Учение о динамической и системной локализации ВПФ и его применение в восстановительном обучении

Концептуальный аппарат нейропсихологии, его место и роль в учении о восстановлении ВПФ.

Функциональная система и ее значение для восстановления ВПФ.

Учение о динамической и системной локализации ВПФ и его применение в восстановительном обучении.

4. Понятие «симптом», «синдром», «фактор» и их значение для восстановительного обучения.

Теоретические концепции, на которых основывается учение о восстановлении ВПФ:

- учение о ВПФ (Выготский)

- Учение о ФС (Анохин)

- Учение о динамической и системной локализации ВПФ (Лурия)

- Учение о факторе, симптоме и синдроме

Эти концепции и составляют концептуальный аппарат нейропсихологии.

Учение о ВПФ (Выготский)

Л. С. Выготский дал определение, указывающее на системный ха­рактер ВПФ: «В процесс е психического развития ребенка ... происхо­дит не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологичес­кие системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций. Эти психологические системы, эти единства низшего порядка, заступающие на место гомогенных, единичных, элеме­нтарных функций, мы условно называем высшими психическими функциями. Эта формулировка носит выраженный системный под­ход к определению ВПФ, что позволило Л. С. Выготскому сформулиро­вать ряд основных правил развития ВПФ. Он отметил, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены.

ВПФ:

ü психические функции следует рассматривать как сложные системы, структуры, состоящие из ряда компонентов;

ü формирование систем распределено во времени и не носит линейного характера, т. е. разные системы и компоненты систем начинают формироваться в разное время;

ü на каждом этапе развития взаимодействие элементов системы но­сит специфический характер.

Положение об «экстракортикальном» принципе организации мозга человека (закон перехода функции извне вовнутрь, или закон вращивания, по Л. С. Выготскому): механизмы работы мозга человека формируются в ходе деятельности ребенка во внешнем мире, связанной с использованием орудий труда, зна­ков, речи.

Это положение приводит к ряду следствий:

• формирование функций мозга, различных его отделов и психиче­ское развитие тесно взаимосвязаны и диктуются теми формами соци­ального поведения, которые осуществляются ребенком в его совместной деятельности со взрослым человеком;

• созревание мозга - необходимое, но не достаточное условие для психического развития;

• средовые (в том числе социальные) воздействия есть необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их работе новое качество - качество психического.

ü Дает представление о строении ВПФ: оно системно и многоуровнево.

ü ВПФ формируются прижизненно

ü Формирование происходит под влиянием окружающего предметного мира и людей

ü ВПФ произвольны. Опосредованны.

Выготский одним из первых начал работать с афазией. Благодаря его учению удалось увидеть возможность восстановления ВПФ.

Учение о ФС (Анохин)

В теории было показано, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение различных его органов в функ­циональные системы. Системообразующим элементом такого образо­вания выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат.

Системогенез, формирование функциональных систем происходит поэтапно, неравномерно в соответствии со все более усложняющимися формами взаимодействия организма и среды (принцип гетерохронии) в формировании и темпах развития различных структурных образований организма, гетерохрония в установлении связей между этими образованиями, являющимися фрагментами функциональной системы). Благодаря этому функциональная система становится в какой-то степени продуктивной задолго до того, как все ее звенья получат окончательное структурное оформление (принцип фрагментарности органа). Другими словами, происходит созревание нескольких структурных единиц до той степени, когда они готовы объединиться в несовершенную, но тем не менее архитектурно и функционально полноценную функциональную систему (принцип минимального обеспечения функциональной системы).

При этом происходит опережающая закладка и развитие тех органов, которые наиболее важны для решения адаптационных задач (прин­цип опережающего развития).Например, в эмбриогенезе нервная система закладывается раньше, чем различные органы.

Внутрисистемная гетерохронностьсвязана с постепенным усложнением конкретной функциональной системы. Первоначально формируются элементы, обеспечивающие более простые уровни работы системы, затем к ним постепенно подключаются новые элементы, что приводит к более эффективному и сложному функционированию системы. Например, у новорожденного ребенка есть готовые системы, обеспечивающие ряд важных, но элементарных процессов - дыхания, сосания, глотания. В то же время у него можно видеть значительное несовершенство двигательных, зрительных, слуховых функций.

Кроме внутрисистемной имеет место и межсистемная гетерохроннсть, которая связана с неодновременной закладкой и формирова­нием разных функциональных систем. Например, автоматическое схватывание на первых месяцах жизни предмета, вложенного в руку. постепенно усложняется за счет появления зрительного контроля над действием руки: возникает межсистемная, зрительно-моторная координация.

Учение о динамической и системной локализации ВПФ (Лурия) и Учение о факторе, симптоме и синдроме

Лурия: Высшие психические функции представляют собой «сложные, саморегулирующееся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования».

А. Р. Лурия дал новую трактовку таких понятий нейропсихологии, как симптом, функция, локализация, и ввел ряд новых: нейро­психологический фактор, синдромный анализ, а также разработал кон­цепцию трех функциональных блоков мозга.

Введение понятия «функциональной системы» вместо «функция» снимает вопрос об узкой локализации психических функций в коре. Если рассматривать психическую функцию как функциональную систему, которая связана с совокупной, совместной работой ряда участков мозга, то не возникает вопроса о локализации функции в одном конкретном участке. Локализация должны быть связана с работой различных участков мозга. И основным становится вопрос о том, какой вклад каждый участок мозга вносит в осуществление целостной психической функции.

Под квалификацией симптомаподразумевается, во-первых, поиск того, что является характерным, специфическим для него и отличает его от других симптомов нарушения той же функции; во-вторых – поиск того что является общим в симптомах нарушения разных психических функций; в-третьих - выявление причины, которая лежит в ос­нове этого симптома и которая вызвала его к жизни.

Таким образом, квалификация разных симптомов, наблюдаемых при локальном поражении мозга, позволяет найти их общие свойства, выделить тот фактор, который обеспечивает в разных функциональных системах работу данного участка мозга, и дать заключение о локализации ­очага поражения.

Фактор – это собственно функция той или иной мозговой структуры, определяющая принцип ее работы.

Применение нейропсихологического фактора как методологической ­конструкта позволяет сформулировать следующие иерархии постро­ения психической функции: (мозговая структура) > (функция мозговой структуры) = (психический процесс) > (результат психического процесса = нейропсихологический фактор), а также (совокупность совместно ­работающих мозговых зон = нейрофизиологическая функциональная система) > (совокупность психических процессов = психическая 'функциональная система).

Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локаль­ного поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор. Эта процедура носи­т название нейропсихологического синдромного анализаизменений поведения, возникающих при локальных поражениях мозга.

Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению ряда психических функций, т. е. он является общим звеном в ряде функциональных систем.. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с несколькими симптомами нару­шения разных психических функций, с симптомокомплексом, или синдромом.

Нейропсихологический синдром - это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга. Это комплексное нарушение психической функции, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выпадением из нормальной работы того или иного фактора.

Наши рекомендации