Критерии организации психологической помощи беременным

Для организации психологической помощи в рамках компетенции младшей медицинской сестры были проанализированы различные психолого-педагогические методы и средства.

Выявлено, что информативным инструментарием для предварительного отбора женщин является:

1. Опросник Добрякова: определение типа психологического компонента гестационной доминанты;

2. Сбор анамнеза предстоящих родов;

1. Опросник Добрякова: определение типа психологического компонента гестационной доминанты.

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей 6epeменности, ее поведенческие стереотипы.

Ha основе результатов исследования беременную женщину можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики сестринского ухода.

1-я группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД.

2-я группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

3-я группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. В третью же группу следует включать всех, имеющих депрессивный тип ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

2. Сбор анамнеза предстоящих родов;

1. Беседа. Анкета.

· Ф.И.О., возраст, образование, место работы

· Характер взаимоотношений на работе

· Семейное положение. Жилищные условия. Характер взаимоотношений в семье

· Срок беременности. Особенности течения беременности:

а) физиологические: токсикоз, угроза прерывания, стационар;

б) психологические: раздражительность, плаксивость, колебания настроения, проблемы со сном

· Предыдущие беременности, предыдущие роды

· Отношение к беременности, к родам; мотив зачатия

· Психопрофилактика беременности «Школа материнства» Отношение к подобной подготовке

С помощью данных методик мы исследовали 90 беременных женщин. Возраст 60 % - от 20 до 25 лет, 40% - от 26 до 32 лет. Образование: 50% женщин имеют средне специальное, 25% женщин имеют высшее образование, 25% женщин имеют общее среднее образование. Семейное положение: 70% женщин состоит в законном браке, 30% - в гражданском браке. 20% женщин имеют 1 ребенка. 80% женщин – первородящие (рис.1).

Критерии организации психологической помощи беременным - student2.ru Критерии организации психологической помощи беременным - student2.ru Критерии организации психологической помощи беременным - student2.ru

Рис.1.

Результаты исследования беременных женщин показали:

1. Лишь 55% женщин в последнем триместре беременности посещали «Школу материнства» (рис.2). Женщины посещают занятия нерегулярно.

2. Неблагоприятная картина складывается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (рис3):

А) наличие осложнений беременности (токсикоз I половины беременности, угроза прерывания, замершие беременности) (25 %)

Б) наличие тревожности, депрессивные мысли (75 %).

3. Женщины, имеющие показания к плановой операции кесарево сечение входят в группы риска по типу переживания беременности.

4. 45% женщин считает, что все знания придут со временем, а при родах надеются в основном на медицинский персонал (врача, акушерку).

5. Эмоциональное состояние практически у всех беременных в роддоме находится на нейтральном уровне. Для беременной важно наличие позитивных эмоций, отсутствие подавленности, страха, напряженности. Психоэмоциональный стресс у беременных в роддоме, связанный с незамужеством, неблагоприятным акушерским анамнезом, проблемами материального плана требует обязательной консультации и работы с психологом продолжительное время.

6. Эмоциональное состояние ниже средних показателей выявилось у тех женщин, которые имеют отягощенный акушерский анамнез: аборты, выкидыши, угроза прерывания, токсикоз 1 половины беременности.

Критерии организации психологической помощи беременным - student2.ru

Рис.2.

Критерии организации психологической помощи беременным - student2.ru

Рис. 3

Выводы

Результаты исследования беременных женщин показали:

1. Лишь 55% женщин в последнем триместре беременности посещали «Школу материнства». Женщины посещают занятия нерегулярно.

2. Неблагоприятная картина складывается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке:

А) наличие осложнений беременности (токсикоз I половины беременности, угроза прерывания, замершие беременности) (25 %)

Б) наличие тревожности, депрессивные мысли (75 %).

3. Женщины, имеющие показания к плановой операции кесарево сечение входят в группы риска по типу переживания беременности.

4. 45% женщин считает, что все знания придут со временем, а при родах надеются в основном на медицинский персонал (врача, акушерку).

5. Эмоциональное состояние практически у всех беременных в роддоме находится на нейтральном уровне. Для беременной важно наличие позитивных эмоций, отсутствие подавленности, страха, напряженности. Психоэмоциональный стресс у беременных в роддоме, связанный с незамужеством, неблагоприятным акушерским анамнезом, проблемами материального плана требует обязательной консультации и работы с психологом продолжительное время.

6. Эмоциональное состояние ниже средних показателей выявилось у тех женщин, которые имеют отягощенный акушерский анамнез: аборты, выкидыши, угроза прерывания, токсикоз 1 половины беременности,

Данные исследования свидетельствуют о необходимости психологической поддержки пациенток роддома со стороны медицинского персонала, в том числе младшей медицинской сестры, в рамках ее профессиональной компетенции.

Заключение

Беременность для женщины является стрессовым событием, т.к. создаются новые условия жизни, к которым женщина должна адаптироваться.

К наиболее значимым психосоциальным стрессам относится: конфликты между супругами, родителями и детьми, отсутствие мужа, неудовлетворенные материально-бытовые условия. Они увеличивают риск возникновения акушерских осложнений.

Теоретический анализ проблемы свидетельствует, что переживание родов и, в частности болей схваток, зависит от психологического настроя женщины.

