Тема 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

Современная стратегия обновления и развития образования. Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Природа и функции образовательных инноваций. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Источники и условия исследовательского поиска. Организация опытно-поисковой исследовательской работы образовательных учреждений. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования.

Семинар. Условия эффективности источников исследовательского поиска

  1. Источники обновления образования и воспитания. Перенос научных открытий в практическую сферу.
  2. Сторонники и противники педагогов-новаторов. Причины их появлений.

Тема 2. Логическая структура исследования

Понятие о логике исследования. Проблема и тема исследования. Объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Категории успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования. Этапы практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске.

Тема 3. Методы и методики психолого-педагогического исследования

Исследовательские методы и методики. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании. Методы теоретического исследования. Психолого-педагогическое обследование. Изучение и использование передового опыта. Опытная работа. Комплексный педагогический эксперимент.

Тема 4 Истолкование, апробация и оформление результатов исследования

Интерпретация результатов исследования. Апробация работы. Оформление результатов поиска.

Тема 5. Творческая индивидуальность педагога

Личность педагога и педагогические способности. Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм и творческая индивидуальность педагога.

Тема доклада: Методология социально-психологического исследования: три парадигмы, существующих в психологии.

Семинар. Типы стилей личности педагога

  1. Классификация типов стилей личности педагога Е.А. Ямбурга.
  2. Классификация типов стилей личности педагога В.Н. Сорока-Росинского.
  3. Другие классификации типов стилей личности педагога.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.,1980.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Кн. 1.

3. Андреев В. И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань, 1988.

4. Атаханов Р. А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под ред. В.В.Давыдова. — М.; Рига, 2000.

5. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982.

6. Белкин А. С. Возрастная педагогика. — Екатеринбург, 1999.

7. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

8. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. — М., 1989.

9. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. — Киев, 1986.

10. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. — Киев, 1974.

11. Гильманов С. А. Интуиция педагога. — Тюмень, 1992.

12. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. — Тюмень, 1995.

13. Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. —М., 1989.

14. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб.пособие.— Самара, 2000.

15. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 2000.

16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2000.

17. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. —М., 1982.

18. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования.— М.,1995.

19. Загвязинский В. И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. — Тюмень, 1993.

20. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. — М., 1987.

21. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.

22. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.

23. Загвязинский В. И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. — М., 1991.

24. Кузьмина Л. В. Психологическое исследование. — СПб., 1994.

25. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.

26. Кэмпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб., 1996.

27. Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М., 1993.

28. Маслак А. А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. — Курск, 1998.

29. Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г.В.Воробьева. — М., 1980.

30. Методы психологических исследований / Под ред. В.И.Журавлева. — М., 1972.

31. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М., 1997. — Кн. 1. Общие основы психологии.

32. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М., 1999. — Кн. 3. Психодиагностика.

33. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.

34. Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. — Казань, 1982.

35. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К, М. Гуревича и Е.М.Борисовой. — М., 1997.

36. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.

37. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., 1999.

38. Рожков М. И. Теоретические основы воспитательного процесса. — Ярославль, 1999.

39. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.

40. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. — М., 1991.

41. Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М., 1979.

42. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. — М., 1987.

43. Ямбург Е.А. Школа для всех. — М., 1997.

Наши рекомендации