Предмет педагогической психологии и педагогики

Педагогическая психология изучает условия и закономер­ности формирования психических новообразований под воздей­ствием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между вос­питанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б. Г. Ананьев).

Педагогическая психология изучает механизмы, закономер­ности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности в формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимо­отношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (Крутецкий В. А.)- В структуре педагоги­ческой психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педа­гогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогичес­кой деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); пси­хологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Таким образом, ПРЕДМЕТОМ педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социоультурного опыта человеком, закономерности интеллектуаль­ного и личностного развития ребенка как субъекта учебной де­ятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).

ПРЕДМЕТОМ педагогики является исследование сущнос­ти формирования и развития человеческой личности и разра­ботка на этой основе теории и методики воспитания как специ­ально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

• изучение сущности и закономерностей развития и фор­мирования личности и их влияние на воспитание;

• определение целей воспитания;

• разработка содержания воспитания;

в исследование и разработка методов воспитания.

ОБЪЕКТ познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагоги­ки — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с приро­дой и обществом.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искус­ство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практи­ческий. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педаго­гика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответству­ющими воспитательными умениями и навыками, которые мо­гут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической точки зрения не­обходимо различать педагогику как теоретическую науку и прак­тическую воспитательную деятельность как искусство.

ВОПРОС 140

Категории педагогики

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предме­та педагогики рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свой­ства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в це­лостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опы­та с целью подготовки их к общественной жизни и производи­тельному труду. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспита­ние в широком социальном смысле, включая в него воздей­ствие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убежде­ний. Воспитание часто трактуется в еще более локальном зна­чении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.)- Таким образом, воспита­ние — это целенаправленное формирование личности на ос­нове формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведе­ния (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физи­ческое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Педагогика же исследует сущность воспитания, его зако­номерности, тенденции и перспективы развития, разрабатыва­ет теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культур­ным уровнем общества и государства.Человечество обеспечивает развитие каждого человека че­рез воспитание, передавая опыт свой собственный и предше­ствующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое разви­тие (изменение функций организма в области сердечно-сосу­дистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения чело­веком действительности: ощущения, восприятие, память, мыш­ление, чувства, воображение, а также более сложные психи­ческие образования: потребности, мотивы деятельности, спо­собности, интересы, ценностные ориентации). Социальное раз­витие человека состоит в его постепенном вхождении в обще­ство — в общественные, идеологические, экономические, про­изводственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти от­ношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и буду­щими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствова­нию. Мерой духовного развития может быть степень ответствен­ности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное раз­витие все более признается ядром становления личности в че­ловеке.

Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влияни­ем внешних и внутренних, социальных и природных, управля­емых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов по­ведения, присущих данному обществу на данном этапе разви­тия.

Может показаться, что воспитание по отношению к разви­тию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В про­цессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жиз­ни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг Друга.

Категорию «воспитание» используют широко: передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно в семье, можно че­рез средства массовой информации, в музеях через искусство, в системе управления через политику, идеологию и т. д. Но среди форм воспитания особо выделяется образование.

Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития че­ловека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, програм­мам, структурам с помощью специально подготовленных пе­дагогов. Все образовательные учреждения в государстве объе­динены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание обра­за-, некую завершенность воспитания в соответствии с опреде­ленной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколе­ний в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, сред­не-специальное, высшее образование, постдипломное об­разование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояни­ями участников этого процесса; технологичность, обеспе­чивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертифи­катом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навы­ков, его подготовки к тому или иному виду практической дея­тельности.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро обра­зования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обус­ловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и при­ема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащих­ся. Как процесс обучение включает в себя две части: препода­вание, в ходе которого осуществляется передача (трансформа­ция) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприя­тие, осмысление, преобразование и использование

Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то ее воспитыва­ет, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт при­обретать и творить что-то новое. Поэтому основными душев­ными факторами развития Предмет педагогической психологии и педагогики - student2.ru человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

ОБЪЕКТ познания — человек, развивающийся в результа­те воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспи­тательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообу­чением и направленных на развитие человека.

ВОПРОС 141

Наши рекомендации