Командовать или управлять?
Зачастую руководителей крупных компаний автоматически величают лидерами. Однако между понятием « лидер» и «менеджер» - есть существенная разница.
Судить об успешности управленца, как лидера, - несложно. Это видно по глазам
его сотрудников…
Менеджер и лидер понятия разные
Тема лидерства, занимает умы человечества, пожалуй, ровно столько, сколько оно
существует. Первые определения «лидера» прозвучали еще в трудах Аристотеля,
Платона и Макиавелли. И до сих пор психологи не пришли к единому мнению. С
прошлого века не кончается спор, что важнее: личные качества человека или
обстоятельства? Одни считают, что эффект лидерства заключен в харизме,
другие – полагают, что все решает судьба - ситуация, в которую попадает человек,
именно она мобилизует и раскрывает лидерские качества. Верно то и другое: «поведение человека – есть функция человека и среды», - писал в начале прошлого века отец социальной психологии, автор теории поля, гештальт – психолог Курт Левин.
Но до сих пор, зачастую слово «лидер» употребляется в контексте его должность
на предприятии. Однако, человек, занимающий роль управленца, может
и не обладать лидерскими навыками. Лидерство не имеет отношение к занимаемой должности, а сама по себе должность никогда не сделает из
управленца истинного лидера. В то же время любой из сотрудников, не
наделенных административной властью, может оказаться неформальным лидером –
т.е. быть тем человеком, который может повести за собой коллектив, оказать
влияние на психологический климат в нем.
Последние исследования говорят о том, что важны не
только качества человека и обстоятельства (место и должность работы), но
еще и цели, которые ставит человек, претендуя на роль лидера. Поэтому лидерство – это способность вести за собой людей в достижение определенной
цели. Если задача менеджера в умении выполнить задачу посредством
других людей, то лидер умеет сделать так, чтобы люди захотели выполнить
эту задачу. Истинные лидеры влияют на мировоззрение служащих
компании, определяя, разъясняя и создавая ценности, культуру компании, под их влиянием возникает приверженность миссии, целям и стратегии компании, что в конечном счете влияет на результаты работы.
Командовать или управлять?
Теоретики давно разделили стили управления на три категории: авторитарный,
попустительский и командный. На практике предприниматели отмахиваются от
попустительского. Всем хочется быть командным управленцем и никому –
авторитарным. На самом деле каждому стилю всегда есть свое место и нужно уметь владеть всеми тремя. Современные исследователи лидерства обратили внимание на то, что у каждого лидера свой индивидуальный неповторимый стиль управления. Поэтому стиль управления – это проявление «внутреннего театра» человека, тонкое
взаимодействие его навыков и потребностей. С этой точки зрения управление
можно сравнить с театром, где стиль руководства проявляется в разных ролях.
В то же время лидер никогда не существует сам по себе - вне контекста: ситуации и окружающих его людей. При этом как лидер, так и сама система ( контекст) непрерывно влияют друг на друга и подвержены изменениям. Поэтому единственно верного стиля управления не существует, поскольку не существует застывших отношений, отношения с людьми – это каждый раз это движение, творчество, вектор которого направлен в будущее.
Согласно теории «Большая пятерка» бизнес психолога Роберта Хогана лидер
должен обладать пятью качествами: обращенностью вовне, готовностью искать
согласие, добросовестностью, чувствительностью и открытостью к новому опыту.
Наиболее эффективные руководители обладают набором навыков: динамизм, коммуникабельность, восприимчивость, готовность соглашаться, надежность, IQ и EQ». Таким образом, речь уже идет о том, что вопрос лидерства – это вопрос жизненных ценностей человека при его устремлении в будущее. Судить об успешности управленца, как лидера - несложно. Это видно по глазам
его сотрудников: если они горят и люди верят в боса и его идею, берут с него
пример – он без сомнения лидер. Если подчиненные каждый раз входят в кабинет
начальника, затаив дыхание от того, что : «шеф вызвал..», боятся совершить ошибку, скрывают ошибки, работают под угрозой штрафов и увольнения - руководитель администратор, с доминирующим авторитарным стилем управления.
Зачастую, считают, что командный стиль руководства определяется
тем, что решение в компании принимают несколько топ-менеджеров. Это
ошибочное мнение. Командность определяется тем, насколько персонал, начиная
от вахтера и заканчивая топ менеджментом, привержен целям компании, насколько
на верхних уровнях компании умеют слышать и понимать то, что происходит на
нижних. Это именно то, что сегодня зарубежные специалисты по брендингу
называют «духовным менеджментом». «Компаниям недостает не способных сотрудников, а умения лидеров вести их в правильном направлении .
У компании должна быть корпоративная религия, и топ-
менеджмент, используя свои силы, должен передавать ценности компании, ее
культуру и цели сотрудникам. – пишет Йеспер Кунде, автор бестсселлера
«Корпоративная религия». – Во многих компаниях еще главным считается
развитие продукта, продажи и рыночные доли. Но игровой автомат не может
внушить веру в продукт покупателям.. Только организация, движущаяся
целенаправленно и осмысленно может работать эффективно с качественными
ценностями, дифференцирующими бренды. «Недостаточно просто нанимать людей
за их умение, их установки и ценности должны соответствовать ценностям
компании».
В этой связи стоит пояснить, что ценности невозможно навязать указаниями,
штатным расписанием, должностными обязанностями и штрафами. А прямые
высказывания на тему корпоративных ценностей буду восприниматься людьми как
нравоучения. Лидерство – категория не количественная, а качественная. И
косвенным проявлением ценностей является качество отношений между людьми.
Отсюда, бессмысленно говорить о миссии предприятия там, где в ходу
административно-командная система, где руководитель не замечает достижений
своих сотрудников и не оценивает их труд по достоинству. Бессмысленно потому,
что миссия по природе своей - категория нематериальная, и воплотить ее в жизнь
могут только люди.
Лариса Винникова, управляющий партнер консалтинговой группы «Контакт»
Врезка в текст:
«Лидерство и умение руководить людьми