Процесс психодиагностического исследования

1) принцип научной обоснованности (отражает квалификацию

1) тестирование должно проводиться при участии профессио

1. Психодиагност несет ответственность за достоверность

10) особая ответственность ложится на психолога при проведении

16.11.97 № 144%ФЗ; от 10.07.02), «О психиатрический помощи и

1977 г.). Кроме того, в отдельных случаях нарушение этических и

2) принцип обеспечения суверенных прав личности (обман и

2) человека нельзя подвергать психологическому обследованию

2. Психодиагност несет ответственность за разглашение

3) перед проведением психологического тестирования человека

3) принцип объективности выводов (обеспечивает беспристраст

3. Психодиагност несет ответственность в случае нанесения

4) любой человек, если это не оговорено законом, имеет право

4) принцип конкретности и эффективности предлагаемых реко

4. Психодиагност обязан в своей деятельности использовать

5) испытуемый должен быть информирован о целях тестирования

5) принцип конфиденциальности (информация может быть пре

6) при тестировании несовершеннолетних детей их родители или

6) принцип профессиональной тайны (отражает требование не

7) психолог%диагност должен обеспечить конфиденциальность

8) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам,

9) отдельными хорошо теоретически и психометрически обосно%

I, в редакции от 25.06.02 г.), «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120%ФЗ

В настоящее время официально Этического кодекса психолога в

ваний, соблюдение которых указывает на общую культуру психолога,

вания рекомендации даже потенциально не должны вредить клиенту);

ванными методиками могут воспользоваться не только практические

вают и некоторые стороны деятельности психолога. Прежде всего, это

венность за соблюдение всех требований профессиональной тайны.

ветственность.

вред как самому клиенту, так и другим людям; если психодиагносту

вующих тестовых методик психологом%диагностом. Любой пользова%

выборе психодиагностических и психокоррекционных методик, в сво%

гарантиях прав граждан при ее оказании» (от 2 июля 1992 г. № 3185%

го, психодиагност не должен в своей деятельности использовать мето%

декабря 1975 года, утверждена Верховным Советом СССР в

диагностического исследования является обязательным компонентом

дики и/или программные продукты, на использование которых необ%

доставлена только тем, для кого она предназначена и кто имеет право

дует предварительно ознакомиться с опытом применения соответст%

дующем его участии в качестве консультанта, прошедшего курс спе%

его моральные и этические принципы. Отдельные этические вопросы

его основополагающие права, определяемые Всемирной декларацией

жения достоинств и неприкосновенности личности ребенка, защищает

жены в Гражданском и Семейном кодексах РФ, Конвенции о правах

законодательством Российской Федерации. Исключения состав%

законы: «Об образовании» (№ 12%ФЗ от 13.01.96, с изменениями: от

заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования;

зания помощи клиенту. Особо следует отметить, что даже в этих слу%

зволяют работать с ними. Если психодиагност сомневается в ва%

знать результаты своего тестирования;

зывает сомнений, а его квалификация и юридический статус по-

и квалификации психодиагноста

и способах использования его результатов;

иные способы получения психодиагностической информации недопус%

их выводах и рекомендациях. Он строит свою работу на основе ува%

их предъявления клиенту (испытуемому).

к проведению психодиагностических исследований

клиент находится в больнице, и данная информация способна оказать

когда разглашение информации является единственным способом ока%

конфиденциальной информации, кроме случаев, предусмотренных

которую сам не осознает;

которых явным образом способно причинить вред клиенту.

лидности и надежности методики, он обязан проверить их. Кроме то%

литического направления), интерпретации полученных результатов и

ляют: решения судов; требования родителей или лиц, несущих ответ%

мендаций (даваемые по результатам психодиагностического исследо%

ми секрет той или иной психодиагностической методики;

может выдать такую информацию о себе, о своих мыслях и чувствах,

Морально%этические правила (по А. В. Батаршеву):

морального вреда клиенту. Речь идет о возможном некорректном

моральных норм влечет за собой административную и уголовную от%

на ее получение);

на кажущуюся «отдаленность» от психологии, тем не менее, затраги%

нального психолога – специалиста по психодиагностике или после%

не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструк%

Некоторые аспекты, регулирующие деятельность психологов, отра%

необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно

неэтичному применению психодиагностических методик;

ность.

ный подход к исследованию и личности испытуемого);

общие этические правила проведения психодиагностических исследо%

оговорены в ряде законов Российской Федерации, которые, несмотря

основе «личного доверия»;

от 24. 06. 99 с изменениями: от 13.01.01; от 07.07.03; от 29.06.04).

подготовки специалиста в области психологии. Перечислим основные этические требования, предъявляемые к

помощь в лечении); когда сокрытие информации способно причинить

применении психодиагностических методик (особенно это касается

проективных методик, разработанных, например, в рамках психоана%

против его воли или обманным путем;

психодиагноста, качество психодиагностических методик, непредвзя%

психодиагностической и психокоррекционной работы в школе. Рабо%

психодиагностической информации, полученной от испытуемого на

психодиагносту.

Психолог же уполномочен лично препятствовать некорректному и

психологи, но и учителя, врачи, социологи и др. В этом случае им сле%

психологического диагноза. Нарушение данного требования в ряде

разглашения содержания психодиагностических методик и результа%

ратифицирована Верховным Советом РСФСР в 1990 г.), Деклара%

ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

России не существует. Точнее, он существует в нескольких редакци%

С учетом сказанного, знание этических норм проведения психо%

ского исследования:

случаев влечет за собой административную и уголовную ответствен%

составленного им психологического заключения и поставленного

специалиста);

становится известно о совершенном или совершаемом преступлении;

ственность (опекунов, попечителей) за испытуемого, врачей (когда

тая с детьми, психолог должен быть осмотрительным и осторожным в

тель тестовой методики автоматически должен взять на себя ответст%

тивные материалы, не раскрывает перед потенциальными испытуемы%

тимы в работе профессионала и указывают на низкую квалификацию

тов их применения).

только те методики, валидность и надежность которых не вы-

тость психодиагноста);

ходимо получить соответствующее разрешение и оно не получено.

циальной подготовки и процедуру аттестации;

ции о правах инвалидов (принята Генеральной ассамблеей ООН 9

чаях психолог имеет право скрыть некоторые сведения, разглашение

Этические и моральные принципы проведения психодиагностиче%

Этические принципы и требования

ях, ни одна из которых не утверждена. Тем не менее, имеются некие

прав человека.

Наши рекомендации