Ошибки семейного воспитания и их последствия
Ошибки семейного воспитания не только могут деформировать личность, но и негативно отражаются на социальной обстановке в обществе в целом.
Причины неправильного воспитания различны: это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, а также низкая психолого-педагогическая культура родителей и, конечно, личностные особенности самих родителей, а также их склонность решать собственные проблемы за счет ребенка. Однако, взрослые этого зачастую не осознают.
Одной из задач специалистов по работе с ДГР и педагогов ОУ – общими усилиями обеспечить личностный рост и развитие конкретного ребенка. Используемые в работе с ребенком и его родителями методы и приемы психолого-педагогической и социальной поддержки должны быть направлены на нейтрализацию ошибок семейного воспитания.
Рассмотрим как стиль семейного воспитания влияет на формирование характера ребенка.
Эмоционально теплые взрослые
Зона II | VIБ | Зона I |
VА | VБ | |
Зона III | VIA | Зона IV |
Эмоционально холодные взрослые
Слева - взрослые, ограничивающие проявление личностной свободы детей;
Справа – взрослые, разрешающие детям проявлять личностную свободу.
Зона I
- стиль воспитательных отношений ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
- девиз воспитания «ВМЕСТЕ»
- особенности воспитания:
- учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
- равноправие;
- взаимная забота и ответственность;
- поддержка, помощь и т.п.
- роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
- формирующиеся черты характера:
- доброжелательность, открытость, инициативность, воля, ответственность, самостоятельность, заботливость, уверенность, трудолюбие и т.п.
Примечание: Абсолютной демократии с точки зрения вседозволенности в воспитании быть не должно. Любовь к ребенку должна уравновешиваться дисциплиной и контролем. Разумная родительская власть имеет у детей авторитет. Рекомендуем прочитать: А.С. Макаренко «Книга для родителей».
Зона II
- стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА (мелочная опека)
- девиз воспитания «ВМЕСТО»
- особенности воспитания:
- пристальное внимание
- удовлетворение прихотей
- покровительство
- освобождение от трудностей и неприятных обязанностей
- преувеличение талантов и способностей и т.п.
- роль ребенка: кумир, сокровище, маминькин сынок, болезненный, маленький;
- формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, потребительство, тунеядство, требовательность, капризность, зависимость, нерешительность, безынициативность, хамство, буйство, агрессивность, жесткость (как сплав мести и самоутверждения) и т.п., усиление астенических, истероидных и гипертимных черт характера (см приложение 3).
Пути коррекции: давать возможность экспериментировать, учить отвечать за свои поступки, самостоятельно заботиться о себе, приучать жить по правилам, учитывать интересы других людей, учить оценивать себя по справедливости, а также деликатно разъяснять родителям ошибки и их последствия как для ребенка, так и для самих родителей в будущем.
Помочь такому ребенку очень трудно, так как он не хочет знать о себе правду. Чем больше он убеждается в том, что не так уж хорош, тем яростнее он отрицает факты и возвращается к образу, созданному родителями.
Зона III.
- стиль воспитательных отношений – АВТОРИТАРНЫЙ
- девиз воспитания – «ДЕЛАЙ КАК СКАЗАНО»
- особенности воспитания:
- ограничение свободы, выбора, самостоятельности
- игнорирование нужд, потребностей, желаний
- предпочтение детских, женских, мужских качеств;
- высокие требования;
- много обязанностей;
- отсутствие поддержки;
- жесткая система запретов, санкций, наказаний;
- моральная ответственность;
- жесткое обращение;
- деспотизм, тирания;
- эмоциональное отвержение.
- роль ребенка: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.
- формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, неполноценности, вины за что-то, комплексы, подобострастие, угодничество, лживость, забитость, демонстративность, пессимизм, бунтарство, мстительность, агрессивность, самостоятельность, ответственность, нерешительность, безынициативность, озлобленность, обида, недоверчивость, неуверенность, усиление эпилептоидной акцентуации (см приложение 3), формирование невротических расстройств у подростков с лабильной, тревожно-мнительной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Примечание: Характер проявляется в зависимости от того, как сам себя воспринимает ребенок:
1. «Я плохой, поэтому меня никто не любит».
В этом случае ребенок пытается заслужить расположение: льстит, ласкается, угождает или прячется, замыкается, уходит в мир иллюзий (токсины, алкоголь, наркотики).
