ГЛАВА 8. ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Человек не только познает окружающий мир, но вместе с тем так или иначе относится к тем или иным фактам своей жизни, испытывая различные чувства. Чувства – это психический процесс, сутью которого являются переживаемые в различной форме субъективные отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности, к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства всегда субъективны, зависят от индивидуальности человека, но возникают они на реальные воздействия окружающего мира [47].
В научной литературе существует несколько точек зрения на проблему соотношения терминов «эмоции» и «чувства». Первая отождествляет эти понятия, используя их в качестве синонимов. Вторая считает чувства высшими социальными эмоциями, а эмоции определены как простейшее кратковременное отражение, состояние, связанное с удовлетворением (неудовлетворением) потребностей. Третья - наиболее распространенная: эмоции – одна из форм проявления чувств. Четвертая: эмоции – отражение объективного отношения внешнего мира к организму, чувства – отражение объективных отношений к нуждам личности.
Эмоции – непосредственные реакции на объект, связанные с оценкой этого объекта. Аффект – бурная, но кратковременная реакция на объект, которая может проявляться в ярких внешних реакциях. Настроение – длительное состояние, окрашивающее в течение значительного времени поведение человека. Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека [28].
Высшие человеческие чувства – сложные эмоциональные состояния, которые носят социальный характер. Среди них различают: нравственные, связанные с переживанием человека его отношения к другим людям и обществу в целом; интеллектуальные чувства, связанные с переживаниями человека в процессе его познавательной деятельности; эстетические чувства, связанные с переживанием человека прекрасного в природе, искусстве, в жизни людей; чувства в отношении самого себя.
Положительные эмоциональные состояния – радость, ликование, восторг, восхищение, упоение, удовольствие, удовлетворение, умиление, благоговение, воодушевление, очарование, надежда, торжество, гордость, счастье и т.д.
Отрицательные эмоциональные состояния – досада, разочарование, огорчение, уныние, тоска, подавленность, страх, гнев, обида, зависть, негодование, скорбь, смятение, отчаяние, мстительное чувство.
«Нейтральные» или амбивалентные состояния – любопытство, интерес, удивление, внимание, скука, равнодушие, спокойствие, смущение, грусть, возбуждение, ожидание, нетерпение, азарт, влечение, ревность, умиротворенность, смирение, отстраненность.
Под волей понимают психический процесс, сутью которого является сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющееся в умении преодолевать внутренние (субъективные, обусловленные усталостью, страхом и т.д.) и внешние препятствия в совершении целенаправленных действий и поступков [28].
Основной единицей воли признаются волевые действия, которые характеризуются сознательностью и целенаправленностью, но в отличие от произвольных действий непосредственно связанные с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Специфику волевому действию придает волевое усилие, которое определяется через своеобразное напряжение и мобилизацию сил. Основным критерием волевого действия признается наличие исходного или появляющегося при его осуществлении дефицита побуждения (или торможения), а также конкуренция (борьба) мотивов.
Следует заметить, что волевые действия каждого человека имеют свою особую неповторимость, которая определяется основными волевыми качествами личности, придающими индивидуальное своеобразие волевой сфере человека.
Сила воли – одна из характеристик воли, ярче всего проявляющаяся в том, какие препятствия преодолены и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых действий, являются объективным показателем силы воли. Как личностная характеристика сила воли проявляется также и в том, от каких соблазнов и искушений отказывается человек, как умеет сдерживать свои чувства, не допускать импульсивных действий.
Обобщенной характеристикой волевого действия является и целеустремленность, под которой понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Психологи рассматривают целеустремленность как важнейшее мотивационно – волевое свойство личности, определяющее содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются [47].
Начальный этап волевого действия во многом зависит от такого качества, как инициативность, в основе которого лежит разнообразие новых идей, планов, умение творчески подходить к выбору целей, способность что-либо предпринимать без внешней стимуляции. Инициативность тесно связана с креативностью человека и его самостоятельностью.
Самостоятельность волевого поведения проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Инициативность и самостоятельность как волевые качества личности, с одной стороны, противостоят таких качествам, как внушаемость и инертность.
Выдержка – умение затормозить действия, мысли, чувства неадекватные ситуации, мешающие выполнению приятного решения. Сдержанный человек способен выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами, что обеспечивает успех в достижении поставленной цели. По сути, выдержка есть проявление тормозящей функции воли.
Индивидуальной особенностью воли, характеризующей специфику этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется и в выборе доминирующего мотива, и в выборе правильных действий, и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний, однако это не означает отсутствия сложных внутренних переживаний, связанных с борьбой мотивов. К нужному сроку человек отбрасывает все сомнения и своевременно принимает правильное решение. Важным аспектом решительности является переход от принятого решения и выбора способа действий к его исполнению. Существенной предпосылкой решительности является смелость – умение противостоять страху и идти на оправданный риск ради поставленной цели. Однако решительность не означает безрассудство. Решительный человек умеет и отложить выполнение действия, если обстоятельства не благоприятствуют этому.
Качеством, противоположным решительности, с одной стороны, выступает импульсивность, торопливость в принятии решения, когда человек не обдумывает возможных последствий своих действий, с другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.
Важнейшей характеристикой исполнительного этапа является настойчивость, заключающаяся в умении постоянно и длительно преследовать цель, мобилизуя свои возможности для борьбы с трудностями на достаточно продолжительный срок. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям. Когда же настойчивость теряет свою определенную гибкость, она переходит в качество противоположное – упрямство, связанное со стремлением человек во что бы то ни стало настоять на своем, невзирая на то что поставленная цель является неразумной. Можно сказать, что упрямый человек не владеет своей волей, т.е. упрямство – это неразумная воля.
Люди различаются между собой и по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои деяния. Американский психолог Джулиан Роттер ввел в психологию понятие «локус контроля», подразумевая под ним личностное качество, характеризующее определенную склонность человека приписывать ответственность за свои результаты своей деятельности. Д. Роттер различал внешний, экстернальный локус контроль, при котором человек склонен приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам, и внутренний, интернальный локус контроль, при котором человек, как правило, принимает ответственность за свои деяния на себя, связывая полученные результаты с собственными усилиями и способностями. Как свидетельствуют психологические исследования, для лиц с экстернальной локализацией контроля характерна неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление откладывать реализацию своих намерений на неопределенный срок, безответственность, тревожность, подозрительность, конформность. Напротив, лица с интернальной локализацией контроля отличаются уверенностью в себе и своих силах, склонностью к самоанализу, независимостью.
Как считает А. В. Петровский, локус контроля является устойчивым качеством личности, формирующимся в процессе воспитания.
Следует отметить, что большинство отрицательных волевых качеств синтезируется в житейском понимании «лень». У ленивого человека могут отсутствовать как побуждение к деятельности, так и способность реализовать его на практике. Вместе с тем, весьма часто люди используют лень в виде своеобразной психологической защиты, для оправдания своего бессилия и неприспособленности к жизни.
Воля не дана человеку от рождения, а формируется прижизненно под влиянием условий воспитания и самовоспитания. Отечественные психологи отстаивают мысль о неразрывном единстве воли и деятельности, вне деятельности воли не существует. К числу основных факторов развития воли относятся: личный пример значимых для личности людей; неукоснительное соблюдение организованного режима и культивирование полезных привычек; занятия спортом.
Вопросы и задания для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по теме 8
1.Изучите материалы электронных пособий, базовые источники и литературу и составьте мини-глоссарий из пяти терминов по изучаемой теме. Образец представлен ниже: