Глава I. Предмет организационной социальной психологии

Глава I. Предмет организационной социальной психологии - student2.ru - лояльность по отношению к организации.

Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной пси­хологической литературе:

- введение нового работника в курс дел в организации. Психолог
беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой
работе, знакомит с начальством, традициями организации;

- решение вопросов о профессиональном обучении и повыше­
нии квалификации работников. Психолог принимает решение о том,
кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как
стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффек­
тивность труда;

- оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет
периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие
получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являют­
ся: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и мо­
рально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслужен­
ного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

- разработка средств поддержания дисциплины и эффективных
приемов поощрения и наказания сотрудников;

- участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабо­
чих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое
обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

- участие в организации системы коммуникаций в организации
(выбор и сравнительная оценка различных средств коммуникаций,
анализ содержания и доходчивости информации);.

- организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изу­
чение рыночного спроса (маркетинг);

- улучшение организации труда (уменьшение монотонии, созда­
ние эстетической среды в организации);

- частные психологические консультации управляющих. Перечень
задач, которые приходится решать психологу в фирме, может быть рас­
ширен в связи с конкретными проблемами той или иной организации.

Глава I. Предмет организационной социальной психологии - student2.ru Организационная социальная психология




Глава I. Предмет организационной социальной психологии - student2.ru Итак, предметом организационной социальной психологии явля­ется влияние процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение эффективности их труда. Цент­ральная проблема организационной социальной психологии состоит в изучении влияния социально-психологических факторов на повы­шение эффективности труда. Испытываемые российскими организа­циями в настоящее время трудности предъявляют к работе психоло­гов повышенные требования. Поэтому проблемы, которыми при­ходится заниматься психологам в организации, сложны и трудоемки. Разрешение этих проблем требует от психолога достаточной профес­сиональной подготовки и владения широким арсеналом психологи­ческих методов исследования и воздействия на личность работника.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом организационной социальной психо­
логии?

2. С какими социально-психологическими проблемами сталкива­
ется психолог в организации?

3. Какие функции выполняет практический психолог?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жу­кова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М, 1996.

Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. М., 1976.

Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. М, 1973.

Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982.

Социология труда/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щер­бины. М., 1993.

ГЛАВА II

Наши рекомендации