Возникновение и развитие психологии труда за рубежом

Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое. По мне­нию американского исследователя Ж. Кристенсена, поня­тие о взаимодействии человека и орудия столь же древнее, как и само человечество. В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходится взаимодействовать, можно зна­чительно повысить эффективность своей деятельности. На­пример, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы уси­лить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возмож­ностей человека в удобстве его использования.

Ж. Кристенсен выделяет два этапа развития знания о вза­имодействии человека и орудия (о человеческом факторе):

1. «Век ручных орудий»: исторически длительный пери­од с медленным накоплением примитивных знаний о взаи­модействии человека и простого орудия.

2. «Век машин»: переход к пониманию когнитивного ас­пекта взаимодействия человека и орудия труда. Этот отно­сительно короткий исторический период начинается с сере­дины XVIII в. и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразова­ний в развитии знания о человеке в труде.

Период «Промышленная революция», приходящийся на 1750—1870 гг., связан с появлением первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инже­нера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. В 1748 г. вышла по­лемическая книга Ж. Ламетри «Человек — машина», в кото­рой автор пытался рассмотреть человека по аналогии с уст­ройством машины. Человек чувствовал себя элементом внешней среды, которую необходимо было улучшать для удоб­ства работника.

Период «Энергетическая революция» охватывает прибли­зительно 1870—1945 гг. Широкое использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможнос­тях орудий труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудова­нию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизации трудовых действий. Его капитальным трудом, изданным в Америке в конце 19 века, были «Принципы научного управления». Он 30 лет посвятил разработке системы управления производством. Он предложил принципы научного управления предприятия, следуя которым, повысится производительность труда рабочих, снизится себестоимость продуктов труда, что приведет к их удешевлению тем самым увеличит покупательскую способность. Для достижения этих целей он предложил 4 принципа:

1) обобщение и классификация умений, навыков всех рабочих. Детальное изучение отдельных действий в каждом виде труда;

2) тщательный отбор рабочих на основе научно-установленных признаков, их обучение до первоклассных рабочих и устранение всех людей, которые не способны усвоить наилучшие методы;

3) «администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими, т.о. происходит сближение рабочих и администрации на основе помощи управления и выплаты ежедневных прибавок за скорую работу и точное выполнение задание»;

4) равное разделение труда и ответственности между рабочими и управлением.

Интересной оказалась идея о необходимости ведения периодических перерывов в течение рабочего дня на физических тяжелых работах.

В этот период возникает идея о «наилучшем пути», т. е. единственном оптимальном способе осуществления конкретной трудовой деятельности. Ак­цент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек — машина». Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о челове­ке в трудовом процессе.

Период «Интеллектуализация машин» начался в 1945 г., после окончания второй мировой войны. Научные достиже­ния в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компь­ютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудо­вую деятельность в целом и взаимодействие человека с ору­дием труда в частности. Основной тезис новейшего времени постулирует творческий аспект взаимодействия человека и орудия. Личностный и психологический уровни становятся центральными объектами внимания в трудовом процессе, ос­тро встает проблема безопасности производства, рассматри­ваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Эти стороны организации труда определяют основные тенден­ции развития знаний о трудовой деятельности в XXI в. Все это обуславливает необходимость глубокого развития специ­альной науки, занимающейся вопросами человеческого фак­тора в труде, какой и явилась психология труда.

Одновременно с системой Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности.

Собственно научное оформление первые исследования по­лучили в начале XX в.в. рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.). Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологичес­кие разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разрабатывал наиболее опти­мальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. Основателем психотех­ники является Г. Мюнстенберг (1863—1916). Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впос­ледствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, тео­рии управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергну­ты научному анализу в исследованиях именно этого учено­го. Г. Мюнстенберг заложил основы психотерапии и психо­гигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для ваго­новожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попы­тался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстенберга в области изуче­ния трудовой деятельности были обобщены в первой моно­графии о психологии труда, называвшейся «Основы психо­техники» и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнстенберг подробно обосновал три основные проблемы, которыми дол­жна заниматься психотехника:

• профессиональный подбор (« выбор подходящих людей »);

• анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;

• изучение психологических качеств личности, активизи­рованных в труде.

Еще в годы первой мировой войны в США была принята развернутая программа по про­фессиональному отбору «Армейские тесты альфа и бэта», в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные армейские профессии. Особую известность по­лучил знаменитый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Мэйо Элтон в 1927—1932 гг. изучал влияние раз­личных факторов организации трудовой деятельности на по­вышение производительности труда на промышленном пред­приятии «Вестерн Электрик Компани» (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организа­ции труда, заработной плате, межличностных отношениях. Элтон Мэйо показал особую роль человеческого и группово­го факторов в трудовой деятельности и развил основы соци-ального менеджмента. В основе концепции Элтона Мэйо лежат сле­дующие принципы:

• человек представляет собой социальное животное, ори­ентированное и включенное в рамки групповых взаимоот­ношений;

• жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его сво­бодой;

• руководители промышленности должны ориентировать­ся в большей степени на людей, чем на продукцию.

Наконец, в 1947 г. была подготовлена «Психологическая программа по военной авиации», посвященная профессио­нальному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и ин­дустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учеб­ник «Индустриальная психология», первый в ряду методо­логических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занима­лись проблемами, связанными с изучением трудовой дея­тельности. В 1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из кото­рых занималась прикладными исследованиями в военной сфере.

Европейская психология в исследовании трудовой дея­тельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области.

Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Евро­пе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой дея­тельности перешло к США. Американская научная литера­тура до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.

Вторая половина XX в. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой де­ятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредотачивается в области изучения личности работника в системе организации. Формируется новое направление — организационная психология, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Психология труда, в основном, занимается частными вопро­сами организации трудового процесса, особенностями инди­вида, эргономическими аспектами труда; организационная психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.

Наши рекомендации