Психомоторные свойства

Во всякую трудовую деятельность так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий, в том числе не только моторных, но и сенсорных, и умственных, характерны:

1) целесообразность (целенаправленность);

2) адекватность текущего строения действия текущему со­стоянию объекта труда;

3) опосредованность действия орудиями труда; характер ее изменяется с ходом технического прогресса (действия над пред­метами труда с помощью средств труда заменяются или допол­няются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффекторность трудовых действий, означающая воз­можность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;

5) определенное соотношение фиксированных, автоматиче­ских, и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, вы­ражающаяся в том, что они регулируются не только выполня­ющим их человеком, но и другими людьми, (извне) или мате­риализованными продуктами деятельности других людей (ин­струкциями-чертежами, технологическими картами и т. п.).

Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. «Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может пе­реходить из одной деятельности в другую. Это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели».

Способ, которым выполняется действие, А.Н. Леонтьев обо­значает понятием «операция». Операция отвечает условиям дей­ствия, а не непосредственно цели. Поэтому с помощью одних и тех же операций могут осуществляться разные действия. В свою очередь одна и та же цель при изменении условий, в ко­торых она обозначена, может достигаться с помощью различ­ных операций. «Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - про­цессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это опе­рации, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру» (А.Н. Леонтьев).

Различают три основных параметра трудовых действий: си­ловой, пространственный, временной. На ранних этапах разви­тия техники ведущим был силовой фактор. Увеличение роли пространственного и временного компонентов приводило ко все большему членению крупных силовых движений на более мел­кие дозировочные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара или нажима.

С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых дейст­вий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространст­венных и временных). В операциях с органами дистанци­онного управления, как и во многих других видах производст­венной деятельности, движения становятся дозировочными. Мы­шечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.

Силовой фактор в процессе развития труда все больше подчиняется пространственному и временному. В условиях ме­ханизированного производства пространственно-временной фак­тор уже окончательно подчиняет себе силовой. Это приводит к дальнейшему дроблению крупных силовых движений на более мелкие, дозировочные, вплоть до появления микродвижений пальцев рук. Однако наряду с движениями мелкими сохраня­ется еще множество рабочих движений, выполняемых более крупными мышцами руки. Переход к автоматизированному про­изводству требует максимальной точности и быстроты реакции (т. е. увеличивает роль пространственно-временного компонен­та). Осуществление такой точности движений крупными мыш­цами невозможно. Только самые тонкие движения пальцев мо­гут обеспечить необходимую точность. Именно с этим и связано появление массы микродвижений при оперировании органами дистанционного управления. Силовой фактор в таких движе­ниях не отмирает, не упрощается, а, напротив, развивается и совершенствуется. И возможно, что такие мелкие движения требуют в своей массе больше мышечных усилий, чем движения грубые, силовые.

Н.А. Розе показала различия в соотношении силовых, пространственных и моторных компонентов действия в зависи­мости от особенностей профессиональной деятельности. Она сравнивала силу кисти и тремор у девушек одной возрастной группы (18-21 год): у работниц строительных площадок, мон­тажниц радиоламп и телевизоров, студенток университета. Наиболее отчетливо проявились различия в силе кисти рук. У девушек-строителей она в 1,8-2 раза превышает силу рук у монтажниц блоков радиоламп (очень точное и тонкое про­изводство) и примерно в 1,5 раза силу рук у монтажниц блоков конвейера.

В структуре действий человека, имеющего дело со сложным техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные реакции (простая, дизъюнктивная, РДО). Поэтому инженер­ная психология уделяет большое внимание изучению факторов, влияющих на скорость и точность сенсомоторных реакций. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видов сенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свиде­тельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.

Мнемические свойства

Для успешности трудовой деятельности, имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость за­поминания, прочность сохранения усвоенного материала, точ­ность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстро­му воспроизведению материала в нужный момент. Профессио­нальная память может оперировать зрительными образами, слу­ховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмер­ной промышленности). Это может быть память на лица (у ад­министратора, проводника железнодорожного вагона, педаго­га) на графический и цифровой материал, наконец, содержани­ем профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики.

Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, об­ладавших феноменальной памятью именно в своей профессио­нальной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа оператора телекоммуникационной компании). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оператив­ную, которая органически включена в эту деятельность. Функ­ции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой дея­тельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержа­ние материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы за­поминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память ис­пользует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти суще­ствует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, храня­щейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Дав характеристику оперативной памяти, П.И. Зинченко и Г.В. Репкина ставят также вопрос о ее развитии. По их пред­положению, механизмами функционирования оперативной памя­ти являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому харак­теристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладе­ния той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах вы­полнения, определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. «...В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехо­устойчивость. Это отражается и на результатах самой деятель­ности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения мате­риала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А.А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования про­фессиональной памяти заключается в формировании соответст­вующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов.

Например, при изучении кур­са нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Анало­гичные приемы известны, видимо, специалистам в любой обла­сти трудовой деятельности.

Однако роль мнемических приемов по подобному основанию относительно невелика. Организация материала на основании существенных признаков, т.е. по содержанию, значительно эффективнее. Метод органи­зации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического рас­членения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными про­цессами, а мнемические свойства получают опору в мысли­тельных свойствах личности.

Наши рекомендации