Младшая медицинская сестра, осведомленная в вопросах психологических особенностей беременных, при общении с пациентками создает благоприятные условия для эффективного родоразрешения..

Практический анализ особенностей организации психологического взаимодействия младшей медицинской сестры с беременными в условиях роддома включил:

- анализ форм и методов оказания психологической помощи беременным в предродовой подготовке.

Данный анализ показал, что наиболее приемлемыми в рамках профессиональной компетенции младшей медицинской сестры являются:

1. Беседы. Индивидуальные консультации.

2. Библиотерапия, видеотерапия.

- определение критериев организации психологической помощи беременным.

Для организации психологической помощи в рамках компетенции младшей медицинской сестры были проанализированы различные психолого-педагогические методы и средства.

Выявлено, что информативным инструментарием для предварительного отбора женщин является:

1. Опросник Добрякова: определение типа психологического компонента гестационной доминанты;

2. Сбор анамнеза предстоящих родов;

С помощью данных методик было исследовано 90 беременных женщин. Возраст 60 % - от 20 до 25 лет, 40% - от 26 до 32 лет. Образование: 50% женщин имеют средне специальное, 25% женщин имеют высшее образование, 25% женщин имеют общее среднее образование. Семейное положение: 70% женщин состоит в законном браке, 30% - в гражданском браке. 20% женщин имеют 1 ребенка. 80% женщин - первородящие.

Исследованных беременных женщин показало:

1. Лишь 55 % женщин в последнем триместре беременности посещали «Школу материнства». Женщины посещают занятия нерегулярно.

2. Неблагоприятная картина складывается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке:

А) наличие осложнений беременности (тяжелый токсикоз I половины беременности, угроза прерывания, замершие беременности)

Б) наличие тревожности, депрессивные мысли.

3. Женщины, имеющие показания к плановой операции кесарево сечение входят в группы риска по типу переживания беременности.

4. 45% женщин считает, что все знания придут со временем, а при родах надеются в основном на медицинский персонал (врача, акушерку).

5. Эмоциональное состояние практически у всех беременных в роддоме находится на нейтральном уровне. Для беременной важно наличие позитивных эмоций, отсутствие подавленности, страха, напряженности. Психоэмоциональный стресс у беременных в роддоме, связанный с незамужеством, неблагоприятным акушерским анамнезом, проблемами материального плана требует обязательной консультации и работы с психологом продолжительное время.

6. Эмоциональное состояние ниже средних показателей выявилось у тех женщин, которые имеют отягощенный акушерский анамнез: аборты, выкидыши, угроза прерывания, токсикоз 1 половины беременности.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости психологической поддержки пациенток роддома со стороны медицинского персонала, в том числе младшей медицинской сестры, в рамках ее профессиональной компетенции.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2012. - N2.

2. Ананьев В.А Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь,2007.– 320 с.

3. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Питер, 2009. – С. 15. 148 с.

4. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2008. – С. 21. 384 с.

5. Дмитриева Н.Б. Психология здоровья личности: Учебное пособие для студентов. / Н.Б. Дмитриева. – Казань, 2010. – 61 с .

6. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2009. – С. 181. – 607 с.

7. Ковалёв А.Г., Мясинцев В.Н. Психологические особенности человека. – М.Речь, 2012 – 201с.

8. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология.– 2– е и перераб. и доп.– М.: Медицина, 2009.– 272 с.

9. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2009. – 607 с: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

10. . Панкратов В.Н. Саморегуляция психологического здоровья: Практическое руководство. – М., Изд– во Института Психотерапии, 2011.– 352 с.

11. Глотова, И.Т. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела в Белгородской области: Автореф. дисс… канд. мед. наук / И.Т.Глотова. – М., 2012. – С.25.

12. Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации / Материалы 1 Всероссийского съезда средних медицинских работников. – СПБ., 1998. – С.3-5.

13. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / М.Т.Громкова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 415с.

14. Двойников, С.И. Качество трудовой жизни сестринского персонала – стимул роста эффективности его труда / С.И.Двойников, Л.А.Карасева // Главная медицинская сестра. – 2009. – № 7 – С.115.

15. Двойников, С.И. Научные исследования в сестринском деле, проблемы и перспективы / Материалы 2 Всероссийского съезда средних медицинских работников / С.И.Двойников. – М. – 2009. – 279с.

16. Двойников, С.И. Обучение пациентов и членов его семьи приемам самоухода и ухода за больным / С.И.Двойников, И.Аббясов // Главная медицинская сестра. – 2009. – № 6 –С.35-39.

17. Задворная, О.Л. Научное обоснование путей совершенствования управления кадровым потенциалом среднего звена в лечебно-профилактическом учреждении: Автореф. дис. … д-ра мед. наук / О.Л.Задворная. – М., 2011. – С.39.

18. Захаров, И.А. Сравнительная оценка качества сестринской помощи по различным направлениям / И.А.Захаров // Главная медицинская сестра. – 2009. – № 11. – С. 33-43.

19. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф.Зеер, Г.М.Романцев // Педагогика – 2009. – № 3 – С.16.

20. Психологическое здоровье: усиление борьбы с психическими расстройствами [Электронный ресурс]/Официальный сайт Всемирной организации здоровья/ Информационный бюллетень №220, сентябрь 2010 г. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/index.html

Приложение 1.

Наши рекомендации