Идеи целостности и системности в науках о человеке

Человек – многоплановое явление, изучается средствами многих наук и его познание носит целостный и системный характер. Концепция системного подхода – одна из ведущих в научном познании. Термин системность обычно применяется ля того, чтобы указать на собранность, организованность группы элементов согласно единым закономерностям или так называемому системообразующему фактору (системе целей, определяющих её поведение). Каждая из частных систем является компонентом внутри более общей системы (индивид внутри группы). Системный подход позволяет выстроить иерархию уровней взаимодействия человека и среды, природы и общества.

В системе наук, изучающих человека, системообразующим фактором является сам человек.

Естественные науки изучают природу. Великий швед Карл Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. Одним из разделов специальной науки о человеке как особом биологическом виде – антропологии - является антропогенез или учение о происхождении и развитии человека. Гуманитарные науки изучают общество, культуру, историю. Человек является как биологическим, так и социальным существом, его развитие связано как с антропогенезом, так и социогенезом – развитием человеческого общества, где работают не только законы биологической целесообразности, но и - социальные нормы, традиции и идеалы. Человека отличает особое качество – духовность, вмещающее в себя нравственные нормы, совесть, смысл жизни, идеи и веру. Современные психологии В.Слободчиков и В.Исаев предлагают рассматривать психологию как науку о духовной сущности человека и общества, назвав её психологической антропологией.

Технические науки связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда, и в конце 20 века появились такие технические средства и информационные технологии, которые привели к возникновению виртуальной реальности - мира, передаваемого человеку через его ощущения, где объекты ведут себя близко к поведению аналогичных объектов материальной реальности. Человек может воздействовать на эти объекты в согласии с законами физики (гравитация, столкновение с предметами, отражение и т. п.), но каким образом и насколько изменяется его психология, и природа человека вообще, ещё предстоит изучить всем наукам о человеке, реализуя целостный и системный подход.

Примеры такого системного анализа в науке известны и связаны с именами российских ученых. В первой половине 20 века создатель науки биохимии В.И.Вернадский показал, что человек связан с биосферой, так как геологически закономерно связан с материально-энергетической структурой Земли. Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы. Ноосфера – «мыслящий пласт» - новое геологическое явление, где человек представлен как крупнейшая геологическая сила, способная преобразовать планету. Под влиянием человеческой мысли и творческой деятельности биосфера переходит в новое состояние. Французский философ П.Шарден в своей работе «Феномен человека» подчеркивал, что ноосфера – это реализация особой психической, духовной энергии.

В конце 20 века были опубликованы труды Л.Н.Гумилёва об этносфере – совокупности этносов, определяющимися внутренними законами пассионарности (духовной энергии), где доминирующую роль играют бессознательные отношения между людьми. Этнос – естественно сложившийся коллектив людей, существующий как энергетическая система. Пассионарность как характеристика поведения – эффект избытка биохимической энергии живого существа, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели. Пассионарный импульс – поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения. Пассионарии – индивиды, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Этногенез – момент возникновения и весь процесс исчезновения экосистемы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.

На рис.1 приведена схема, разработанная психологами СПбГУ и отражающая целостность

КОСМОС

Идеи целостности и системности в науках о человеке - student2.ru

БИОСФЕРА

Рис.1. Внутренние и внешние взаимосвязи

Человека с Природой и Социумом

Обозначения рис.1:

H.S. - Homo sapiens (биологический вид «Человек разумный»); О – онтогенез; С – социализация; Ж – жизненный путь; И – индивид; Л – личность; И – индивидуальность.

структуры и развития человека в его взаимосвязях с обществом и природой. Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен как мир природы (макрокосм). Мы являемся частью Вселенной и связаны с ней множеством подчас неосознаваемых нитей.

Рассмотрим подробнее понятия, включенные в схему рис.1, в следующем разделе пособия.

Наши рекомендации