Мотивация учебной деятельности

СРС. Из кн.: Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев, 1998,с.171-180.

Лабораторная работа № 8.

Эмоционально – волевая сфера личности

Цель: определить уровень развития волевых качеств личности и уровень тревожности.

Основные понятия:

Эмоции – реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которая имеет ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства – отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Виды эмоций (фундаментальные):

а) радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

б) удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее состояние;

в) страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

г) гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающая в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути к удовлетворению исключительно важной для субъекта потребности;

д) отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с какими – либо установками субъекта;

е) презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства;

ж) страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной ли воображаемой опасности;

з) стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Аффект – кратковременное эмоциональное переживание, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Сопровождается заторможенностью сознательной деятельности вплоть до нарушения контроля за своим поведением и деятельностью.

Апатия – безразличие, невосприимчивость, проявление интереса или реакций на какую-либо ситуацию в меньшей степени, чем обычно.

Депрессия – настроение, характеризуемое ощущением неадекватности, чувством отчаяния, уменьшением активности или реактивности, пессимизма, печалью и связанными с этим симптомами.

Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное состояние, которое выражается в сосредоточенности сил и помыслов. Силы направлены на цель.

Стресс – форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной ситуации, и требующая от человека мобилизации физических, психических и духовных сил.

Настроение – устойчивые эмоциональные состояния, которые относительно слабо выражены, они предают эмоциональную окраску всему поведению человека.

Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленной цели.

Инициативность – умение работать творчески, предпринимая поступки и действия по собственному почину.

Выраженность – любая анатомическая, мышечная, физиологическая, поведенческая реакция, которая сопровождает испытываемую эмоцию и представляет собой способ выражения этой эмоции.

Выдержка – умение затормозить чувства, действия, мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Воля – психический процесс сознательного регулирования поведения и деятельности человека, связанная с преодолением внешних и внутренних трудностей.

Основные функции эмоций.

1. Функция оценки – позволяет оценивать и выражать значимость предметов и ситуаций, необходимых для достижения цели и удовлетворения потребностей.

2. Функция побуждения – при наличии позитивной или негативной оценки действия человека могут быть направлены либо на овладение и присвоение требуемого, либо на прекращение действий, либо на коррекцию действий.

3. Функция активации – позволяет обеспечивать оптимальный уровень деятельности нервной системы и ее структур.

4. Функция регуляции – влияет на направление и осуществление деятельности человека, позволяет регулировать отношение

Волевые свойства личности.

1. Целеустремленность

2. Настойчивость-умение человека мобилизировать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

3. Выдержка

4. Решительность-умение понимать и претворять в жизнь быстрые и обоснованные, твердые решения.

5. Инициативность

6. Самостоятельность

7. Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.

8. Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.

9. Смелость-

Наши рекомендации