Психометрические характеристики теста

Конструктная валидностъ. Логика построения методики определялась теоретико-методологическим смыслом используемого понятия. Содержание измерений психологического пространства выделялось на протяжении более чем десяти лет нашей практической работы, а утверждения для опросника собирались в течение четырех лет; основанием для их включения была частота актуализации данной ситуации в психологической практике. В ходе практической работы обнаружилась различная частота жалоб, затрагивающих разные аспекты сохранности границ личности, поэтому количество пунктов, впоследствии отнесенных к тем или иным шкалам, также не совпадает. Эта картина сохранилась и после исключения утверждений со слабой силой различения. Естественно, что «вес» каждого утверждения неодинаков внутри как шкалы, так и опросника в целом, поэтому возникла необходимость нормализовать и перевести «сырые» баллы в стандартные единицы. Все пункты теста обсуждались с экспертами-психологами, имеющими богатую психотерапевтическую практику, и многократно редактировались.

Особенность опросника — содержание пунктов-утверждений, представляющих собой «единицы» суверенности психологического пространства, в качестве которых могут рассматриваться реакции субъекта в жизненных ситуациях «вызова» или внедрения. В качестве примера рассмотрим утверждение опросника № 69: «Меня раздражало, когда приходилось в детстве носить вещи старшей сестры или брата». Объективный смысл ситуации очевиден: ребенку предлагают надеть не свою вещь, тем самым потенциально ущемляя его. Это может вызывать у него переживание своей незначительности, подчиненности старшему по рангу — эти варианты отражаются в случае выбора респондентом ответа

«Да», соответствующего положению дел, при котором он, внутренне сопротивляясь, все же донашивает вещи старшего. Возможны и другие исходы: ребенок избегает носить чужое, потому что в семье есть материальный достаток, или он в семье единственный ребенок, или он носит вещи старшего с удовольствием. В этих случаях, конечно же, «удара» по границам психологического пространства респондент переживать не будет и выберет ответ «Нет», прибавляющий к показателю суверенности одну единицу.

Репрезентативность теста. Первоначальный вариант опросника включал в себя 100 утверждений, формулировка каждого из которых осуществлялась таким образом, чтобы соотношение положительных и отрицательных ответов приближалось к теоретическому, то есть составляло бы по 50%, что, однако, на практике достигается редко [36, 132, 40, 76, 152]. Исходя из этого, многие утверждения были отредактированы и смягчены. Мы приняли решение исключить те пункты, ответы на которые были бы одинаковыми более чем в 80% случаев, чтобы иметь возможность совершенствовать тест в дальнейшем (Таблица 2.3.1). Проанализировав соотношение ответов «Да» и «Нет» на выборке из 134 человек, 20 утверждений мы исключили из перечня как не дающие разброса ответов. Слабость этих пунктов объясняется недостаточной репрезентативностью обследуемой выборки, ограниченной по генерационному признаку (возможно, люди старшего возраста ответили бы иначе).

Таблица 2.3.1

Количество ответов «Да» на каждое утверждение теста
(n=134, в %)

№ пункта
«Да»
№ пункта
«Да»
№ пункта
«Да»
№ пункта
«Да»

Содержательная валидность. Для содержательной валидности теста использовался метод контрастных групп [108, 110]. В исследовании приняло участие 102 респондента: 43 ученика школы № 57 (21 девочка, 22 мальчика), 19 учеников школы № 130 (12 девочек, 7 мальчиков), 11 воспитанников детского дома № 17 (5 девочек, 6 мальчиков) и 29 подростков, находящихся в Центре временного содержания несовершеннолетних преступников (ЦВСНП) (8 девочек, 21 мальчик), средний возраст которых составил 14,9 года.

Мы предположили, что различия показателей СПП будут наибольшими в случае изучения подростков, испытывающих максимально дружелюбное или максимально формальное к себе отношение, то есть опирались на социальный признак. Группу подростков, предположительно обладающих высокой суверенностью, мы обследовали в московских школах №№ 57 и 130.

Школа № 57 — одна из старейших в Москве; она известна своими богатыми традициями, высококвалифицированным коллективом преподавателей, среди которых много выпускников МГУ, специалистов, ведущих активную научно-исследовательскую работу. В отличие от большинства других школ, в ней трудится значительное количество преподавателей-мужчин. В соответствии с индивидуальными склонностями учеников в ней можно выбрать специализацию по математике или предметам гуманитарного цикла. В школе преобладают интеллектуальные ценности.

Вторая подгруппа предположительно суверенных подростков была отобрана в школе № 130 района «Хорошево-Мневники», где в основном живут представители рабочих и смешанных профессий. Класс, в котором предполагалось вести опрос, по мнению педагогов, относится к обычным. В школе работает психолог, отметивший достаточный уровень самосознания подростков и их интерес в психологическим исследованиям.

Группа предположительно депривированных была набрана из числа воспитанников детского дома № 17 Западного округа Москвы и Центра временного содержания несовершеннолетних преступников. В детском доме работает квалифицированный, сензитивный к состоянию и потребностям детей педагогический коллектив. В детском доме проживают преимущественно дети родителей-алкоголиков, которые лишены родительских прав или уже умерли: таким образом, жизнь детей тоже была очень

Наши рекомендации