2. «Я неплохой, а ВЫ плохие».
В этом случае ребенок демонстрирует враждебность (грубость, гневность, раздражительность, обвинение, провокации) или избегает контактов в социальных отношениях. Образ взрослого у таких детей не ассоциируется с теплотой и любовью. Таких ребят примерно в три раза больше, чем в первом случае.
Перечисленные проявления в обоих случаях – следствие, а причина – фрустрация, т.е. неудовлетворенная потребность в заботе, любви и привязанности к близким, обман ожидания быть любимым, принятым. Одиночество, растерянность и душевная боль – основные спутники жизни таких ребят.
Пути коррекции:
а) проявление со стороны взрослых доброжелательного отношения, забота о нуждах, интересах, здоровье ребенка, настроении, успешности и т.д.
б) участие в социально-психологических тренингах (саморегуляция, развитие речи, понимание «Я», «другие» и т.д.)
в) приучение к самостоятельности и труду;
г) участие в психолого-педагогическом театре;
д) формирование положительного образа «Я» через совместную деятельность;
е) справедливое наказание (см. приложение 9 «Анализ поступков ученика»)
ж) дружба, расширение товарищеских отношений
з) привязанность к животному;
и) постепенное формирование доброжелательного отношения к ребенку у родителей через изменение их стереотипа восприятия ребенка.
к) обучение социальным и жизненным навыкам;
л) налаживание социальных контактов;
м) вовлечение в сферу досуга.
Зона IV.
- стиль воспитательных отношений – ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность);
- девиз воспитания: «ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ»
- особенности воспитания:
- отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
- игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;
- эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
- попустительство в сфере контроля за поведением;
- вседозволенность;
- жесткие требования;
- деспотизм, тирания.
- роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья
- формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, раздражительность, агрессивность, мстительность, гневность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость (как сплав мести и самоутверждения), бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, «все, как с гуся вода», манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается и т.д.); усиление акцентуации неустойчивого, конформного типов.
Пути коррекции:
1. Есть такие подростки, которых называют «дурное семя» или «первичными психопатами» их поведение и проявления связаны не столько с влиянием воспитания и окружающей среды, сколько с наследственностью. Обычно такой ребенок совершает хронические асоциальные поступки и правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с раннего детства и здесь уже ничто не поможет.
У него нет чувства ответственности, стыда, страха, вины. Они часто бывают умны, логичны в рассуждениях и красноречивы, они отличные манипуляторы. Слушать такого ребенка или подростка, верить ему, полагаться на него – большая ошибка. Чтобы понять его, надо оценивать его поступки и ни в коем случае не доверять его словам и намерениям.
Такой ребенок может родиться и в хорошей семье, хотя риск рождения такого психопата у родителей – алкоголиков, психопатов, истериков значительно выше (именно эти родители в основном используют VI стиль воспитания).
2. Для остальных воспитанников из IV пути коррекции такие же как в III.
Зона V и VI.
- стиль воспитательных отношений – НЕУСТОЙЧИВЫЙ.
- девиз воспитания: «ТО ТАК, ТО ЭДАК»
- особенности воспитания в зоне V:
- неустойчивость эмоционального отношения, контроля за поведением;
- неустойчивость в применении санкций (V A);
- родители робеют, пасуют перед ребенком, неуверенны в правильности своих действий;
- родители подвержены настроению (V A);
- испытывают чувство вины перед ребенком;
- навязывают ребенку роль собственной подружки, дружка, плакательной жилетки (V Б);
- формируются черты характера в зоне V: раздражительность, истеричность, упрямство, негативизм, своеволие, словесная и физическая агрессия; усиление акцентуации: сенситивной, тревожно-мнительной, неустойчивой, истероидной, астено-невротической.
Пути коррекции для зоны V: единство действий и требований по отношению к ребенку, доброжелательное, спокойное отношение, приучение к адекватным формам поведения и реагирования, трудотерапия, психотренинг.
- особенности воспитания в зоне VI A: то жестокая гиперпротекция (повышенное внимание), то жестокая гипопротекция (никакого внимания), сочетающиеся с тиранией и деспотизмом. Роль ребенка: козел отпущения, мальчик для битья.
- формирующиеся черты характера в зоне VI: см. зона III; IV, а также усиление акцентуации гипертимного, неустойчивого, конформного типа.
