б). Организационные;

в). Смысловые;

г). Личностно-психологические;

д). Профессиональные;

е). Априорные.

12. Коммуникационные ситуации, в рамках которых допускается использование иностранных слов:

а). Если в родном языке нет слова, которое точно передавало бы смысл того, что Вы хотите сказать;

б). Если речь идет о специальном техническом термине;

в). Если Вы уверены, что собеседник знает значение этого слова;

г). Если Вы употребляете его, чтобы показать свой уровень образования.

13.Коммуникационные ситуации, в рамках которых не допускается использование иностранных слов:

а). Если Вы не совсем уверены в значении слова;

б). Если Вы точно не знаете, как правильно произносится это слово;

в). Если Вы имеете основания предполагать, что собеседник не знает значения слова;

г). Если в родном языке есть не менее точное слово, выражающее смысл того, что Вы хотите сказать;

д). Если речь идет о специальном техническом термине.

14. При персональной бизнес-коммуникации:

а). Отправитель наблюдает реакции получателя непосредственно;

б). Реакции выражаются невербальными средствами (контакт глаз, выражение лица);

в). Реакции выражаются вербальными средствами;

г). Возможно использование шуток, образных сравнений;

д). Возможно несоблюдение этикетных норм.

15. При бизнес-коммуникации:

а). Отправитель наблюдает реакции получателя непосредственно;

б). Отправитель наблюдает реакции получателя опосредованно;

в). Отправитель может наблюдать реакции получателя как опосредованно, так и непосредственно;

г). Получаемая информация может носить качественный характер (цифры по объемам продаж).

д). Возможно несоблюдение этикетных норм.

16. Типы делового взаимодействия:

а). Кооперация; б). Промышленный шпионаж;

в). Активное взаимодействие; г). Активное воздействие.

17. Типы делового взаимодействия:

а). Конкуренция;

б). Промышленный шпионаж;

в). Активное взаимодействие;

г). Активное воздействие.

18. Основные элементы коммуникации:

а). Отправитель\кодировщик; б). Сообщение;

в). Агрессор – жертва; г). Аудитория.

19. Основные элементы коммуникации:

а). Канал; б). Получатель\кодировщик;

в). Восприятие; е). Агрессор – жертва.

20. Технические коммуникационные барьеры :

а). Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.

21. Организационные коммуникационные барьеры :

а).Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.

22. Смысловые коммуникационные барьеры :

а). Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.

23. Личностно-психологические коммуникационные барьеры:

а). Возникают при отсутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.

24. Социокультурные коммуникационные барьеры :

а). Возникают между людьми разных социальных положений и культур

б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

г). Определяются проблемами психологического климата, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями.

25. Профессиональные коммуникационные барьеры :

а). Возникают между людьми разных социальных положений и культур

б). Могут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авторитарным стилем управления и отсутствием информированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

в). Связаны с проблемами понимания значения и смысла информации.

г). Выражаются в том, что в каждой профессии есть свои области знаний и свой лексикон.

Тематика рефератов и докладов по дисциплине

Тематика рефератов

1. Современные научные концепции общения.

2. Общее понятие о деловом общении. Предмет и задачи курса.

3.Этические нормы общения (партнерские отношения, воздействие и взаимодействие, регламентированность, соблюдение принципов эффективного слушания, виды и условия эффективного слушания).

4.Этикет руководителя. Этика взаимоотношений в официальной обстановке.

5.Особенности делового человека и бизнесмена.

6. Основные подходы к теории и практике коммуникации; содержание понятий «вербальная» и «невербальная коммуникации». Основы коммуникативного процесса в деловом сообществе.

7. Учет вербальных и невербальных особенностей делового общения (их специфика и компоненты). Их соотношение с этикетными нормами.

8. Структура публичной речи.

9. Особенности вербальной коммуникации: основы устного общения. Культура деловой речи. Виды речи. Стратегии ведения речи. Использование законов риторики в деловом общении. Особенности убеждающей речи: содержание, риторические приемы.

10. Логическая и психологическая аргументация в деловом общении.

11. Особенности речевого делового этикета. Социально-этические нормы речевого этикета и их значение. Использование этикетных норм (их типы).

12. Психологические аспекты речевого делового общения.

13. Функции норм профессиональной речи: оценочная и экспрессивная.

14. Использование эвфемизмов и дисфемизмов в деловой речи; их функции.

15. Использование риторических стратегий в деловом общении.

16. Имиджевая функция речевого этикета.

17. Фольклорные правила речевого этикета. Принципы делового воздействия.

18. Психологические особенности делового общения. Основные психологические правила эффективного общения.

19. Классические правила ведения диалога: правила, требования, содержание.

20. Особенности невербальной коммуникации: специфика невербальной стороны делового общения. Позы, мимика, жесты делового человека.

21. Формирование имиджа и стиля делового человека.

22. Требования к внешнему виду делового мужчины и деловой женщины. Значение аксессуаров в деловом костюме. Атрибуты делового общения.

23. Внешний вид офиса; характеристики создания и поддержания имиджа фирмы.

24. Соответствие имиджа фирмы и корпоративной философии.

25. Специфика формирования корпоративной культуры; ее значение для эффективной работы организации.

Наши рекомендации