Понятие образа и его неотъемлемая часть в построении имиджа музыканта
Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки публичного человека, а в данном случае – музыканта, является впечатление, которое они производят, другими словами, их образ и имидж. И хотя эти понятия кажутся на первый взгляд идентичными и неразрывно связанными, они все-таки несут разную смысловую нагрузку.
Нужно сказать, что главной причиной путаницы является перевод слова имидж в современном английском языке: image – это «образ», «изображение», но еще и «олицетворение», «представление», «престиж» и «репутация».13
Понятие «имидж» имеет много различных определений. По мнению российских психологов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, имидж – это «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»14.
Известный маркетолог Ф. Котлер считает, что имидж определяется как «восприятие компании или её товаров обществом»15.
В.М. Шепель, специалист в области имиджелогии и социологии управления, выводит понятие «имиджа» из визуального образа, вспоминая о том, что image в переводе с английского – образ. Он считает, что «имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в
13. ttp://slovari.yandex.ru/
14. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998, С. 289-261.
15. Котлер Ф. «Основы маркетинга», М., Прогресс, 1998. С. 402.
целях привлечения к себе внимания»16.
Экономический журналист и теоретик паблик рилейшн Т.Э. Гринберг утверждает, что понятия «образ» и «имидж» - «не близнецы-братья»17. По его мнению, имидж в теории паблик рилейшнз – это образ, который целенаправленно создаётся имиджмейкерами в соответствии с идеалами и потребностями целевой аудитории, некий «инструментальный» образ, предназначенный с целью совершенствования представлений аудиторий в интересах субъекта. Одной из целей имиджа является подведение представлений аудитории к идеальному образу данного объекта. Поэтому имидж в таком смысле воспринимается исключительно как инструмент, «рабочий конструкт»18 имиджеологии, допускающий формирование необходимого образа.
Образ же в его понимании – это «отражённые в сознании участников коммуникации с разной степенью адекватности фрагменты реальности»19.
Проведя принципиальное различие в способе функционирования «имиджа» и «образа», Т.Э. Гринберг приводит следующие отличительные характеристики имиджа, которые подчёркивают «инструментальную» природу последнего:
1. Упрощённая структура имиджа по сравнению с объектом, каковой он репрезентирует. Т.Э. Гринберг отмечает его доминантность, то есть способность сокращать значительную объём информации к ограниченному набору символов.
2. Имидж – средство индивидуализации, «лакмусовая бумажка», выделяющая специфику и уникальность объекта репрезентации. Это отличает его от стереотипов, которые интегрируют и обобщают характеристики объекта, а не индивидуализируют их.
3. Чёткая и динамичная природа имиджа: он отличается
16. Шепель В.М. «Имиджелогия», М.: Народное образование, 2002, С. 128.
17. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М., 2012. 280 с.
18. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М., 2012. 280 с.
19. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М., 2012. 282 с.
конкретностью, но при этом обладает гибкостью и способностью изменяться, корректироваться в зависимости от текущей ситуации, так как в процессе своего формирования имидж претерпевает ряд трансформаций.
4. Имидж – это «коммуникация с обратной связью», то есть вышеуказанные трансформации вызваны реакцией целевой аудитории, а также ожидаемым откликом с их стороны.
5. Имидж имеет две отправные точки – «прообраз» и «идеал», с которыми обязательным образом соотносится. Прообраз выступает в качестве основы для конструирования данного образа, отправной точкой для его создания, а потом конечным пунктом, к которому его приближают имиджмейкеры, является некий идеал. В процессе этого нередко гипертрофируются многие черты прообраза, наделяются дополнительными идеологическими, социальными, психологическими ценностями в соответствии с ожиданиями целевой аудитории. Все характеристики так или иначе связываются с субъектом (в данном случае – с музыкантом).
6. Несмотря на тесную связь с прообразом, имидж устанавливает свои законы в соответствии с духовными ценностями обывателей, – утверждает Т.Э. Гринберг.
7. Наконец, имидж является квинтэссенцией представлений (образов) целевой аудитории и тех характеристик, которые свойственны самому объекту. 20
Г. Г. Почепцов рассматривает имидж как «публичное «я» человека, при этом утверждая, что в имиджеологии действуют законы рекламы: «при продаже одинаковых продуктов с одинаковыми свойствами (то ли это стиральный порошок, то ли мыло, то ли медийная персона), продаются не реальные характеристики, а имидж данного продукта, поскольку на уровне реалий схожие продукты неразличимы»21.
20. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М., 2012. 284 с.
21. Почепцов Г.Г. Имиджеология. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2004
Так, создатель и заведующая кафедрой социологии и психологии, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Е. Б. Шестопал пишет: «Понятие «образ» не тождественно понятию «имидж». Она подтверждает, что слово «имидж» является английским эквивалентом русского слова «образ», но имиджем называет «впечатление, которое конструируется целенаправленно и сознательно, а образом – то, которое формируется спонтанно»22.
В таком случае, можно сделать вывод, что образ существует всегда, его можно конструировать специально, тогда он становится имиджем.
Так, кандидат философских наук И.В. Гринёв в своей диссертации определяет имидж как «мнение рационального характера или эмоциональное окрашенное мнение об объекте, возникшее в психике – в сфере сознания и (или) подсознания – определённой (или неопределённой) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенно с целью возникновения аттракции – притяжения людей к данному объекту. Имидж может быть создан под влиянием эмоций или разума, осознанно или неосознанно, целенаправленно или спонтанно»23.
Такое большое количество разных определений вызывает путаницу между терминами «имидж» и «образ». Поэтому постараемся обобщить вышеперечисленное в два конкретных понятия.
Так, под образом мы будем понимать отражение личности музыканта в массовом и индивидуальном сознании граждан. Между тем как под имиджем (или брендом) мы будем понимать специально сконструированное и растиражированное отражение личности деятеля музыкальной индустрии.
Важно отметить, что удачный имидж артиста музыкальной индустрии
формируется целенаправленно, продуманно, с учетом личных качеств и
22. Е. Б. Шестопал «Политическая психология», 2008г.
23. И.В. Гринёв, диссерт. «Роль национальной российской культуры в формировании международного имиджа страны, 2009».
зачастую совпадает с образом, то есть, отражением личности медийного лица в общественном сознании. Совпадение имиджа с ожиданиями обеспечивает максимальную и длительную популярность, как это произошло, например, с Мерилин Монро.
Помимо этого, удачным образу также помогают становиться архетипы, которые являются связующим звеном между мотивацией целевой аудитории и ответной реакцией на PR-кампанию (в нашем случае – на музыканта), и которые мы рассмотрим подробнее чуть ниже.