Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Различают открытые и латентные способы преодоления внутриличностных конфликтов.

Открытые способы предполагают:

1) принятие решения личностью по поводу выбора альтернатив;

2) прекращение колебаний и сомнений;

3) сосредоточение на решении проблемы.

Скрытые (латентные) способы разрешения конфликтов состоят в следующем:

1) истерия, страдания;

2) сублимация – перевод психической энергии в другую область;

3) компенсация – это замена утраченного путём обретения других целей и результатов;

4) номадизм – изменение места работы, места жительства, семейного положения;

5) рационализм – т. е. самооправдание;

6) идеализация – отрыв от действительности;

7) регрессия – это подавление, чувств, желаний, обращение к примитивным формам поведения и мышления;

8) эйфория – показное веселье, радость;

9) проекция – неосознанное отождествление, перенесение собственных ощущений на других;

10) идентификация – бессознательное отождествление себя с другими;

11) дифференциация – это мысленное «разделение» оппонента.

Знание психологических проблем возникновения и преодоления внутриличностных конфликтов – это обязательное условие изучение, анализа межличностных и межгрупповых конфликтов, их регулирования и разрешения, а также приобретение навыков нормального общения.

ТЕМА: Личностные особенности участников конфликта

К характеристикам определяющим поведение личности в конфликте относятся:

1) природные свойства личности, её индивидуальные психологические свойства;

2) система потребностей, мотивов и интересов;

3) внутреннее представление личности о себе, её «Я - концепция».

Природные свойства – это то, что заложено в человеке от рождения, и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамических свойств как активность и эмоциональность.

Крайними выражениями активности является большая энергия, стремительность движений, быстрота речи. А с другой стороны вялость, пассивность в том числе речи и жестикуляции.

Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости человека, динамики его чувств и эмоций, характеризующих отношение к внешнему миру.

По Юнгу особенности человека, вытекающие из его интереса к окружающему миру, можно разделить на:

ü экстраверсия – он сосредотачивает свои интересы на внешнем мире, иногда принижая личную значимость.

Экстравертам свойственна общительность, жизнерадостность, быстрая социальная адоптация.

ü интраверсия – фиксация внимания личности на своих собственных интересах, на своём внутреннем мире.

Интроверты считают свои интересы самыми важными. Они не общительны, социально пассивны и у них затруднена социальная адаптация.

Сочетание интроверсии и экстраверсии с эмоциональными характеристиками определяют темперамент личности.

Темперамент личности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующую её динамическую и эмоциональную стороны её деятельности, а также поведение, включая такие особенности как интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний индивидов.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов - student2.ru

ХОЛЕРИК – характеризуется бурной реакцией, открытостью, резкой сменой настроений, выраженная рациональность.

МЕЛАНХОЛИК – лёгкая ранимость, необщительность, глубоко переживает даже незначительные события.

ФЛЕГМАТИК – медлителен, устойчивый, замкнутый, слабое внешнее выражение эмоций, логичность суждений.

САНГВИНИК – подвижен, склонен к смене впечатлений, отзывчив, общителен.

На основе классификации Юнга была разработана или технология Бригс – Маерс. В основу данной типизации положены 4 принципа:

1) откуда человек черпает энергию:

а) из внешнего мира (Е);

б) из внутри себя (I);

2) как он собирает информацию о мире:

а) последовательно опираясь на факты (сенсорный тип), (S);

б) произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип), (N);

3) как он принимает решение:

а) объективно и беспристрастно (мыслительный тип), (T);

б) субъективно, под влиянием эмоций (эмоциональный тип), (F);

4) как человек строит своё поведение:

а) принимает решение и планы, которые затем выполняются (рассудочный тип), (J);

б) действует импульсивно, изменяя свой образ жизни в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип), (P).

ИНДИКАТОРБРИГС – МАЕРС.