- особенности воспитания в зоне VI Б: это стиль свойственен сверхзанятым родителям, которые испытывая чувство вины перед ребенком, компенсируют недостаток внимания потаканием прихотей, откупом.
- формирующиеся черты характера в зоне VI Б: развитие демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера (см. приложение 3).
Пути коррекции:
для зоны VI А: см. зона III.
для зоны VI Б – психотренинг, расширение социальных контактов, вовлечение в интересные формы досуга.
Приложение 5
Алгоритм действий социального педагога в преодолении
неуспеваемости
Порядок выявления причин неуспеваемости | Источники и способы получения | Знания, умения, навыки социального педагога | Способы нейтрализации причин неуспеваемости | Способы реализации, взаимодействия, ответственность | ||||
1. Изучение субъективных мнений по поводу неуспеваемости: а) мнение самого ребенка; | Разговор с ребенком на основе устного или письменного (с указанием даты, времени) приглашения для беседы | Снимать напряжение; проявить чувство юмора, формировать доверие и не злоупотреблять им; вести беседу (слушать, соотносить сказанное и недосказанное, задавать вопросы, договариваться и т.д.) | Умения педагога общаться на основе доброжелательного отношения и искреннего интереса к личности ребенка | |||||
б) мнение тех педагогов, у кого школьник не успевает; мнение тех, у кого успевает; мнение классного руководителя; мнение родителей; | Беседа, случайные высказывания То же, посещение на дому | Слушать, анализировать высказывания, фиксировать отношение как: доброжелательное (почему?); равнодушное; явно недоброжелательное: раздражение? обида? угроза? (почему?); | Вызывать сочувствие к судьбе и проблемам ребенка. Обосновать причины отрицательных форм поведения и поступков ученика. Показывать его положительные и сильные стороны. Убеждать и побуждать к изменению форм взаимодействия с учеником, изменению отношения к нему на доброжелательное. Учить педагогов менять стереотипы собственного отношения и поведения | В личных беседах; через занятия на предметных МО; через обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме при поддержке завуча, руковод. МО, зам. дир. по ВР, директора | ||||
в) Мнение друзей, одноклассников (по необходимости) | Опосредованное получение информации | Общаться с учениками в соответствии с их особенностями, потребностями; знать эти особенности; соблюдать профессиональную этику | ||||||
2. Изучение предполагаемых объективных причин: а) страх перед учителем, обида (ожидание неприятностей, настроенность на конфликт); | На основе субъективных высказываний и личных наблюдений при посещении уроков | Способность понимать, что причина страха, обид кроется в недоброжелательном отношении учителя (оскорбление, презрение, унижение, угроза), следствие этого — избегание встречи, прогул, попытка защититься или отомстить (делает назло, хулиганит, грубит) | Изменение отношения учителя к ученику и форм поведения во взаимодействии с ним. Организация помощи учителям в изменении стереотипа восприятия ученика | Занятия в рамках: предмета МО Психолого-педагогический консилиум | ||||
б) страх перед деятельностью, настроенность на неудачу, провал; | То же (высказывания типа: «У меня все равно не получится», «Я тупой») | Способность понимать, что причина страха - стойкое отсутствие успешности, запущенность учебного материала, а следствие -отказ, избегание деятельности и недисциплинированность на уроке, прогулы | Организация индивидуальной систематической по-мощи до устойчивых положительных результатов со стороны учителя, одноклассников, старшеклассников, родителей). Кон-роль, приучение к самодеятельной работе по плану | При содействии и под контролем завучей, руководителей предметных МО, директора (по необходимости) | ||||
в) несформированность учебных навыков: счета, чтения, письма, умения выделять главное, выражать мысль, исправить ошибку, и т.д. | Выявление с помощью конкретных заданий | Убедить завучей и руководителей МО в необходимости выявления и организации помощи учащимся: | Организация групповых или индивидуальных тренировочных занятий во время или после уроков | Ответственность несут завучи руководители МО | ||||
г) неразвитость основных психических и мыслительных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) и т.п.; | Диагностика психолога | Организовать тестирование у психолога; взаимодействовать с психологом по организации занятий с учителями-предметниками убедить завучей и рук. МО в необходимости занятий. | Организация групповых тренировочных занятий по развитию мыслительных процессов для учащихся, обучение развивающим приемам педагогов-предметников; внедрение в практику развивающих приемов на уроках; анализ действий и результатов в динамике. | Через предметные МО. Ответственность несут завучи и руководитель МО | ||||
