Проведение исследования
Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например "хороший—плохой", а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них — школьнику или дошкольнику?»
Или — второй вариант игры. Попросите разложить заранее заготовленные карточки снаписанными на них словами: одну карточку ребенок, по желанию, может положить в ранец (портфель, сумку), другую — в коробку с игрушками.
Прилагательные-антонимы
большой — маленький взрослый — детский веселый — грустный быстрый — медленный чистый — грязный сладкий — горький гладкий — колючий больной — здоровый теплый — холодный активный — пассивный добрый — злой смелый — трусливый бодрый — усталый сильный — слабый светлый — темный
Выводы
Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобладающему количеству карточек с прилагательными, имеющими положительную эмоциональную окраску, которые ребенок относит к школьной жизни, т. е. положил в ранец.
Методика «Представь себе...»
Для оценки направленности ребенка
На процесс обучения в школе
Проведение исследования
Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов "представь себе", а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История первая
Представь себе, что тебе скажут: «Ты еще очень маленький, и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь». Что ты ответишь?
История вторая
Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История третья
Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе — уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?
История четвертая
Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет — можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?
История пятая
Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?
История шестая
Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо пятерки шоколадку. Что ты выберешь — шоколадку или пятерку?
Выводы
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
1) отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома;
2) направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;
3) отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
4) предпочтение школы с определенными правилами;
5) ориентация на обучение в группе, классе;
6) выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению 8 школе.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным редметам»
Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Инструкция
Необходимо выполнить нижеследующие указания.
I- Назови из всех изучаемых в шкоде предметов твои самые:
а) любимые_
б) нелюбимые.
II. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
№п/п | Люблю предмет, потому что | Не люблю предмет, потому что |
данный предмет интересен | данный предмет неинтересен | |
нравится, как преподает учитель | не нравится, как преподает учитель | |
предмет нужно знать всем | предмет не нужно знать всем | |
предмет нужен для будущей работы | предмет не нужен для будущей работы | |
предмет легко усваивается | предмет трудно усваивается | |
предмет заставляет думать | предмет не заставляет думать | |
предмет считается выгодным | предмет не считается выгодным | |
требует наблюдательности, сообразительности | не требует наблюдательности, сообразительности | |
предмет требует терпения | предмет не требует терпения | |
предмет занимательный | предмет не занимательный | |
товарищи интересуются этим предметом | товарищи не интересуются этим предметом | |
интересны отдельные факты | интересны только отдельные факты | |
родители считают этот предмет важным | родители не считают этот предмет важным | |
у меня хорошие отношения с учителем | у меня плохие отношения с учителем | |
учитель часто хвалит | учитель редко хвалит | |
учитель интересно объясняет | учитель неинтересно объясняет | |
получаю удовольствие при его изучении | не получаю удовольствие при его изучении | |
знания по предмету необходимы для поступления в институт | знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт | |
предмет способствует развитию общей культуры | предмет не способствует развитию общей культуры | |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире | предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире | |
просто интересно | просто неинтересно |
III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу быть грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу получить полные и глубокие знания.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся, и я — тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтобы похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.