Е – экстравертный I – интровертный

S – сенсорный N – интуитивный

T – мыслительный F – эмоциональный

J – рассудительный P – восприимчивый

NT – интуитивно – мыслительный;

NF – интуитивно – эмоциональный;

SJ – сенсорно – рассудительный;

SP – сенсорно – восприимчивый.

Представители NT не терпят недоверия к своим идеям, им не нравится рутинная работа. У него вызывают раздражение люди, которым необходимо повторять несколько раз сказанное. Но с другой стороны представители этого типа могут устраивать тем, что не просят помощи, не благодарят других за их роботу, считая, что это их обязанность, не дают детальных инструкций, многих не устраивает их склонность к усложнению, игнорированию межличностых отношений на роботе.

NF не выносят когда их не замечают. Их раздражает нечувствительность других, они сами могут раздражать других своей повышенной потребностью в похвале и признательности, обидчивостью, склонностью перехвалить других, подчёркиванию важности личных взаимоотношений на работе. Они не дают негативной обратной связи, мешают возможности получать объективную информацию. Обычно они нейтральны в конфликте.

Особенности личности порождает такое понятие как конфликтная личность.

Определение конфликтная личность означает повышенную готовность личности к конфликтам.

Конфликтные личности – это так называемые трудные люди, общение с которыми чревато конфликтом.

Обычно это грубые и агрессивные люди. Для выбора адекватного поведения с ними необходимо учитывать различия между типами этих людей:

1) грубиян – танк: идут на пролом - необходимо уклоняться от общения или же привлечь внимание;

2) грубиян – крикун: безопасный тип – нужно переждать излитие его эмоций;

3) всезнайка: люди, которые постоянно перебивают вас, демонстрируют свою компетентность и значимость. Такому человеку необходимо дать понять, что вы его уважаете и считаетесь с ним;

4) пассивно – агрессивный: он не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счёт других. В данном случае следует задавать вопросы «в лоб»;

5) сверхпокладистый – много обесчают, но мало делают;

6) жалобщики;

7) максималисты;

8) молчуны;

9) невинные лгуны;

10) ложные альтруисты.

Обобщение опыта позволяет выделить ряд приёмов, которые эффективно помогают преодолевать затруднения в общении со многими трудными людьми:

1) установить контакт;

2) определить тип трудного человека;

3) сохранить нейтралитет и спокойствие;

4) выявите систему аргументации своего оппонента и осуществите проверку их реалистичности;

5) используйте такие приёмы общения, которые дают выход эмоциям;

6) создавайте совместное поле деятельности, расширяйте совместный подход к нему и используйте его для соглашений.

ВТОРАЯ ГРУППА ФАКТОРОВ, влияющих на личностное поведение индивидуума, является система потребностей, мотивов, интересов и ценностей.

Потребность – это осознание отсутствия чего – либо, вызывающее у человека побуждение к действию. Потребностей у человека очень много. Их классификация достаточно разнообразна, но наиболее известная классификация потребностей, объясняющих поведение личности, разработал Маслоу, в соответствии с которой высшие потребности могут направлять поведение человека лишь в той мере, в которой удовлетворены его более низшие потребности. Всё множество потребностей определяет источник – мотив деятельности личности и во многом определяет его поведение.

Мотив – это внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённых потребностей, система внутренних и внешних условий вызывающая активность личности.

Мотив является основанием и целью поступка личности.

Интерес - форма проявления познавательной потребности личности, направляемой на тот или иной предмет.

Выделяют непосредственный интерес, т. е. интерес к объекту вызываемый его привлекательностью для личности, и опосредованный, как способ достижения поставленных целей. Определение интересов, затронутых в конфликте, является чрезвычайно важным и сложным, но необходимым процессом для анализа всех составляющих конфликта и его управления.

Анализ самых разнообразных конфликтов свидетельствует о том, что какие бы конкретные причины не лежали в основе поведения противоборствующих сторон, в конечном счете, они отражают их интересы, которые оказываются в условиях конфликта несовместимыми или противоположными.