д) слабое здоровье и как следствие - низкая работоспособность, утомляемость | Анализ медицинских данных: беседа с родителями; консультация у педиатра | Соотносить данные по здоровью с данными по успеваемости: | Организация лечения до или параллельно с организацией психолого- педагогической поддержки или помощи: | При участии родителей и специалистов-врачей | ||||
е) нарушение отношений с одноклассниками: комплексы по различным поводам и как следствие этого застенчивость, неловкость, стыдливость, избегание контактов и т.п.; особенности характера, (неуживчивость, агрессивность, аффективность и т.п.);сложившиеся стереотипы поведения, мешающие развитию товарищеских отношений | Психологические тесты беседы; опосредованное получение информации; личные наблюдения. | -взаимодействовать с психологом и классным руководителем; -владеть некоторыми методиками изучения отношений, особенностей личности, удовлетворения жизнью в классе, школе и т.п.; -знать особенности акцентуаций характера и их причины; -общаться с учащимися в соответствии с их возрастом, полом, темпераментом; организовывать психолого-педагогическую коррекцию и поддержку самостоятельно и силами специалистов школы | -организация тренингов общения личностного роста; -организация психологического театра для проигрывания и анализа ролей и ситуаций реальной жизни; -оздоровление психологической атмосферы в классе (основа отношений - дружба, товарищеская забота); -организация получения положительного опыта общения в сфере досуга; -вовлечение в общественно полезную деятельность в школе; -организация досуга и общественно полезной деятельности за пределами школы; -дать возможность учащимся получить консультацию специалиста по волнующим вопросам, проблемам. | Ответственность несут психолог и социальный педагог Кл. рук. во взаимодействии с психологом и соц педагогом Зам. директора по ВР, педагог-организатор Кл. рук., зам. дир по ВР, пед.-орг. Социальный педагог Социальный педагог, психолог, зам дир. по ВР | ||||
ж)неблагополучие в семье: тяжелая психологическаяатмосфера, поэтому учащийся не может сосредоточиться на учебе; недоброжелательное, равнодушное отношение к нуждам, состоянию, проблемам ребенка; нет условий для полноценного учебного труда места для выполнения домашних заданий, не соблюдается режим дня (не высыпается, просыпает, опаздывает и т.д.) нет уважения к интеллектуальному труду ребенка и т.п.; крайняя нищета (отсутствие обуви, одежды, канцелярских принадлежностей и т.п.); гиперопекающий стиль воспитания | Беседа с учащимися, тесты, сочинения, наблюдения, анализ посещения семьи | налаживать контакт с семьей школьника с позиции «не суди»; владеть техникой ведения беседы; владеть приемами снятия напряжения, настроенности на конфликт; формировать доверие и не злоупотреблять им; выявлять стили семейного воспитания; диагностировать уровни родительско-детских отношений; владеть способами и приемами коррекции родительско-детских отношений; организовывать и проводить групповые занятия для родителей, имеющих проблемы в воспитании детей (совместно с психологом); разрабатывать тематику, организовывать родитель ский всеобуч (совместно с зам. дир. по ВР); уметь вести индивидуальные консультации; знать специфику и особенности развития семьи на разных этапах ее жизнедеятельности; взаимодействовать со специалистами различных служб | помочь создать более спокойную атмосферу в семье; помочь родителям, заметить состояние ребенка; в случае необходимости привлекать службы социальной, психологической помощи, милицию; помочь родителям увидеть положительные качества ребенка, вызвать сочувствие, «повернуться» к нему, осознать значимость родительства для самих родителей; в экстренных случаях (жестокое обращение) изолировать ребенка от родителей; помочь родителям осознать важность и необходимость наладить быт ребенка, режим труда и отдыха; обеспечить социальную помощь через соответствующие органы и силами родительского комитета школы; помочь осознать причины неверного воздействия; помочь спрогнозировать последствия для ребенка; научить новым формам поведения и взаимоотношений. | Организация индивидуальных консультаций, групповых занятий по проблемам всеобуча; участия родителей в психолого-педагогическом консилиуме; индивидуальный патронаж отдельных семей. Соц. педагог работает при поддержке класс, руководителя, психолога, зам. директора по ВР и членов ППК. | ||||
Приложение 6
Методика «15 качеств»
Часто бывает так, что мы вынуждены жить, работать бок о бок с неприятным для нас, по тем или иным причинам, человеком, но изменить ситуацию невозможно, особенно, если это ребенок, за которого приходится нести ответственность как воспитателю в процессе его развития и становления как личности.
