Перцептогенез- стадии формирования образа восприятия?

Фи-движение- иллюзия перемещение неподвижной светящийся точки с одного места на другое. Если неподвижные точки находятся на небольшом расстоянии друг от друга в течение короткого времени, то при последовательном восприятии возникает фи-феномен.

Симультанное опознание- схватывание объектов и ситуаций в полном объёме; когда за секунду можно увидеть, опознать и понять содержание целой страницы текста (одновременность).

Мгновенное одномоментное опознание знакомого объекта. Переход от сукцессивного опознания к С. о. осуществляется по мере усвоения алфавита объектов, в результате обучения и тренировки. При этом имеет место редукция движений глаз наблюдателя, и данные регистрации движений глаз не позволяют судить о механизмах С. о. Установлено, что С. о. осуществляется по «оперативным» признакам, выделяемым человеком в ходе тренировки. Ряд авторов (Е. Н. Соколов, Б. Ф. Ломов и др.) связывают переход к С. о. с сокращением комплекса опознавательных признаков за счет «свертывания», исключения из него избыточных компонентов. При этом С. о. начинает совершаться тогда, когда после этого сокращения остается один или небольшое число «опорных» признаков, «критических точек», по которым осуществляется операция сличения воспринимаемого объекта с записанным в памяти эталоном. В ряде др. исследований (В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, М. С. Шехтер) получила подтверждение гипотеза о том, что на некотором этапе тренировки опознавательный процесс переключается на использование укрупненных отличительных признаков и, более того, целостных эталонов без разбивки их на элементы.Эти целостные признаки воспринимаются наблюдателем как простые, неразложимые, синкретические единицы.

С. о. является генетически вторичной формой опознавательного процесса, производной от развернутых форм сукцессивного опознания. Но в реальном процессе опознание знакомого объекта эта последовательность инвертируется: вначале имеет место С. о. Если полученные на стадии С. о. результаты оказались недостаточными или неудовлетворительными, то применяется способ сукцессивного опознания. (Т. П. Зинченко.)

Сукцессивное опознание- отнесение воспринимаемого предмета к некому классу в результате развернутого - постепенного и последовательного - анализа его признаков (последовательность).

Развернутый во времени процесс опознания,в значительной степени напоминающий процесс ознакомления с объектом. С. о. связано с восприятием мало знакомых объектов или с восприятием в затрудненных условиях. В процессе С. о. осуществляется последовательная оценка релевантных, значимых признаков объекта. При большом числе существенных признаков в объекте процесс С. о. осуществляется по элементам и длится тем дольше, чем больше таких признаков в объекте и его модели, сформированной при ознакомлении. Этому соответствует детальное и повторное рассматривание объекта, в процессе которого совершаются многочисленные движения глаз наблюдателя. Таким образом, о механизмах С. о. можно судить по данным регистрации движений глаз наблюдателя: смена точек зрительных фиксаций, сравнительно большое время фиксаций, траектория движений глаз указывают на то, что механизмом С. о. является последовательное сличение выделенных при ознакомлении с объектом признаков. (Т. П. Зинченко.)

Перцептивные действия- действия человека, направленного на создание сенсорного образа воспринимаемого объекта. Понятие введено в 1941г. А.В.Запорожцем. П.д. могут быть внешними (ориентировочно-исследовательские действия, направленные на знакомство с различными свойствами воспринимаемых объектов) и внутренними (умственные операции с целью установления в воспринимаемом объекте связей и отношенией при создание целостного образа).

Саккадические движения- быстрые версионные движения глаз, осуществляющиеся скачками, при зрительном пояски, чтении, рассматривании изображения, во время сновидений. Анализ зрительной информации происходит в промежутках между саккадами, вто время, когда глаза фиксируются на объекте. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объекта и сопровождаются движениями головы и корпуса.

Скользящие движения(дрейфы) - относительно медленные микродвижения глаз. Препятствуют появлению "пустого поля", когда объект перестаёт восприниматься.

Предметность -характеристика восприятия, основанная на отнесении всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, напр., не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.

Цветовой контраст- эмперическая характеристика образа восприятия, основана на распространении цветого одновременного контраста на всю воспринимаемую фигуру. Линии, разделяющая фигуры, является преградой для распространения контраста.

Целостность -свойство восприятия,состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы .

Гештальт(от нем. Gestalt — форма, структура) — основное понятие гештальт-психологии, использовавшееся также Австрийской и Лейпцигской школами,которое обозначает целостные (т. е. не сводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Примеры Г.: кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, не сводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Г. рассматривались в гештальт-психологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития, в Лейпцигской школе Г. считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития, тогда как на ранних этапах этими единицами являются т. н. комплекс-качества. Г. образуются в психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля».

Закон гештальта

Закон прегнантности: ПРЕГНАНТНОСТЬ(от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из основных понятий гештальт-психологии,означающее насыщенность, содержательность, завершенность гештальтов,пришедших в уравновешенное, стабильное состояние. Прегнантные гештальты, или «хорошие формы»,характеризуются простыми, замкнутыми, отчетливо выраженными границами, симметричностью, четкой внутренней структурой, в которой выявляются существенные черты, свойства фигуры. Законом П., т. е. стремлением гештальтов к уравновешенности и упорядоченности, В. Кёлер объясняет направление перцептуальной и интеллектуальной деятельности, а также нахождение способов решения задач. П. — чисто описательное понятие, которое характеризует лишь конечные результаты перцептивной деятельности человека в некоторых условиях, но не объясняет эту деятельность. Закон П. вступает в противоречие с требованиями практической деятельности человека, условием успешности которой является адекватность образов восприятия воспринимаемым объектам, какой бы неправильной формой или структурой они ни обладали. Но поскольку большинство окружающих человека объектов обладает симметричным строением, четкостью границ, отчетливой структурой, понятие П. содержит правильное описание многих образов восприятия человека.

Константность— это фундаментальное свойство восприятия, которое основано на относительном постоянстве (инвариантность) феноменальных свойств наблюдаемых предметов (дистального стимула)при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула.Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в. зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета и пространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр., независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами — 1 или 2 руками, ногой; инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).

Наши рекомендации