Ценности представляют собой обобщённые представления людей о относительно целей и норм своего поведения.

В ценностях воплащается исторический опыт и культура отдельных групп, т. е. они служат своеобразным ориентиром, с которым люди соотносят свои действия, поскольку конфликт часто связан с убеждениями, верой или моральными ценностями. Т. е. их признание предполагает, что у человека разработана своя система ценностей. Заимствованные убеждения , но не являющиеся составной частью «Я», не обладают достаточной силой, чтобы вызвать конфликты или служить критериями при выборе или принятии решения.

Ценности являются относительно общими и стабильными характеристиками людей, меняются от воздействия экономических, социальных и других факторов, и направляют своих носителей к определённым целям.

ТРЕТЬЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ, определяющей поведение личности в конфликте - является внутреннее представление личности о себе, т. е. «Я - концепция».

Суть понятия состоит в том, что каждый человек осознаёт свою индивидуальность, неповторимость своего «Я» и представляет своё «Я» в настоящем, прошлом и будущем. Человек стремиться установить и постоянно поддерживать определённый набор свойств, характеризующих его сущность. В соответствии с этим набором, он строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и даёт оценку другим людям.

 
  Способы разрешения внутриличностных конфликтов - student2.ru

«Я – реальное» - это «я» в настоящем, отражает меру принятия себя в настоящем, степень самоуважения или неуважения к себе.

«Я - идеальное» - это то, что человек хотел бы видеть в себе. «Я - идеальное» может подменять «Я – реальное», тогда когда человек живёт иллюзией самолюбования, самовлюблённости. Общаться с ним чрезвычайно трудно.

«Я - конструктивное» - это наше виденье своего будущего, т. е. оно трансформирует «Я - идеальное» в цель деятельности.

Каждая из этих «Я» включает несколько составляющих (см. схему).

«Я - эмоциональное» и «Я – умственное» - характеризует насколько мы способны, развиты и. т .д.

«Я - социальное» - это наш социальный статус, это отношение к себе с точки зрения своего места в социальных отношениях.

Формы поведения личности для самозащиты от внешнего и агрессивного, по его мнению, воздействия, которое и формирует субъективные причины конфликтов (агрессия, проекция, идеализация, отрицание, дискредитация, идентификация, конверсия).

Схема формирования субъективных причин конфликта приведено на рисунке:

Способы разрешения внутриличностных конфликтов - student2.ru

Кроме этого к причинам конфликтов, связанным с психологическими особенностями личности, так называемые конфликтные модели (паттерны) в традиционной психологии.

По этой теории в структуре человеческой личности присутствует 3-и составляющие:

1) дитя (ребёнок) – сосредоточение энергии, жизнерадостности, яркой эмоциональности, спонтанной и творческой натуры. Недостатки: ранимы, недостаток самоконтроля;

2) родитель – обладает набором жизненных правил, оценок, желанием и способностью опекать, учить, наказывать, поощрять. В основном, предсказуем и стремиться к власти;

3) взрослый – ориентирован на реальность, рационален, адекватен, руководствуется понятием целесообразности и выгоды.

У каждого человека в процессе общения актуализируется та или иная часть в зависимости от состояния его участников.

Возникновение конфликта связано с тем, что в процессе общения у людей вступает во взаимодействие несоответствующие друг другу части их личности.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов - student2.ru Пример:

Сотрудник: Мне не удалось договориться с поставщиками о переносе встречи.

Руководитель: Я так и знал, что на вас нельзя положиться всё приходится делать самому.

Возможны самые разные варианты, которые ведут к обострению отношений и к взаимному непониманию. Для того, чтобы разрешить конфликт необходимо найти адресата и дать соответствующие указания.

Как факторы конфликта можно выделить ещё целый ряд поведенческих моделей:

1) гендерные (половые);

2) возрастные;

3) и др.

Наши рекомендации