Задание 30. Исследование акцентуаций характера

(опросник Г. Шмишека)

Цельисследований:определить выраженность акцентуаций характера.

Инструкция: «Вам предлагается 97 вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов».

Вопросы:

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли вы плачете?

4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке – правильно ли все было сделано?

5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли ы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?

12. Предприимчивы ли вы?

13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли вы?

15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?

17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?

20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли вас ваши знакомые?

22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли вы иногда?

28. Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит не ровно, стараетесь ли вы это поправить?

30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?

33. Легко ли вы впадаете в гнев?

34. Способны ли вы быть шаловливо- веселым?

35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым была допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли вы в детстве из дому?

47. Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли вы любите животных?

53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли вы, рассердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки?

58. Очень ли вы любите веселиться?

59. Вы всегда вы говорите то, что думаете?

60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63.Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы вы пройти один в темноте через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь должна находиться на своем месте?

70. Случается ли вам, ложась спать в отличном настроении, пробуждаться следующим утром в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у вас бывает головокружение?

73. Часто ли вы смеетесь?

74. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы: закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?

81. Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у вас переходы от веселого к тоскливому настроению?

85. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли вы в школьные годы переписать из–за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимаетесь ими, то недолго?

95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы вы, изображая кого–нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Обработка результатов

Обработка результатов теста проводится с помощью таблицы.

Подсчет баллов осуществляется путем умножения количества совпавших с ключом ответов на коэффициент для каждого типа акцентуаций. Максимальный показатель равен 24 баллам. Признаком акцентуаций считается показатель, превосходящий 18 баллов.

Таблица 23

Тип акцентуаций Коэф–фициент Ответы «Да» на вопросы Ответы «Нет» на вопросы
Гипертимность 1; 12; 25; 36; 50; 61; 75; 85
Эмоциональность 3; 14; 52; 64; 77; 87 28; 39
Тревожность 17; 30; 42; 54; 79; 91 5; 67
Демонстративность 7; 21; 24; 32; 45; 49; 71; 74; 81; 94; 97
Дистимичность 10; 23; 48; 83; 96; 34; 58; 73
Застревание 2; 16; 26; 38; 41; 62; 76; 86; 90 13; 51
Педантичность 4; 15; 19; 29; 43; 53; 65; 69; 78; 89; 92;
Циклотимность 6; 20; 31; 44; 55; 70; 80; 93;
Возбудимость 8; 22; 33; 46; 57; 72; 82; 95
Экзальтированность 11; 35; 60; 84;
Ложь 9; 47; 59; 68; 88 18; 27; 37; 63

Описание акцентуаций

1. Гипертимный. Люди, склонные к повышенному настроению, общительные, энергичные, хорошие собеседники, часто меняют свое окружение, предприимчивы и увлекающиеся; импульсивны, необязательны, легкомысленны, раздражительны.

2. Эмотивный. Люди, у которых настроение меняется по незначительному поводу; любое событие переживают длительно и глубоко; очень впечатлительны, добросердечны, исполнительны, тактичны, обладают чувством долга; требуют к себе особый стиль отношений, увязают в деталях, не умеют увидетьглавное.

3. Тревожный. Люди с повышенной склонностью к страхам. Даже незначительное событие может вызвать фобическое переживание. Самооценка таких людей понижена. Они обязательны, впечатлительны, дружелюбны, надежны, самокритичны и в то же время не умеют дать отпор, несамостоятельны, безынициативны.

4. Демонстративный. Люди, у которых сильно выражены эгоцентризм, стремление постоянно быть в центре внимания. Они эмоциональны, раскованы, способны увлечь, обладают актерскими данными, яркостью выражения чувств. Склонны носить яркую одежду, любят пофантазировать, бывают неискренни, способны уходить в болезнь.

5. Дистимный. У людей этого типа преимущественно пониженное настроение, выражен пессимизм, мрачный взгляд на события, пассивность, неумение радоваться с окружающими. Люди серьезные, ответственные, добросовестные, пунктуальные.

6. Застревающий. Склонны к «застреванию аффекта». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение». Принципиальны, несгибаемы, сдержанны, хозяйственны. В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию, самонадеянность, подозрительность, мстительность.

7. Педантичный. Преобладание педантизма, упорядоченность внутреннего и внешнего; аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий; обязательность, порядочность, надежность. «Конфликтными» чертами являются «занудливость», буквоедство, формализм, нерешительность в определенных ситуациях.

8. Циклоидный. Характерны резкие перепады настроения, хорошее настроение коротко, плохое длительно; неустойчивость привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра – окатить холодом. При депрессии ведут себя как тревожный тип, при хорошем настроении – как гипертимы.

9. Возбудимый. Склонны к повышенной импульсивности. Поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершать поступки, о которых потом сожалеют. Они энергичны, деловиты, инициативны, хозяйственны, добросовестны. "Конфликтные" черты: раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию, безудержность в увлечениях.

10. Экзальтированность. Характеризуются отсутствием полутонов в эмоциях и чувствах; быстро переходит от «мировой скорби» к «безоблачному счастью». Свойственны глубокая религиозность, страсть к искусству и т.д. Проявляют несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

1.4. Способности

Способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки. Это врожденные морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.

Природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так, тип высшей нервной деятельности (соотношение сигнальных систем) оказывают существенное влияние на развитие способностей человека, например, благоприятствуют образованию волевых, коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей. Насколько оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. Однако способности могут развиваться и без природных задатков. Решающими факторами в этом случае могут быть особенности характера и мотивационн-потребностные компоненты личности. Немаловажную роль играет и социальный опыт, благодаря которому возникают знания, умения и навыки.

Актуализация способностей осуществляется с помощью трех психологических механизмов:

1) мотивационный механизм. Без мотива, без желания трудиться способности не будут реализованы;

2) операционный механизм представляет собой наборопераций (способов), с помощью которых осуществляется реализация цели деятельности в результат. Можно предположить, что само понятие «способности» происходит от термина «способ»;

3) функциональный (процессуальный) механизм обеспечивается качеством психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операций (лучшими способностями обладают те люди, у которых лучше развиты память, мышление, воображение и другие психические процессы).

Способности разделяются на общие и специальные.

Общие способности– это система свойств личности, позволяющая легко и продуктивно овладевать знаниями и различными видами деятельности и общения.

Специальные способности – свойства личности, позволяющие добиваться высоких результатов в конкретных видах деятельности и общения. Каждая способность имеет свою структуру. Успешность будущей деятельности студентов технических вузов тесно связана со спецификой инженерного труда. В связи с этим им необходимо знание структуры специальных технических способностей.

В структуру технических способностей Н.Д. Левитов включает:

1) расчет материала во времени и в пространстве (глазомер, способность оценить и определить время, быстрая ориентировка в материале, восприятие движения), 2) пространственное воображение (память на формы и расстояние, живость и точность пространственных представлений, конструкторская фантазия), 3) математический расчет, 4) анализ и синтез технических приспособлений.

Совокупность общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач, определяют как интеллект. Иными словами, интеллект – это система психических процессов, позволяющих человеку оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

В интеллекте выделяют две подструктуры: вербальный и невербальный интеллект. Вербальный интеллект осуществляется в словесно–логической форме, невербальный – в форме наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Интеллектуальные способности можно оценить с помощью теста

Г. Айзенка, теста структуры интеллекта (ТСИ) Р. Амтхауэра, матриц Равена, теста технического интеллекта Беннета и др.

Наши рекомендации