Организационная психология

Кто виноват?

(А.Герцен)

Что делать?

(Н.Чернышевский

В чем моя вера?

(Л.Толстой)

Когда же придет настоящий день?

(Н.Добролюбов)

Большую часть активной жизни человек занимается повседневным и профессиональным трудом. Потребность в труде неизбежно возникает у каждого индивида и становится насущной необходимостью. Облик человека формируется в различных видах профессиональной, социальной, психологической, культурной и духовной деятельности. Социально значимый труд обеспечивает получение вознаграждения, способствует удовлетворению многочисленных потребностей. Следовательно, теоретическое и эмпирическое исследование трудовой деятельности должно охватывать все стороны жизни человека. Но далеко не все люди придают труду адекватное значение, для них он становится ненужной тратой времени. Личностное, социальное и объективное значение труда далеко не всегда соответствуют друг другу.

Само понятие «труд» в различных дисциплинах, таких, как философия, психология, социология, антропология, физика, сформулировано по-разному и имеет свои особенности. Понятие «труд», «работа» обычно понимают как:

– физическое или интеллектуальное напряжение;

– целенаправленную ориентацию в контексте задания, имеющего временные или пространственные ограничения;

– получение дохода и обеспечение существования;

– неприязнь или нежелательность переживания нагрузок;

– обмен труда как товара на заработок в условиях эксплуатации.

Все эти признаки под разным углом отражают выполняемую деятельность и соотносят ее с трудом.

Трудовая деятельность – это многочисленные роли личности, которые зависят от социальной, экономической, политической и культурной обстановки повседневной жизни. Для каждого человека остро стоит проблема смысла труда, характера и качества труда как индивидуального, так и выполняемого в совместной деятельности.

Почему люди выполняют работу, что они хотят получить от нее? Исследования показывают, что у каждого человека существует свое мнение по поводу того, что дает работа [77. С. 268]. Работа:

– обеспечивает необходимый доход;

– дает положение и престиж;

– обеспечивает занятость;

– обеспечивает интересные социальные контакты;

– является хорошим способом служения обществу;

– является значимо интересной и приносит удовлетворение.

Из перечисленных выше функций труда наивысший балл респонденты присвоили функции обеспечения доходов. Но предложенные функции далеко не исчерпывают ответы на поставленные вопросы, и вознаграждение за труд не обязательно должно иметь денежное выражение. Это могут быть условия труда, возможность самовыражения, форма поддержания физического и психического здоровья. Концепция смысла труда должна рассматриваться как система взаимодействующих характеристик, где нарушение или неудовлетворение одного из компонентов влияет на значимость всех остальных.

Современное состояние труда, развитие информационных технологий, изменения в структуре личности предполагают возрастание роли организационной психологии. И главный вопрос заключается не в том, как адаптировать новые технологии к их пользователям и обеспечить эффективное производство, что, безусловно, является значимым. Организационная психологическая работа должна направляться видением будущего и ответами на вопросы, способны ли новые технологии улучшить качество человеческой жизни, развивают ли они сознание человека, делают ли они его более свободным и осознающим свое предназначение в этом мире.

В основе жизни каждого человека лежит миссия, которая является абсолютной доминантой всей его жизнедеятельности. Выполнение миссии теснейшим образом связано с многообразной деятельностью и сопровождается развитием всех физиологических и психических структур человека и постепенным эволюционным восхождением. Поиск «самого себя», осознание своего предназначения, развитие способностей приводит к расширению и объективации сознания. Общим направлением во всех видах человеческой деятельности является активность, осознанная или неосознаваемая целенаправленность, что и приводит к процессу постоянного преобразования себя и внешнего мира.

Известно, что в совместном труде и общении наиболее полноценно формируются и проявляются человеческие качества и способности. В результате многообразной деятельности человек творит самого себя и окружающий мир, при этом у него складываются субъективные отношения с объективной реальностью. В труде создаются материальные и идеальные ценности, необходимые людям. Труд может быть простым и сложным, ручным и автоматизированным, творческим и механическим, требующим высокой или низкой квалификации. Всякий труд и любая деятельность изменяют социально-психологическое пространство, затрагивают интересы других людей, помогают им в развитии или задерживают его. Очевидно все виды индивидуальной и совместной деятельности направлены на то, чтобы человек, в конечном счете, осознал самого себя и стал истинным творцом. Чем более человек осознаёт смысл своего труда, тем больше он получает радости и удовольствия, тем быстрее происходит раскрытие его сознания.

В организационной психологии проблема изучения трудовой деятельности больше связана с тем, каким образом человек может принести максимальную помощь самому себе и другим людям в материальном плане. Материальные ценности доминируют над социальными и духовными (идеальными) благами, но особенно мало внимания уделяется тому, каким образом трудовая деятельность способствует духовному развитию человека, раскрытию его сознания. Поэтому хотелось бы особо отметить, что труд необходим именно для того, чтобы человек мог раскрывать сознание.

