Упражнение «Ассоциативное осознание проблем»
Закройте глаза, расслабьтесь и спросите себя: «Что я чувствую, когда общаюсь с людьми?» Подождите в течение 5-7 минут, прислушайтесь к ответу: что вы увидите, почувствуете или услышите? Пусть ответ придет в виде визуального, кинестетического или аудиального образа: какой-то картинки, ощущений в теле или голоса, фразы, мысли. Затем запишите возникшие ассоциации и проанализируйте их. Например, вот так:
1. «Иду по замку. Захожу в комнату, висит паутина, я ее отодвигаю, а там сокровища. Возникло ощущение, что я это уже где-то видела. Что я уже здесь ходила, когда-то давно. Сначала было хорошо, а потом стало грустно. Постепенно неприятные чувства усиливались. Наконец стало очень плохо: тревога, страх, напряжение... Дальше я ходила как бы по лабиринту, хотела найти путь - основу всех проблем. Все проявления - разные, но как бы грани одного. И я обнаружила, что я не могу понять, хорошая я или плохая. Кажется, что я недостаточно хороша для чего-то... Я поняла, что я боюсь мужчин. Знаю, что мужчины хорошие, а проблема во мне. Может быть, я недостаточно хороша для этого человека и поэтому выбираю кого похуже, т.е. то, что мне не надо. Я не могу общаться с человеком на равных, с теми, кого считаю лучше меня... Потом возникло слово, как будто написанное на плакате: «Помощь!» Я увидела окно, из которого лился желтый свет. Я шагнула туда в свет и пошла по дороге. Но появилось чувство, что я опять чего-то не увидела или пропустила, не заметила. Хотелось узнать, что там дальше, но образ пропал...» (Аня П., педагог, 25 лет.)
В этом примере мы видим, что Аня интуитивно догадывается, что какие-то скрытые силы в ней присутствуют, и поэтому хочет получить к ним доступ. Возникшая ассоциация помогает девушке сфокусироваться на самой болезненной для нее установке - неравноценности себя и других людей, ощущении неполноценности в отношениях с мужчинами и желании найти выход из этого лабиринта.
2. «Состояние напряжения, неуютности. Образ большого черного шара, липкого, неприятного, я к нему прикасаюсь и не могу отделаться. Вокруг все здорово, а я не могу оторваться, но я хочу это сделать... Хочу стать уверенной в себе, хочу найти силы не бояться сказать человеку то, что мне не нравится. Хочу стать спокойной в общении и не чувствовать себя ненужной. Хочу стать более смелой и чаще идти на риск - не упускать своих возможностей. Хочу научиться искать в людях не отрицательные стороны, а наоборот. Хочу воспринимать себя нормально: не критиковать и не сравнивать себя с другими: хуже - лучше. Я - это я. Если у меня что-то получается, это моя заслуга, а не случайность. Делать то, что нравится, а не то, что хотят другие. Иметь силу отстаивать свою точку зрения». (Инна Т., учительница, 28 лет.)
В этой ассоциации проявляется зависимость Инны от каких-то сильных, властных авторитетов. Дальнейшие комментарии показывают, что эта зависимость сопряжена с ощущением ненужности, собственной неполноценности, неконструктивной критикой в адрес других и состоянием заблокированности личностных ресурсов.
3. «Солнечное затмение, ощущение фатальности происходящего. Желание изменить, вырваться из этого. Но я не знаю, причем здесь это, почему мне плохо, не знаю, что болит. Хочется уйти от всех, остаться одной. Мутно...» (Лариса В., психолог, 31 год.)
В этой ассоциации - стремление к отчуждению и желание предотвратить, приостановить этот процесс.
Конечно, нам обычно кажется, что все это не про нас. И не случайно: социальные установки не осознаются человеком, действуют тайно. Ассоциации помогают «вытащить на свет» неосознанные императивы. В них, как в сновидениях, мы можем услышать язык нашего подсознания. А распознав скрытые силы, освободиться от их закрепощающего влияния. Убедитесь в этом сами: вернитесь к своей собственной ассоциации и беспристрастно проанализируйте ее. Найдите проявления своих неконструктивных социальных установок. Будьте честными с самими собой.
Неконструктивные социальные установки и отчуждение в отношениях имеют долгую историю. Давление со стороны правительства пережили наши прародители, жившие в условиях царского режима, бабушки и дедушки, пережившие революцию и гражданскую войну, родители, испытавшие массовые репрессии и гонения после фашистского плена. Сами мы испытывали давление в семьях и привыкли общаться с людьми с этой же «давящей» позиции.
Вместе с подавлением в нашем обществе живет и отвержение: супруги покидают друг друга, изменяют, не любят; родители отвергают детей, нуждающихся в любви и понимании; учителя в авторитарной школе отвергают неуспешных учеников и пр. И весь этот запутанный клубок болезненных противоречивых взаимоотношений, замешанных на любви и боли, преданности и предательстве, живет в человеке, по большей части неосознанно, и передается из поколения в поколение.
Человек, который ведет себя непродуктивным образом, продолжает делиться своим отчуждением с другими, повторяя несчастливую историю своих взаимоотношений, передавая своим детям склонность к конфликтам - в семье, на работе, всюду...
Проиллюстрируем, как в обстановке отчуждения и недоверия складывается устойчивая, характерная для нашего народа избегательная стратегия контакта, построенная на тенденции замкнуться в своем собственном пространстве, уйти, убежать.
История России: татаро-монгольское иго, крепостное право, царский режим, сталинские репрессии, война, коммунистические догмы - все это столетиями оказывало особое давление на русского человека и формировало неконструктивные социальные установки и склонность к отчуждению во взаимоотношениях, сплавляя ее с эмоциями страха, вины, стыда, обиды.