Возникновение и развитие психологии труда за рубежом
Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое. По мнению американского исследователя Ж. Кристенсена, понятие о взаимодействии человека и орудия столь же древнее, как и само человечество. В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходится взаимодействовать, можно значительно повысить эффективность своей деятельности. Например, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы усилить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возможностей человека в удобстве его использования.
Ж. Кристенсен выделяет два этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе):
1. «Век ручных орудий»: исторически длительный период с медленным накоплением примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия.
2. «Век машин»: переход к пониманию когнитивного аспекта взаимодействия человека и орудия труда. Этот относительно короткий исторический период начинается с середины XVIII в. и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразований в развитии знания о человеке в труде.
Период «Промышленная революция», приходящийся на 1750—1870 гг., связан с появлением первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инженера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. В 1748 г. вышла полемическая книга Ж. Ламетри «Человек — машина», в которой автор пытался рассмотреть человека по аналогии с устройством машины. Человек чувствовал себя элементом внешней среды, которую необходимо было улучшать для удобства работника.
Период «Энергетическая революция» охватывает приблизительно 1870—1945 гг. Широкое использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможностях орудий труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизации трудовых действий. Его капитальным трудом, изданным в Америке в конце 19 века, были «Принципы научного управления». Он 30 лет посвятил разработке системы управления производством. Он предложил принципы научного управления предприятия, следуя которым, повысится производительность труда рабочих, снизится себестоимость продуктов труда, что приведет к их удешевлению тем самым увеличит покупательскую способность. Для достижения этих целей он предложил 4 принципа:
1) обобщение и классификация умений, навыков всех рабочих. Детальное изучение отдельных действий в каждом виде труда;
2) тщательный отбор рабочих на основе научно-установленных признаков, их обучение до первоклассных рабочих и устранение всех людей, которые не способны усвоить наилучшие методы;
3) «администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими, т.о. происходит сближение рабочих и администрации на основе помощи управления и выплаты ежедневных прибавок за скорую работу и точное выполнение задание»;
4) равное разделение труда и ответственности между рабочими и управлением.
Интересной оказалась идея о необходимости ведения периодических перерывов в течение рабочего дня на физических тяжелых работах.
В этот период возникает идея о «наилучшем пути», т. е. единственном оптимальном способе осуществления конкретной трудовой деятельности. Акцент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек — машина». Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.
Период «Интеллектуализация машин» начался в 1945 г., после окончания второй мировой войны. Научные достижения в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудовую деятельность в целом и взаимодействие человека с орудием труда в частности. Основной тезис новейшего времени постулирует творческий аспект взаимодействия человека и орудия. Личностный и психологический уровни становятся центральными объектами внимания в трудовом процессе, остро встает проблема безопасности производства, рассматриваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Эти стороны организации труда определяют основные тенденции развития знаний о трудовой деятельности в XXI в. Все это обуславливает необходимость глубокого развития специальной науки, занимающейся вопросами человеческого фактора в труде, какой и явилась психология труда.
Одновременно с системой Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности.
Собственно научное оформление первые исследования получили в начале XX в.в. рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.). Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разрабатывал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863—1916). Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впоследствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу в исследованиях именно этого ученого. Г. Мюнстенберг заложил основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстенберга в области изучения трудовой деятельности были обобщены в первой монографии о психологии труда, называвшейся «Основы психотехники» и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнстенберг подробно обосновал три основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:
• профессиональный подбор (« выбор подходящих людей »);
• анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;
• изучение психологических качеств личности, активизированных в труде.
Еще в годы первой мировой войны в США была принята развернутая программа по профессиональному отбору «Армейские тесты альфа и бэта», в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные армейские профессии. Особую известность получил знаменитый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Мэйо Элтон в 1927—1932 гг. изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии «Вестерн Электрик Компани» (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Элтон Мэйо показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы соци-ального менеджмента. В основе концепции Элтона Мэйо лежат следующие принципы:
• человек представляет собой социальное животное, ориентированное и включенное в рамки групповых взаимоотношений;
• жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
• руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
Наконец, в 1947 г. была подготовлена «Психологическая программа по военной авиации», посвященная профессиональному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.
В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник «Индустриальная психология», первый в ряду методологических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занимались проблемами, связанными с изучением трудовой деятельности. В 1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из которых занималась прикладными исследованиями в военной сфере.
Европейская психология в исследовании трудовой деятельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области.
Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Европе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.
Вторая половина XX в. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой деятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредотачивается в области изучения личности работника в системе организации. Формируется новое направление — организационная психология, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Психология труда, в основном, занимается частными вопросами организации трудового процесса, особенностями индивида, эргономическими аспектами труда; организационная психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.