Ожидаемые результаты и способы их проверки
По итогам реализации I блока занятий программы – «Адаптация к беременности» у участниц ожидается:
- формирование у участниц адекватных представлений об изменениях, происходящих с женщиной во время беременности;
- принятие женщинами себя и изменений, происходящих с ними во время беременности;
- формирование у участниц осознанного отношения к образу жизни во время беременности;
- формирование навыков эмоциональной саморегуляции;
- формирование адекватной модели материнства.
Достижение данных результатов в совокупности способствует психологической адаптации участниц к беременности.
По итогам реализации II блока занятий программы – «Психологическая подготовка к родам» у участниц ожидается:
- формирование субъектного отношения к будущему ребенку;
- формирование психологической готовности к родам;
- развитие операционального блока материнской потребностно-мотивационной сферы поведения;
- формирование навыков саморегуляции;
- согласование представлений супругов о родительстве;
- формирование материнской компетентности.
По итогам реализации III блока занятий программы – «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка» у участников ожидается:
- формирование адекватных представлений об изменениях, предстоящих семье в связи с рождением ребенка;
- формирование навыков конструктивного диалога в супружеской паре;
- согласование представлений супругов о родительстве;
- формирование родительской компетентности: навыков общения с новорожденным, ухода за ним и организации окружающего пространства;
- формирование адекватной модели родительства.
В качестве способа определения эффективности данной программы разработана процедура оценки, которая заключается в следующих шагах:
- оценка первоначального уровня информированности;
- оценка первоначального уровня мотивации;
- оценка итогового уровня информированности;
- оценка итогового уровня мотивации;
- оценка степени удовлетворенности различными аспектами содержания и формы проведения занятий;
- вычисление показателей динамики информированности, мотивации и степени удовлетворенности.
Динамика информированности и мотивации по итогам работы должна быть положительной, удовлетворенность – не ниже 5 баллов.
Опросники по сбору первоначальных данных заполняются участниками в начале каждого блока программы. Опросники по сбору итоговых данных заполняются участниками на последнем занятии каждого блока программы. Оценка степени удовлетворенности производится на последнем занятии каждого из блоков.
Для первоначального определения возможности работы с участницей и учета ее индивидуальных особенностей в дальнейшем рекомендуется «Тест отношений беременной» (И.В. Добряков) на определение типа психологического компонента гестационной доминанты (ПГКД)[4] у беременных женщин. Диагностика проводится на первом и последнем занятиях I блока программы: «Адаптация к беременности».
В качестве дополнительных средств определения достижения ожидаемых результатов в рамках I блока «Адаптация к беременности» рекомендуется использование следующих диагностических методик: «Рисуночный тест «Моя беременность» (Г.Г. Филиппова) и САН (методика самооценки психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение).
В качестве дополнительных средств определения достижения ожидаемых результатов в рамках II блока «Психологическая подготовка к родам» рекомендуется использование следующих диагностических методик: «Рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова) и «Шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины» (В.В. Абрамченко, ТА. Немчин).
В качестве дополнительных средств определения достижения ожидаемых результатов в рамках III блока «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка» рекомендуется использование следующих диагностических методик: «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) и ЦТО (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).
Диагностические материалы представлены в приложении 4.
2. Тематический план программы
«Психологическое сопровождение беременности»
№ п/п | Название блока, тема | Время (акад. час) |
I. | Адаптация к беременности | |
1. | Знакомство | |
2. | Экология эмоций | |
3. | Новый образ | |
4. | Мотивы зачатия | |
5. | Погода в доме | |
6. | Обычная преданная мать | |
II. | Психологическая подготовка к родам | |
1. | Знакомство | |
2. | Общение с ребенком до родов | |
3. | Роды – это работа | |
4. | Я и мой ребенок | |
5. | Погода в доме (с супругом) | |
6. | После родов и рождения | |
Здравствуй, малыш | ||
III. | Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка | |
1. | Знакомство | |
2. | Пойми меня | |
3. | Семейные правила | |
4. | Ваш ребенок: встреча с врачом-неонатологом | |
5. | Общение с ребенком после рождения | |
6. | Родители должны – родители имеют право | |
ИТОГО: |
Содержание программы
«Психологическое сопровождение беременности»
3.1. Содержание I блока занятий программы «Психологическое сопровождение беременности»: «Адаптация к беременности»
Занятие №1 Знакомство
Цель:формирование мотивации участниц к групповой работе по программе «Адаптация к беременности».
Задачи:
- знакомство участниц друг с другом, с ведущим, а также с целями и задачами групповой работы;
- формирование у участниц адекватных представлений о беременности и внутриутробном развитии плода.
- формирование осознанного отношения к образу жизни во время беременности;
- обучение приемам релаксации.
План занятия:
1. Приветствие – 5 минут
2. Упражнение на знакомство – 20 минут
3. Проведение опроса – 5 минут
4. Проведение диагностических мероприятий – 40 минут
5. Перерыв – 5 минут
6. Упражнение «Мифы и реальность» – 40 минут
7. Упражнение для релаксации – 10 минут
8. Подведение итогов – 10 минут
Материалы: бланки опросников «Оценка уровня информированности», «Оценка уровня мотивации», белые листы А4, цветные карандаши, бланки с ТОБ (б) И.В. Добрякова, бланки САН, карточки для упражнения «Мифы и реальность».
Ход занятия:
Приветствие – 5 минут
Цель: познакомить группу с ведущим.
Содержание.
Ведущий представляет краткие сведения о себе.
Комментарии для ведущего.
Информация должна освещать профессиональную деятельность ведущего. Однако ведущий должен быть готов отвечать на вопросы, касающиеся его семейного положения и наличия детей.