Мотивация учебной деятельности
СРС. Из кн.: Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев, 1998,с.171-180.
Лабораторная работа № 8.
Эмоционально – волевая сфера личности
Цель: определить уровень развития волевых качеств личности и уровень тревожности.
Основные понятия:
Эмоции – реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которая имеет ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства – отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
Виды эмоций (фундаментальные):
а) радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;
б) удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее состояние;
в) страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
г) гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающая в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути к удовлетворению исключительно важной для субъекта потребности;
д) отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с какими – либо установками субъекта;
е) презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства;
ж) страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной ли воображаемой опасности;
з) стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Аффект – кратковременное эмоциональное переживание, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Сопровождается заторможенностью сознательной деятельности вплоть до нарушения контроля за своим поведением и деятельностью.
Апатия – безразличие, невосприимчивость, проявление интереса или реакций на какую-либо ситуацию в меньшей степени, чем обычно.
Депрессия – настроение, характеризуемое ощущением неадекватности, чувством отчаяния, уменьшением активности или реактивности, пессимизма, печалью и связанными с этим симптомами.
Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное состояние, которое выражается в сосредоточенности сил и помыслов. Силы направлены на цель.
Стресс – форма эмоционального переживания, возникающая в экстремальной ситуации, и требующая от человека мобилизации физических, психических и духовных сил.
Настроение – устойчивые эмоциональные состояния, которые относительно слабо выражены, они предают эмоциональную окраску всему поведению человека.
Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленной цели.
Инициативность – умение работать творчески, предпринимая поступки и действия по собственному почину.
Выраженность – любая анатомическая, мышечная, физиологическая, поведенческая реакция, которая сопровождает испытываемую эмоцию и представляет собой способ выражения этой эмоции.
Выдержка – умение затормозить чувства, действия, мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
Воля – психический процесс сознательного регулирования поведения и деятельности человека, связанная с преодолением внешних и внутренних трудностей.
Основные функции эмоций.
1. Функция оценки – позволяет оценивать и выражать значимость предметов и ситуаций, необходимых для достижения цели и удовлетворения потребностей.
2. Функция побуждения – при наличии позитивной или негативной оценки действия человека могут быть направлены либо на овладение и присвоение требуемого, либо на прекращение действий, либо на коррекцию действий.
3. Функция активации – позволяет обеспечивать оптимальный уровень деятельности нервной системы и ее структур.
4. Функция регуляции – влияет на направление и осуществление деятельности человека, позволяет регулировать отношение
Волевые свойства личности.
1. Целеустремленность
2. Настойчивость-умение человека мобилизировать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.
3. Выдержка
4. Решительность-умение понимать и претворять в жизнь быстрые и обоснованные, твердые решения.
5. Инициативность
6. Самостоятельность
7. Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.
8. Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.
9. Смелость-