Трудовой процесс подвергается строгому контролю во времени и пространстве. Для лучшего понимания и освоения контролируемого труда существует структура профессии. В структуру профессии входят: предмет труда, профессиональные цели, задачи, действия и операции, средства, условия, результаты труда. Все эти объективные реалии складываются в обществе исторически и составляют единое целое.

Для эффективного выполнения какой-либо деятельности человек должен обладать некоторыми психологическими характеристиками, которые составляют его психограмму. Она включает в себя ряд профессионально важных качеств, таких как потребности и мотивы, личностные качества, профессиональные притязания, удовлетворенность процессом и результатами труда, профессиональные способности, профессиональный тип мышления, коммуникативные способности. Состав трудовой деятельности определяется специалистами и выражается в системе правил, нормативных документов, квалификационных требованиях, функциональных обязанностях, должностных инструкциях. В них разъясняется, какие цели и задачи ставятся в этом виде труда, какими способами и средствами пользоваться.

Поведение человека в труде изучает многочисленный комплекс наук: гигиена труда, физиология трудовых процессов, экономика, трудовое право, охрана труда, социология, этика, археология, психология, эргономика и некоторые другие. В последнее десятилетие эта проблема всесторонне изучается организационной психологией, которая образовалась в 50 – 60-х г. XX в. на стыке традиционной психологии труда и социальной психологии, когда возникла проблема целостного рассмотрения человека в системе «человек – предприятие – социум». В организацию приходит живой человек, а не механизм, который «очеловечивает» производственные процессы и вступает в двусторонние отношения с окружающей его техникой и средой.

Организационная психология – прикладная отрасль психологии, она изучает все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях в целях повышения эффективности и создания благоприятных условий труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. Организационная психология занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они выполняют свою деятельность в рамках организованных структур. Другая ветвь психологии – психология труда – акцент ставит на особенностях индивида, его склонностях, потребностях, мотивах. Обе эти ветви психологических знаний связывают мир труда и деятельность организаций, жизнь человека и те отношения, которые возникают в результате взаимодействия человека и социальной среды, человека и орудий труда, человека и техники. В круг интересов психологии труда и организационной психологии входят проблемы профотбора, профориентации, профадаптации, профессиональной аттестации как единого и целостного процесса.

Многообразие видов труда, типов организаций, условий работы, стадий профессионального развития делает предмет организационной психологии чрезвычайно сложным. В «Словаре наименований профессий» дано описание нескольких десятков тысяч специальностей и профессий. Типы организаций также различаются как по форме (частные, фонды, государственные, местные органы власти и пр.), так и по направленности деятельности и получаемым результатам. Многообразны и условия, в которых выполняется работа. Организационные психологи работают для клиентов и руководителей организаций, разрабатывают более совершенные системы вознаграждения за труд, участвуют в отборе претендентов, создают более эффективные технологии обучения и переобучения, проводят профессиональные тренинги.

Основные задачи организационной психологии в прикладных исследованиях – гуманизация труда, повышение его производительности, безопасности. Необходимо помнить, что в любом трудовом процессе ключевой фигурой является человек, его физическое, психическое и духовное здоровье, поэтому необходим такой труд и такие условия труда, которые способствуют всестороннему развитию личности. Гуманизация включает профилактику переутомления и профессиональных заболеваний, предупреждение травматизма и профессиональной деформации личности. Для решения этих задач проводятся технологические, организационные, медико-психологические, экономические мероприятия, что в целом составляет структуру научной организации труда.

Организационная психология связана с созданием психотехник, когда необходимы точные знания об индивидуально-психологических особенностях субъекта трудовой деятельности, – это его сенсорные, перцептивные, психомоторные, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства. На процессы и результаты труда оказывают влияние такие факторы, как: отношение человека к себе и своей профессии, другим людям, материальным и культурным ценностям, религии. Субъективная позиция личности, ее мотивы, потребности и установки играют определяющую роль по отношению ко всему процессу труда. Особая роль психотехник проявляется в составлении профессиографии и профотборе.

Современная трудовая деятельность невозможна без профессиональной специализации или профессии. Мир профессий постоянно обновляется, возникают новые виды труда, исчезают старые. Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, необходима профессиональная ориентация. Она базируется на следующих положениях. Первое – каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Второе – люди обладают разными моторными, интеллектуальными, личностными особенностями. Задача профессиональной ориентации состоит в том, чтобы привести в соответствие мир профессий и мир людей, чтобы были удовлетворены потребности общества в представителях каждой профессии и интересы человека.

Все вышесказанное позволяет организационной психологии наиболее полно соединять теорию и практику, лабораторный эксперимент и естественную трудовую жизнь.

Наши рекомендации