Формы и операции мышления

Формы и операции мышления - student2.ru

Мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция (отвлечение). С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Сравнение — мыслительная опе­рация, основанная на установлении сходства и различия между объек­тами. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с ко­торого, как правило, начинается позна­ние. В ходе этого процесса субъект обнаруживает тождество и различие между вещами.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. С помощью анализа (см.) обнару­живаются наиболее существенные признаки.

Анализ и синтез (см.) обычно вы­ступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Абстракция (отвлечение) — мыс­лительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Обобщение — мысленное объеди­нение предметов и явлений по их об­щим и существенным признакам.

К формам мышленияотносятся понятие (см.), суждение (см.) и умо­заключение (см.)

Понятие — форма мышления, от­ражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явле­ний, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными.

Понятие — форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое представление фиксирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов не основе сравнения. Специфическим со держанием теоретического представ­ления выступает объективн а я связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процесс» жизни и деятельности.

Суждение — форма мышления, от­ражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отри­цание чего-либо. Суждения могут быть истин­ными и ложными.

Умозаключение — форма мыш­ления, при которой на основе несколь­ких суждений делается определенный вывод. Различают у. индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Виды мышления.

Мышление — это особого рода деятельность, имею­щая свою структуру и виды (рис. 12.2).

Формы и операции мышления - student2.ru

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обра­щаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информа­ции, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выражен­ными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преоб­ладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Словесно-логическое мышление (понятийное) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с поня­тиями.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Все виды мышления тесно взаимо­связаны. При решении задач словес­ные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной за­дачи требует словесных обобщений.

Для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности.

Теоретическое и практическое мышление. Они различаются по типу решаемых задач и характеру получаемого результата. Теоретическое мышление — это познание законов и закономер­ностей окружающей нас действительности. Его результат — те­ория познаваемых явлений. Задача практического мышления -подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Интуитивное и дискурсивное (синоним — аналитическое, логи­ческое) мышление. Дискурсивное мышление развернуто во вре­мени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуи­тивное мышление характеризуется быстротой протекания, от­сутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В то же время оно играет важнейшую роль в твор­ческом процессе (см. гл. 8).

Реалистическое и аутистическое мышление. Первое из них на­правлено в основном на внешний мир, регулируется логически­ми законами, а второе связано с реализацией желаний челове­ка, когда желаемое выдается за действительно существующее. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление». Оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Репродуктивное и творческое мышление. Репродуктивное мышление получает результат, используя уже готовые способы решения (алгоритмы). Творческое мышление отличается тем, что помимо получения результата создает новый способ реше­ния. В том случае, если данный новый способ уже существует, но не был известен «переоткрывшему» его человеку, все равно говорят о творческом мышлении. Дискурсивное мышление до­ступно компьютеру. Творческое мышление присуще только че­ловеку и не поддается компьютерному моделированию.

Выделяют также непроизвольные мыслительные процессы и произвольные. Так, различаются непроизвольные трансформа­ции образов сновидения и целенаправленное решение мысли­тельных задач.

Наши рекомендации