Конечно, его можно «выжить» в другой класс или даже из школы, но где гарантия того, что не появится новый такой же, даже еще хуже?
Перефразируя изречения психологов, можно сказать: «Если не можешь изменить человека, измени свое отношение к нему». При этом только в сторону доброжелательности, иначе ребенок, чувствуя ваше неприязненное отношение будет платить тем же, вызывая у вас еще большее раздражение, гнев, стремление оскорбить, обидеть, отомстить и т.п. При этом будет разрушаться ваше собственное здоровье, авторитет в глазах всех участников образовательного процесса.
Вспомните фразу из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Поэтому сначала начните с себя.
Любить себя – это не значит быть самовлюбленным эгоистом. Речь идет об уважении человека к самому себе. Тот, кто умеет себя ценить, любить и уважать, не опуститься до грубости, хамства, рукоприкладства, подлости, низости, пьянства, воровства и т.д. потому, что унизит и оскорбит человека в себе самом и пожнет результат в виде угрызений совести, горечи, испорченных отношений, утраты уважения со стороны других людей.
Поэтому подумайте и ответьте себе на вопрос: «За что я сам(а) себя могу ценить, любить и уважать». Попробуйте написать в столбик 10-15 качеств, но будьте честным(ой) с собой. Здесь могут быть такие варианты:
а) есть люди, которые о себе ничего хорошего написать не могут, ну совсем ничего.
Значит у вас очень низкая самооценка. Выход из ситуации:
- спросить близких и значимых для вас людей о том, за что они могут вас ценить, любить и уважать. Запишите эти высказывания, поверьте в них и проявляйтесь, взаимодействуя с людьми в соответствии с этими положительными качествами. Пусть все заметят, что они у вас есть.
- напишите себе: «Какой бы я хотел(а) быть, чтобы ценить, любить и уважать себя» и проявляйте эти качества хотя бы по одному в день, привыкайте к ним, пестуйте их в себе.
б) есть люди, которые могут написать о себе значительно больше 15 качеств. Возможно, у вас завышенная самооценка. Выход из ситуации: уберите заголовок и попросите значимых для вас людей (от 3 до 5) оценить в % отношении качества наиболее присущие вам из списка. Сделайте вывод и будьте скромнее в общении с людьми.
Теперь «возлюбите ближнего»: подумайте и запишите в столбик «За что его (вашего ученика, собственного ребенка, мужа, мать, свекровь и т.д.) можно любить, ценить и уважить?»
Попробуйте набрать 15 качеств. Это могут быть качества, относящиеся к внешности, привычкам, манерам, отношению к животным, делу и т.д., проявлениям, поступкам, словам и т.д.
Важно, чтобы это было не формально, а честно. Если не можете набрать 10-15 качеств, поинтересуйтесь у других людей, что они думают о том, за что этого человека можно любить, ценить и уважать. Ничего плохого, только хорошее и только правду. Поразмышляйте над этим списком, подумайте о ребенке, в котором есть хорошее, но оно не заметно для многих окружающих его людей и, возможно, для него самого.
А теперь говорите другим людям о том хорошем, что вы узнали о нем, убеждайте и доказывайте, что это есть и это правда.
А самое главное: осторожно, чтоб не травмировать ребенка, показывайте ему, что знаете о том, что его есть за что любить, ценить и уважать. Но только не передозируйте: 1 качество в виде комплимента в день (как лекарство). Должно хватить на 2 недели и снова по 1 в день. К концу 2 недели могут проявиться и другие хорошие качества, которых вы раньше не замечали в нем.
Через некоторое время вы заметите изменения:
а) в себе – он покажется вам более симпатичным и дорогим человеком. вам легче будет с ним встречаться, работать и общаться; Вы станете более приветливы и объективны.
б) в нем – он перестанет досаждать вам, избегать вас и даже наоборот, будет вежлив и станет искать встреч, стараться, чтоб вы его заметили.
15 положительных качеств, найденных вами в себе и другом человеке – стержень вашего конструктивного взаимодействия и общения.
А когда вам будет плохо ли вас будут преследовать неудачи, прочитайте свои 15 качеств, вспомните, какой вы хороший человек и у вас многое наладиться.
Приложение 7