Правила речи в интересах адресата

Содержание речи не должно быть неприятно для адресата.

Правило учета языковых вкусов адресата. Метаязыковой комментарий

Правило учета языковой компетенции адресата.

Метатексты (как все знают; как известно; что означает; напомню, что…).

Правило некатегоричности.

Категоричность как фактор разрушения эффективной коммуникации.

· Меня просто шокирует ваше утверждение...

· Все как раз обстоит совсем наоборот...

· Вы совершенно заблуждаетесь...

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ КАТЕГОРИЧНОСТИ:
маскировка жанра
градуирование оценки
· использование средств категории вежливости
· прием авторского комментария  
· прием ложной неопределенности (использование неопределенных местоимений и прилагательных: несколько, кто-то, некоторый, отдельный).
· прием неуверенности автора в достоверности информации.
 
Языковые средства:
а) выражения на мой взгляд, мне кажется;
б) слова с гипотетичным значением: очевидно, вероятно, может быть, возможно, видимо.

Правила речи как рычаги речевого поведения

Тема 4. КАК ПРОВЕСТИ ВСТРЕЧУ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ

правила речи в интересах адресата - student2.ru Как подготовить встречу

Самый сложный и насыщенный общением этап предвыборной кампании — встречи кандидата с избирателями. Не существует «образцовой» предвыборной речи, которую можно было бы заучить в качестве эталона. К каждой ситуации и аудитории требуется особый подход. Важно понять общий алгоритм такого подхода и овладеть простейшими техниками общения.

На всех предвыборных встречах с избирателями кандидаты решают один и тот же набор задач, хотя и в разных соотношениях:

· сообщить о наиболее «ударных» моментах предвыборной программы;

· убедить проголосовать за кандидата или партию;

· закрепить нужный имидж.

Общение с избирателями должно укладываться в определенный регламент. Он задается форматом встречи и особенностями восприятия людьми речевой и визуальной информации. Чтобы не вызвать подсознательных реакций раздражения и отторжения, аудиторию нельзя утомлять и «передерживать». Исходя из этого правила встреча должна длиться не больше одного часа плюс-минус 15 минут. Соответственно само выступление оратора не может превышать 15-20 минут,чтобы у слушателей осталось достаточно времени для диалога и вопросов.

Предварительные действия для встречи требуют прежде всего подготовки текста выступления. Но, помимо этого, обязательны еще два момента:

· кандидат либо представитель партии должны быть «приведены в соответствие» с заявленным имиджем.

· аудитория должна быть подготовлена: различными способами привлечены слушатели, оформлен зал для встречи (размещена нагляд­ная агитация с символикой партии, приготовлены микрофоны, у людей должна быть возможность выпить воды).

правила речи в интересах адресата - student2.ru Речь перед избирателями

Чтобы добиться успеха у аудитории, нужно учитывать:

· отношение к выступающему — придется ли ему завоевывать аудиторию «по полной программе» или только закрепить уже имеющееся расположение слушателей;

· насколько близки избирателям вопросы, затронутые в речи выступающего;

· хорошо ли избиратели понимают цели партии и средства их достижения на момент выступления;

· легка ли подготовленная речь для восприятия;

· что именно аудитория ожидает от общения с выступающим.

Все это имеет значение как при подготовке базового текста, который станет основой для выступлений на всех встречах с избирателями, так и для текста, адаптированного к конкретной ситуации. Базовый текст включает основные агитационные тезисы кампании и представляет собой несколько речевых модулей. Эти модули должны иметь разные по продолжительности варианты звучания. Но сокращения в них делаются не за счет смысловой части, а за счет при­меров и речевых иллюстраций.

Самая распространенная, легкая и привычная для восприятия речь состоит из трех частей:

· вступления,

· основной части,

· заключения.

Этикет обязывает в начале речи поздороваться со слушателями и выразить им одобрение в связи с приходом. В конце речи — поблагодарить за внимание, интересные вопросы и ценные предложения, а затем попрощаться и пожелать удачи в делах, связанных с будущим выполнением кандидатом своих предвыборных обещаний.

Наши рекомендации