Игра как специфическая форма жизни человека

Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра — это свободное проявление человеческой деятельности: Игра не может быть навязана физически или морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.

Как самостоятельный вид деятельности, игра наиболее полно представлена в жизнедеятельности ребенка. Она является для него стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и опыт, навыки обще­ния, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.

Функции игры в жизнедеятельности человека разнообразны:

· игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности;

· создает условия для взаимодействия и взаимопомощи;

· сплачивает ее участников, создает (пусть и временную) общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры;

· выявляет личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность (игра не по правилам осуждается и детьми, и взрослыми);

· игра создает простор для фантазии, импровизации, хотя и осуществляется в рамках выработанных правил;

· удовлетворяя потребность человека в наслаждении, удовольствии, привносимыми самой игрой, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других;

· в игре личность может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Классифицируют игры по множеству признаков:

• по месту проведения (за столом, на открытом воздухе, в зале);

• по характеру активности участвующих (подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие);

• по группообразующим характеристикам (индивидуальные, парные, командные, групповые);

· по способу взаимодействия (состязательные и ролевые);

· по влиянию на участников (позитивные и негативные).

Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Правила всегда четко очерчивают характер игры; они обычно неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре (например, КВН, брейн-ринг, шахматы, футбол и др.).

Условия — произвольны, ситуативны. Участники игры «сговариваются» относительно того, как все будет происходить: например, сколько будет команд, сколько и какие конкурсы будут включены в содержание игры, как будут оцениваться результаты. Можно сказать, что условия — это те же правила, но только временные. Вместе с тем к педагогическим играм предъявляются следующие требования:

игра должна охватывать всех;

должна быть интересна для всех;

должна быть доступна для всех.

Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. В каждой их них участники выполняют различные функции и выступают в различных ролях. Игры помогают сблизить учебную и

практическую деятельность обучающихся. Школьник (студент), сообразуясь с характером своей роли и ее функциями в реальной жизнедеятельности, должен принимать практические решения. Нередко их необходимо принимать в конфликтной ситуации, заложенной в самом содержании игры. Многие игры требуют принятия коллективных решений, что упражняет их участников в развитии коммуникативных способностей, обогащает опыт работы в группе через сотрудничество, воспитывает культуру несогласия.

Игры, используемые в учебном процессе, упражняют учащихся в применении полученных знаний в практической жизнедеятельности.

Игры соревновательного характера — это те, которые основаны на борьбе, столкновении, конкурентности. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление позиций, людей, команд. Обязательный элемент соревновательных игр — судья или жюри, в обязанности которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и выбор победителя всегда скрывают в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной. Еще один элемент соревновательных игр — награда победителям. Какой бы ни была награда, получение се приятно. Приз венчает победителя. Требования к наградам:

приз должен соответствовать уровню сложности игры;

его не вручают за одно лишь участие;

приз не обязательно должен быть материальным.

Игровая деятельность стимулирует самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценку. Потребность совершенствовать знание о

себе, помогающее адекватно адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности, является условием развития самореализующейся личности. Эта проблема актуальна для человека в течение всей его жизни. Адекватная самооценка способностей, здоровья, работоспособности — условие гармоничного развития личности. Анализ своих психологических качеств и характеристик, сравнение себя с окружающими, другими обогащает опыт взаимодействия, воспитывает культуру общения. Поскольку самосознание формируется путем обобщения практических знаний о других людях, в игровой деятельности нетрудно создавать реальные ситуации, побуждающие к осознанию «Я» как субъекта восприятия других. Например: «Видят ли другие меня капитаном команды КВН?»; «Разделяют ли другие мое мнение обо мне?; «Если другие видят меня иначе, чем это можно объяснить?»

Эмоции и чувства.

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Они сопровождают каждый миг нашей жизни, определяя мироощуще­ние и делая нас предвзятыми и пристрастными. Поэтому неслучайно, что эмоцио­нальная сфера является особым объектом внимания исследователей-психологов.

Говоря о переживаниях человека, употребляют разные термины - «чувства», «эмо­ции», «страсти», «аффекты» и др. На их характеристику и соотношение в психологии сло­жились различные теории. Кратко рассмотрим идеи наиболее известных теорий эмоций.

1. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные ме­ханизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Эмоции —элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и пото­му обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Между чувствами и эмоциями проявляется глубокая связь. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция ра­дости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угро­жает, досады, если его поведение не соответствует нашим ожиданиям, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. Но в струк­туру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное с высшими потребностями человека. Исходя из этого, чувства можно определить следующим образом.

Чувства —одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека. В качестве их основных функций выделяются:

Ø отражательная(в эмоциональных переживаниях отражается жизненная зна­чимость действующих на человека явлений и ситуаций. Все, способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей, как правило, вызывает поло­жительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препят­ствует, — отрицательные);

Ø сигнальная(содействие ориентировке человека в окружающей действитель­ности, в оценке объектов и явлений с точки зрения их желательности или неже­лательности, полезности или вредности);

Ø приспособительная(близкая к предыдущей функции, но в большей степени указывающая на важность переживаний в новых, изменяющихся условиях для наиболее оптимальной адаптации к ним);

Ø регулятивная(через управление эмоциями и чувствами человек влияет на свое поведение, деятельность, отношения);

Ø воздействия(зачастую, выражая те или иные эмоции, человек тем самым стре­мится оказать влияние на поведение, отношение, установки других людей);

Ø защитная(наши переживания зачастую «подсказывают» нам о внешних или внутренних угрозах, о целесообразности уделить особое внимание конкретной ситуации. Данная функция также выражается в своего рода «разрядке» нако­пившейся энергии, в защите от перегрузок и др.).

Иногда выделяют и другие функции переживаний, но в представленном перечне, на наш взгляд, отражены наиболее важные

Исследования показывают, что возникновение и проявление эмоций и чувств связа­но со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы

Классификация эмоций

В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность — это астенические эмоции. Также известно, что основоположник науч­ной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем пара­метрам: 1) удовольствие — неудовольствие; 2) напряжение — разряжение; 3) возбуж­дение — торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фунда­ментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фунда­ментальным эмоциям ученый отнес:

1) интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее разви­тию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

2) радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож­ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

3) удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удив­ление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес;

4) страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлет­ворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным;

5) гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аф­фекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности;

6) отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объекта­ми (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

7) презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в меж­личностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведе­нием субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не со­ответствующие нравственным нормам;

8) страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при полу­чении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания — это лишь вероят­ный прогноз возможного неблагополучия;

9) стыд — отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осоз­нании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям ок­ружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрица­тельные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение

В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость — грусть, удовольствие — страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отноше­ний получило название амбивалентности.

Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства пред­ставляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потреб­ностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные (моральные) — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравствен­ные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гу­манность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохнове­ние, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вку­сах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе познава­тельной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровожда­ют познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. Эти чувства выс­тупают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чув­стве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отно­шение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм — язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм — издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.

Наши рекомендации