Темперамент и деятельность человека
В отношении определения взаимосвязи темперамента и деятельности существуют два подхода.
Представители первого считают, что темперамент лишь проявляется в самых разных сферах деятельности и окрашивает самые различные поведенческие акты, создавая тот или иной индивидуально-типологический стиль деятельности (В. С. Мерлин,1970).
Сторонники второго не согласны с тем, что свойства темперамента выступают лишь в роли общих предпосылок деятельности и оказывают влияние преимущественно на ее динамику и стиль. Они полагают, что темперамент не существует вне деятельности в широком смысле этого слова, поскольку формируется в процессе самой деятельности, в результате генерализации ее динамических психологических характеристик (В. М. Русалов,1978). В таком случае он не может не влиять на нее или не быть связанным с конечными результатами деятельности.
Влияние темперамента на деятельность не всегда заметно, потому что маскируется мотивами, целями и другими содержательными характеристиками личности, которые могут подчинять себе проявления свойств темперамента. Стремясь построить карьеру, сохранить хорошие отношения с окружающими, одержать победу в соревновании и т. д., человек может усилием воли сдерживать эмоции, работать в несвойственном для себя темпе, демонстрировать интерес к общению.
Более отчетливым и значимым влияние темперамента становится в ситуациях совместной деятельности, когда люди должны согласовывать поведение между собой. По мнению В. М. Русалова (1982), в совместной деятельности складывается общий фонд информации, формируются новые, специфические механизмы регулирования. Видоизменяется динамика психических процессов и состояний, происходит взаимная подстройка, коррекция и контроль за деятельностью.
Отсюда он делает вывод, что развитие темперамента происходит двумя путями:
1) вслед за биологическим возрастным развитием;
2) в результате сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки.
Заданный от природы индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (активность гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность независимо от ее мотивов, целей и пр., неизбежно приводит к обобщению определенных психических характеристик. Последние выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой за счет чрезмерной истощаемости, а во втором случае — за счет слабого, пассивного освоения предметного мира. Именно в этом и состоит, с точки зрения В. М. Русалова, приспособительная, адаптивная роль темперамента.
Психологами собран богатый экспериментальный материал, свидетельствующий о значимости темперамента и отдельных его свойств в трудовой и учебной деятельности.
Было отмечено, что в начале обучения в вузе затруднения испытывают необщительные студенты. Именно они в первую очередь отчисляются из-за прекращения занятий и неуспеваемости. Однако к концу обучения эти различия стираются.
Таким образом, регулирующая функция темперамента сказывает-
ся в различных областях предметной деятельности, причем как моде-
лируемой, так и реальной. Особенно явно она проявляется в совместной деятельности при разделении труда.
С. Л. Рубинштейн (1998) указывал, что темпы деятельности отличаются в разных обстоятельствах. Если она выполняется вынужденно, идет вразрез со склонностями, способностями и характером, неинтересна человеку, ее темпы вряд ли будут высокими. И наоборот, увлеченность деятельностью и благоприятные условия, скорее всего, ускорят темпы ее выполнения.
Очевидно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому со свойствами темперамента необходимо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
С социальной и тем более с правовой точки зрения темперамент не подлежит оценке, так как не определяет социальную ценность человека, поскольку не связан с его мировоззрением, убеждениями, сознанием. Поэтому, исходя из основных динамических свойств нервной системы, темперамента человека, прежде всего, необходимо видеть, к какой деятельности он более предрасположен.
В ходе различных следственных, судебных действий необходимо учитывать свойства темперамента свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), чтобы наиболее продуктивно развивать с ними в нужном направлении диалог, лучше понимать причины психологического характера их поведения в процессе судопроизводства.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные типы темпераментов, дайте им краткую характеристику.
2. Каковы свойства темперамента?
3. Какова роль темперамента в формировании характера?
4. Как соотносятся темперамент, поведение и деятельность?
Основная литература:
1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник /В.В. Романов. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – С. 16-34.
Дополнительная литература:
1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.,1986 г.
2. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.,1979.
3. Русалов В.М. О взаимоотношении темперамента и эффетивности индивидуальной и совместной деятельности//Психологический журнал.1982. № 6.
АЙЗЕНК (Eysenck) Ганс Юрген (1916-1997) — немецко-английский психолог. После окончания средней школы эмигрировал из нацистской Германии. После года, проведенного во Франции, переехал в Англию, где изучал психологию в Лондонском университете. В 1940 г. получил докторскую степень. Во время Второй мировой войны работал психологом в психиатрическом госпитале. С 1946 г. преподавал психологию в Лондонском университете и одновременно был директором Института психиатрии при госпитале Мондсли в Лондоне. Он был также профессором-консультантом в различных университетах Соединенных Штатов. Основал журнал Personality and Individual Differences (1979) и многое сделал для создания Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID). Основные труды: «Измерение личности» (1947), «Научное изучение личности» (1952), «Структура человеческой личности» (1970), «Личность и индивидуальные различия» (1985), в соавторстве с сыном, Майклом Айзенком), «Проверьте ваш Щ» (1985).
КЕТТЕЛЛ (Cattell) Раймонд Бернард (1905-1998) — англо-американский психолог, автор структурнойтеории черт личности. Окончил Королевский колледж Лондонского университета. В 1929 г. получил докторскую степень в Лондонском университете. Затем, вплоть до своего переезда в Соединенные Штаты, работал директором психологической клиники в Англии (1932-1937). До 1945 г. работал в трех различных университетах США, в том числе в Гарварде. В 1945 г. перешел в Университет Иллинойса, где и проработал в течение почти тридцати лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 г. основал в Колорадо Институт по исследованию основ морали и самореализации. С1977 г. — профессор-консультант при Гавайском университете и почетный профессор в Иллинойсе. Основные труды: «Описание и измерениеличности» (1946), «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950), «Научный анализ личности» (1965), «Наследование личности и способностей» (1982).