Проведение исследования

Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, напри­мер "хороший—плохой", а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них — школьнику или дошкольнику?»

Или — второй вариант игры. Попросите разложить заранее заготовленные карточки снаписанными на них словами: одну карточку ребенок, по желанию, может положить в ранец (портфель, сумку), другую — в коробку с игрушками.

Прилагательные-антонимы

большой — маленький взрослый — детский веселый — грустный быстрый — медленный чистый — грязный сладкий — горький гладкий — колючий больной — здоровый теплый — холодный активный — пассивный добрый — злой смелый — трусливый бодрый — усталый сильный — слабый светлый — темный

Выводы

Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобла­дающему количеству карточек с прилагательными, имеющими положительную эмоциональ­ную окраску, которые ребенок относит к школьной жизни, т. е. положил в ранец.

Методика «Представь себе...»

Для оценки направленности ребенка

На процесс обучения в школе

Проведение исследования

Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов "представь себе", а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История первая

Представь себе, что тебе скажут: «Ты еще очень маленький, и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь». Что ты ответишь?

История вторая

Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал зани­маться? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?

История третья

Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, пи­сать, считать, а в другой школе — уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?

История четвертая

Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет — можно разго­варивать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?

История пятая

Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?

История шестая

Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учи­тельница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо пятерки шоколадку. Что ты выберешь — шоколадку или пятерку?

Выводы

Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

1) отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома;

2) направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;

3) отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;

4) предпочтение школы с определенными правилами;

5) ориентация на обучение в группе, классе;

6) выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотива­ции ребенка к обучению 8 школе.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным редметам»

Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественно­го анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Инструкция

Необходимо выполнить нижеследующие указания.

I- Назови из всех изучаемых в шкоде предметов твои самые:

а) любимые_

б) нелюбимые.

II. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недо­стающие.

№п/п Люблю предмет, потому что Не люблю предмет, потому что
данный предмет интересен данный предмет неинтересен
нравится, как преподает учитель не нравится, как преподает учитель
предмет нужно знать всем предмет не нужно знать всем
предмет нужен для будущей работы предмет не нужен для будущей работы
предмет легко усваивается предмет трудно усваивается
предмет заставляет думать предмет не заставляет думать
предмет считается выгодным предмет не считается выгодным
требует наблюдательности, сообрази­тельности не требует наблюдательности, сообрази­тельности
предмет требует терпения предмет не требует терпения
предмет занимательный предмет не занимательный
товарищи интересуются этим предметом товарищи не интересуются этим предметом
интересны отдельные факты интересны только отдельные факты
родители считают этот предмет важным родители не считают этот предмет важным
у меня хорошие отношения с учителем у меня плохие отношения с учителем
учитель часто хвалит учитель редко хвалит
учитель интересно объясняет учитель неинтересно объясняет
получаю удовольствие при его изучении не получаю удовольствие при его изучении
знания по предмету необходимы для поступления в институт знания по предмету не играют существен­ной роли при поступлении в институт
предмет способствует развитию общей культуры предмет не способствует развитию общей культуры
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире
просто интересно просто неинтересно

III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопро­су ответ и допиши недостающий.

1. Это мой долг.

2. Хочу быть грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу получить полные и глубокие знания.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся, и я — тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтобы похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться.

Наши рекомендации